Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:26, реферат
Внимание представляет собой психофизиологический процесс, обеспечивающий направленность отражательной деятельности, направленность потока сознания на определенные внешние или внутренние объекты и усиливающий сенсорную, моторную и интеллектуальную активность. Не будучи отдельной автономной сферой сознания, внимание проявляется через и внутри различных форм психической деятельности (восприятия, памяти, воображения, мышления, действия и других). Оказывая существенное влияние на психические процессы, внимание само зависит от свойств личности.
1.Введение
2.Виды внимания
3.Нарушения внимания
-Признаки невнимательности
-Причины невнимательности
- Обучающие игры и развитие внимания
- Тренировка объема внимания
- Помощь невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий
4.Заключительная часть
Список литературы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
КАФЕДРА ДИФЕКТОЛОГИИ
ПСИХОПАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Реферат на тему:
Нарушения внимания: рассеянность, истощаемость и отвлекаемость внимания.
Выполнила студентка 3 курса 2 группы
Заочной формы обучения
Коростелина М.Ю.
МОСКВА 2012 год.
1.Введение
2.Виды внимания
3.Нарушения внимания
-Признаки невнимательности
-Причины невнимательности
- Обучающие игры и развитие
внимания
- Тренировка объема внимания
- Помощь невнимательному ребенку
при выполнении домашних заданий
4.Заключительная часть
Список литературы
1.Введение
Также, как и эмоции, внимание не является формой отражательной психической деятельности. Вместе с тем – это феномен, без которого невозможно функционирование психики в целом.
Внимание представляет собой психофизиологический процесс, обеспечивающий направленность отражательной деятельности, направленность потока сознания на определенные внешние или внутренние объекты и усиливающий сенсорную, моторную и интеллектуальную активность. Не будучи отдельной автономной сферой сознания, внимание проявляется через и внутри различных форм психической деятельности (восприятия, памяти, воображения, мышления, действия и других). Оказывая существенное влияние на психические процессы, внимание само зависит от свойств личности. Представить внимание физиологически можно как господствующий в данный момент очаг возбуждения в определенных нейронных структурах.
И.П.
Павлов писал: «Если бы можно было
видеть сквозь черепную крышку и если
бы место больших полушарий с
оптимальной возбудимостью
Пониманию
физиологической сущности внимания
способствует также концепция А.А.
Ухтомского о «доминанте». Сущность
ее заключается в том, что только
находящаяся в покое
2.Виды внимания
Пассивное внимание обеспечивает направленность сознания на объекты настоящего, на непосредственно представленную наличную данность.
Проявляется пассивное
На
основе пассивного внимания в результате
общения ребенка с взрослыми,
в процессе игровой деятельности
формируется возможность
По мере развития ее формируется активное (произвольное) внимание. Оно является специфически человеческой формой, продуктом социального развития. Активное внимание можно определить как способность человека произвольно направлять и сосредоточивать психическую деятельность на наиболее значимых объектах внешней или внутренней среды. Оно связано с постановкой цели и волевыми усилиями по его поддержанию («внутренняя волевая деятельность» по С.С. Корсакову), относится к осознаваемым и контролируемым процессам.
Первые проявления активного внимания отмечаются на втором году жизни ребенка, а завершается его формирование в пубертатном и постпубертатном периодах. Активное внимание тесно связано как с пассивным вниманием, так и с волевыми процессами.
Пассивное внимание обеспечивает направленность сознания на объекты настоящего, на непосредственно представленную наличную данность. Активное внимание определяет возможность осознания не только непосредственно происходящего (внешнее внимание), но и объектов, событий прошлого или будущего (внутреннее внимание). Примером обращения активного внимания в прошлое может служить извлечение определенной информации из памяти (репродукция, узнавание). Обращение внимания в будущее проявляется, в частности, в антиципирующем внимании – ожидании определенного сигнала, на который следует отвечать некой реакцией. Внутреннее внимание, имеющее направленность в будущее, нередко сочетается с «смотрением в даль», шевелением губами, произнесением отдельных слов, жестикуляцией, непроизвольным рисованием мысленно моделируемого объекта. При направленности внутреннего внимания в прошлое часто отмечается общее мышечное расслабление, исчезает сосредоточенность взгляда, глазные оси расходятся («отсутствующий взгляд»), окружающий мир воспринимается как в тумане. Пассивное внимание и активное внимание находятся в антагонистических отношениях (подавляя друг друга).
Кроме пассивного и активного внимания выделяется третий вид – постпроизвольное внимание (высшая форма пассивного внимания). Оно возникает в процессе деятельности и увлеченности выполняемой работой, не требует усилий воли, поддерживается интересом к деятельности и сопровождается чувством определенного удовлетворения.
Есть основания выделять объективный и субъективный типы внимания, в различных соотношениях представленные у каждого индивида, в зависимости от структуры личности.
Субъективный тип, в отличие
от объективного, характеризуется
определенным искажением (деформацией)
объектов внимания, обусловленным
эмоциональными и когнитивными
влияниями. Это имеет большое
значение в возникновении
3.Нарушения внимания
Признаки невнимательности
Дети, нередко страдают от рассеянности
или неразвитости своего внимания. Развивать
и совершенствовать внимание столь же
важно, как и учить письму, счету, чтению.
