Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:43, контрольная работа
Путь, по которому проходит пища, называется пищеварительным трактом.
С пищей организм получает такие сложные органические вещества, как белки, жиры и углеводы. Эти вещества используются организмом в качестве строительного материала при процессах роста и при построении новых клеток взамен отмирающих. Питательные вещества являются и источниками энергии, покрывающими расходы организма.
Значение пищеварения для жизнедеятельности организма;
Строение пищеварительной системы;
Пищеварение в различных отделах пищеварительной системы;
Возрастные особенности развития и функций пищеварительной системы.
Профилактика кишечных заболеваний у детей.
Литература.
Тема: «Пищеварительная система»
План:
Путь, по которому проходит пища, называется пищеварительным трактом.
С пищей организм получает такие сложные органические вещества, как белки, жиры и углеводы. Эти вещества используются организмом в качестве строительного материала при процессах роста и при построении новых клеток взамен отмирающих. Питательные вещества являются и источниками энергии, покрывающими расходы организма.
Не меньшее значение имеют поступающие с пищей витамины, минеральные соли и вода. Они необходимы для создания условий, в которых протекают разнообразные химические реакции, во многих реакциях они сами принимают непосредственное участие. Вода, минеральные соли, и витамины усваиваются организмом в неизменном виде. Белки, жиры и углеводы, находящихся в пище, то они прямо не могут быть усвоены организмом. Прежде всего, эти вещества образованы молекулами, которые не могут пройти через стенку пищеварительного тракта. Главное же заключается в том, что они для организма чужеродны и, как на всякое чужеродное вещество, в организме против вырабатываются защитные вещества (антитела).
Пищеварением называют процесс физической и химической обработки пищи и превращения её в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью, усваиваться организмом.
Химическая обработка пищи происходит под действием различных пищеварительных соков. Пищеварительные соки по своему составу разнообразны.
Под влиянием пищеварительных соков в пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот, жиры – до глицерина и жировых кислот, а сложные углеводороды – до простых сахаров (глюкоза и др.)
Ферменты – это биологические катализаторы белковой природы, вырабатываемые самим организмом. Под влиянием ферментов нерастворимые и неспособные к всасыванию сложные вещества превращаются в растворимые и легкоусваиваемые более простые вещества. Ферменты обладают высокой активностью. Для действия ферментов нужна и определённая реакция среды (pH). Ферменты желудочного сока пепсин, расщепляющий белок, действует только в кислой среде, а ферменты поджелудочного сока активны лишь в щелочной среде.
Человек всеядное существо, употребляет разнообразную пищу, поэтому в строении его пищеварительных органов нет резко выраженных признаков приспособления к какому-либо одному роду пищи. Эти органы у человека представляют собой сложноизменённую трубку. Отделы её участвуют в различных сторонах единой сложной функции усвоения пищи и поэтому имеют неодинаковую форму и строение.
Система органов пищеварения состоит из полости с тремя парами слюнных желез, глотки, пищевода, желудка, тонкой кишки (двенадцатиперстной, в которую открываются протоки печени и поджелудочной железы) и толстой кишки.
Механическое раздробление и измельчение пищи при её пережёвывании составляют специфическую функцию органов ротовой полости. Соответственно этому только одна она из всех органов пищеварения имеет костную основу. На всём остальном протяжении стенка полых органов пищеварительного тракта состоит из трёх мягких оболочек: внутренней – слизистой, средней – мышечной и наружной – серозной.
Слизистая оболочка,
выполняющая функцию
Мышечная оболочка обеспечивает подвижность органа и передвижение его содержимого. Она состоит из двух слоёв гладких мышечных волокон: внутреннего – циркулярного и наружного – продольного. В глотке, начальной части пищевода и концевой части прямой кишки развивается поперечнополосатая мышечная ткань. Она образует сфинктеры.
В пищеварительную систему входят:
Пищеварение в полости рта.
Жевание. В полости рта пища подвергается физическим и химическим воздействиям. Физические воздействия заключаются в размельчении, перетирании пищи, смачивании её слюной и формировании пищевого комка.
Жевание – акт рефлекторный.
Слюнные железы. Слюна вырабатывается в слюнных железах. У человека, кроме трёх пар крупных слюнных желез, есть множество мелких, микроскопических желез.
Пищеварение в желудке.
Желудочные железы. Разжёванный и пропитанный слюной пищевой комок, в котором частично начались химические превращения крахмала, движениями языка направляется к его корню, а затем проглатывается. Дальнейшая обработка пищи происходит в желудке.
В желудке пища задерживается от 4 до 11 часов и подвергается в основном химической обработке с помощью желудочного сока. Желудочный сок вырабатывается многочисленными железами, которые расположены в его слизистой оболочке. Слизь, вырабатываемая клетками слизистой оболочки желудка, предохраняет её от механических и химических повреждений. Соляная кислота не только выполняет пищеварительную функцию, но и обладает способностью губительно действовать на бактерии, попадающие в желудок, т. е. выполняет защитную функцию.
Переход пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку. В желудке пища подвергается также механической обработке. Сокращение мышц желудка способствуют лучшему перемешиванию пищи с пищеварительным соком, а также передвижению пищи из желудка в кишечнике.
Содержимое желудка в виде пищевой кашицы, пропитанной желудочным соком, движениями мускулатуры желудка перемещается к выходной части её, которую называют пилорическим отделом. Переход пищевой кашицы из желудка в кишечник совершается порциями, постепенно. Это способствует лучшей обработке пищеварительными соками содержимого желудка и кишечника.
Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. В двенадцатиперстной кишке происходит интенсивное переваривание пищевой кашицы. Здесь пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока. Под влиянием этих соков белки, жиры и углеводы перевариваются так, что могут быть усвоены организмом.
Пищеварение в кишечнике. Содержимое тонкой кишки постепенно перемещается по кишечнику и переходит в толстую кишку.
В тонкой кишке пищевые вещества почти полностью перевариваются и продукты переваривания их всасываются. В толстой кишке интенсивно всасывается вода, в результате чего в конечных её отделах формируется кал, который выходит их организма.
Пищеварительная система
состоит из ротовой полости (зубы,
язык, железы рта), глотки, пищевода, брюшной
полости, желудка, тонкой и толстой кишки,
печени, желчного пузыря, поджелудочной
железы.
Форма и структура органов пищеварения
приспособлены к приему и переработке
пищи, всасыванию питательных веществ,
продвижению пищевых масс и продуктов
пищеварения.
По мере продвижения пищи по пищеварительному
тракту она видоизменяется, поскольку
подвергается механической и химической
обработке. Перемещение, измельчение,
перемешивание содержимого органов пищеварения
происходит при активном участии их мышечных
образований, в то время как расщепление
– химическая обработка – обусловлено
воздействием соков многочисленных желез,
как внестеночных (например, околоушной,
поджелудочной), так и внутристеночных
(например, желез желудка, кишок). Лишь,
после того как основной состав пищи доведен
до определенных химических соединений,
питательные вещества переходят в кровь
и лимфу, главным образом из полости тонкой
кишки.
Секреция слюны.
Так как степень измельчения пищи оказывает влияние на функцию
желудка и усвоение ее в кишечнике, очень
важно постоянно следить за состоянием
зубов у детей.
Слюнные железы у ребенка функционируют
с момента рождения. Секреция слюнных
желез тесно связана с характером пищи,
которую получает ребенок. В первые 4—6
месяцев секреция слюны незначительная.
К концу первого года жизни она заметно
усиливается, что связано с созреванием
системы иннервации слюнных желез и введением
в рацион детей более плотного прикорма.
Слюна детей первого года жизни продуцируется
в основном подчелюстными железами, она
бедна ферментами.
У детей второго года жизнифункции слюнной
железы выполняет в основном околоушная
железа. Секрет ее более богат ферментами
и органическими кислотами, что имеет
значение для предварительной обработки
пищи в полости рта. К 2 годам слюнные железы
ребенка по своему строению приближаются
к железам взрослых людей.
Пищевод.
Пищевод у детей грудного возраста
характеризуется слабым развитием
мышечного слоя и очень нежной
слизистой. Эластическая ткань и слизистые
железы развиты недостаточно. По мере
роста ребенка длина пищевода и его диаметр
увеличиваются. Совершенствуются сосуды
и нервный аппарат в различных слоях стенки
пищевода, что позволяет изменять характер
питания детей (по мере роста ребенка включать
в рацион более грубую пищу).
Желудок.
Желудок у новорожденного ребенка
имеет очень небольшую емкость
— в среднем 30—35 мл.
На протяжении первого года жизни она
увеличивается до 250 мл.
У детей второго и третьего года жизни
емкость желудка увеличивается до 350—400 мл.
В возрасте 5—7 лет — до 400—500 мл.
Слизистая оболочка желудка, так же как
и пищевода, у грудных детей бедна эластической
тканью, имеет слаборазвитый мышечный
слой, особенно в области входа в желудок.
Общее число желудочных желез относительно
мало, секреторная функция их понижена.
К 2—2,5 годам эта особенность сглаживается.
Однако функциональная активность желудочных
ферментов нарастает постепенно и лишь
к 5—7 годам достигает уровня, свойственного
взрослым людям.
В процессе пищеварения большое значение
имеет время полного опорожнения желудка.
Продолжительность нахождения пищи в
желудке во многом зависит от ее характера.
При правильном вскармливаний ребенка
женским молоком желудок полностью освобождается
через 3 часа, при вскармливании смесью
— примерно через 4 часа.
У детей старше года при получении разнообразных
продуктов питания опорожнение желудка
происходит через 4 часа. Дольше задерживается
в желудке пища, богатая белками и жиром.
Печень и поджелудочная железа.
Большая роль в процессах пищеварения
принадлежит поджелудочной железе и печени.
В поджелудочной железе вырабатываются
ферменты, необходимые для расщепления
белков, жиров и углеводов. Даже у преждевременно
родившихся детей обнаруживают все необходимые
ферменты поджелудочной железы. Однако
активность их на первом году жизни у детей
еще относительно низкая; поджелудочная
железа отличается малыми размерами и
наличием значительного количества нефункционирующей
соединительной ткани, масса которой уменьшается
с возрастом ребенка. Масса поджелудочной
железы при рождении ребенка составляет
примерно 2—4 г. К 5—10 годам этот орган
увеличивается примерно в 9—10 раз.
Печень в организме играет важную роль
в обмене белков, жиров, углеводов, витаминов,
воды. Кроме того, она является барьером
для микробов и вредных веществ, поступающих
из кишечника при недостаточной или ненормальной
работе пищеварительных органов.
В печени вырабатывается желчь, в которой
содержатся все вещества, необходимые
для нормального пищеварения. Желчь способствует
ферментативной деятельности поджелудочной
железы и кишечника. Она создает условия
для расщепления всех основных пищевых
веществ, усиливает перистальтику толстых
кишок. Характер желчи у детей различного
возраста неодинаков. Чем старше ребенок,
тем больше в составе желчи желчных кислот,
холестерина, лецитина, солей, что обеспечивает
лучшее переваривание, и усвоение смешанной
пищи. Увеличение в размерах и функциональное
созревание печени также происходит в
процессе роста и развития ребенка.
Кишечник.
Кишечник у детей первых
трех лет жизни отличается слабым
развитием мышечного слоя и эластических
волокон в кишечной стенке, нежной, легко
ранимой слизистой оболочкой.
В последующие годы деятельность кишечника
постепенно совершенствуется, и к 7 годам
жизни его функция почти не отличается
от кишечника взрослых людей.
В кишечнике под влиянием соответствующих
ферментов происходит расщепление и всасывание
пищевых веществ. Ферментативное расщепление
пищи дополняется процессами брожения,
которые протекают при участии бактерий,
находящихся в кишечнике. Кишечные бактерии
усиливают расщепление белков, подвергают
брожению углеводы, омыляют жиры, растворяют
клетчатку, способствуют синтезу некоторых
- углеводов. Однако при нарушениях в питании
у детей возникает опасность более бурного
роста болезнетворных бактерий в кишечнике.
Это влечет за собой извращение секреции
пищеварительных желез, угнетение активности
ферментов, разрушение витаминов.
Механическую и химическую обработку
пищи и превращение её в усваиваемые организмом
вещества называют пищеварением.
Все химические соединения, которые используются
в организме в качестве строительных материалов
и источников энергии называются питательными
веществами.
Питание должно полностью обеспечивать
пластические процессы в организме и его
энергетические затраты. Потребность
в количественном и качественном составе
питательных веществ зависит от возраста,
массы тела, пола, выполняемой работы.
В целях профилактики, т. е. предупреждения, кишечных заболеваний надо строго следить, чтобы дети выполняли правила личной гигиены, в частности мытьё рук перед едой и после каждого посещения уборной, короткая стрижка ногтей, под которыми часто скапливается грязь.
Овощи, фрукты, ягоды перед употреблением тщательно моют и обливают кипятком.
Помещения, площадки и песочницы, где играют, содержат в чистоте.
Следует
обратить особое внимание на
обеспечение детей
Пищевые продукты, готовые блюда, напитки, а также посуду необходимо оберегать от мух.
Мусороприемники, мусорные вёдра следует держать закрытыми и ежедневно опорожнять.
После еды убрать посуду со стола и сразу её мыть. Крошки и остатки пищи сейчас же после еды нужно собирать и выбрасывать в мусорное ведро.