Внимание выражается в точном выполнении
связанных с ним действий. Образы, получаемые
при внимательном восприятии, отличаются
ясностью и отчетливостью. При наличии
внимания мыслительные процессы протекают
быстрее и правильнее, движения выполняются
более аккуратно и четко. Необходимо обратиться
за помощью к психологу, если перечисленные
ниже признаки проявляются у ребенка в
течение шести и более месяцев:
· неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
· неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
· частое отвлечение на посторонние раздражители;
· беспомощность в доведении задания до конца;
· отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забыв-чивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);
· потеря предметов, необходимых для
выполнения задания.
Причины невнимательности
Среди нарушений внимания выделяют —
отвлекаемость. рассеянность, чрезмерную
подвижность и инертность. Отвлекаемость
(отвлечение внимания) — это непроизвольное
перемещение внимания с одного объекта
на другой. Отвлекаемость может быть внешней
и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает
под влиянием внешних раздражителей, при
этом произвольное внимание становится
непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость
возникает под влиянием переживаний, посторонних
эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.
Рассеянность внимания — это неспособность
сосредоточиться на чем-либо определенном
в течение длительного времени. Рассеянность
может проявляться:
а) в неспособности к сосредоточению;
б) в чрезмерной концентрации на одном
объекте деятельности.
Рассеянностью нередко называют и легкую
истощаемость внимания, как следствие
болезни, переутомления. Такой вариант
рассеянности нередко встречается у болезненных
и ослабленных детей. Эти дети могут неплохо
работать в начале урока или учебного
дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает.
Нервные, гиперактивные и болезненные
дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем спокойные
и здоровые.
Наиболее распространенными причинами
рассеянного внимания являются:
· общее ослабление нервной системы (неврастения);
· ухудшение состояния здоровья;
· физическое и умственное переутомление;
· наличие тяжелых переживаний, травм;
· эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
· недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, по-лучавший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не,формируются наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания);
· нарушения режима занятий и отдыха;
· нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают нару-шения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания);
· чрезмерная подвижность.
Чрезмерная подвижность внимания — постоянный
переход от одного объекта к другому, от
одной деятельности к другой при низкой
эффективности.
Инертность внимания — малая подвижность
внимания, патологическая ее фиксация
на ограниченном круге представлений
и мыслей.
Обучающие игры и развитие внимания
Большое значение для развития внимания
имеют развивающие, обучающие и ролевые
игры. Под влиянием таких игр у старших
дошкольников и младших школьников внимание
достигает достаточно высокой степени
развития. Обучающие игры всегда имеют
задачу, правила, действия и требуют сосредоточенности.
В одних играх ребенок учится учитывать
разные требования задачи, в других —
выделять и понимать цель действия, в третьих
— вовремя переключать внимание, в четвертых
- удерживать внимание, поскольку необходимо
заметить и осознать происшедшие изменения.
Поэтому по возможности играйте с ребенком,
организуйте его игры со сверстниками.
Используйте для этого развивающую детскую
литературу, журналы, где обычно описывается
немало интересных и полезных игр. Хорошим
материалом для тренировки внимания служат
картинки со скрытыми в них изображениями;
картинки, где нужно найти отличия; нарисованные
лабиринты и др. Они часто публикуются
в детских журналах. Можно создавать игровые
ситуации при разгадывании этих задачек,
вносить в игры элемент соревнования.
Тренировка объема внимания
Существуют приемы, позволяющие тренировать
объем внимания в сочетании с кратковременной
памятью. Один из них заключается в следующем.
Взрослый в отсутствие ребенка выкладывает
иа стол какое-то, на первых порах небольшое,
количество предметов (ручку, несколько
карандашей, тетрадь, игрушку) и все это
закрывает. Затем приглашает ребенка,
на несколько секунд открывает все предметы,
опять закрывает и просит перечислить
все, что тот увидел. Чем больше предметов
ребенок успевает зафиксировать, тем больше
объем его внимания.
Тренировка объема внимания, его расширение
достигаются путем много-кратного повторения
этого простого упражнения при постоянном
увеличении количества предметов. Это
упражнение легче и интереснее делать
с двумя-тремя детьми, поскольку в таком
случае обязательно возникает соревнование.
Помощь невнимательному
ребенку при выполнении домашних
заданий
При организации помощи ребенку
в выполнении домашнего задания
необходимо следующее:
Отчетливое понимание ребенком конкретной
задачи своей деятельности. Привычные
условия для выполнения уроков. Если ребенок
выполняет уроки в постоянном месте, в
определенное время, если необходимые
предметы и рабочие принадлежности содержатся
в порядке, а сам процесс работы строго
структурирован, то это создает установку
и условия для развития и концентрации
произвольного внимания.
Возникновение косвенных интересов (мотивов)
при выполнении уроков — стремление получить
поощрение, похвалу, сюрприз. Сама деятельность
может не вызывать у ребенка заинтересованности,
но у него можно вызвать интерес к результату
деятельности. Создание благоприятных
условий для выполнения уроков, т.е. исключение
отрицательно действующих посторонних
раздражителей (шума, неприятных запахов
и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка,
слабые звуки не только не нарушают внимания,
но даже усиливают его.
Тренировка произвольного внимания (путем
повторений и упражнений) для того, чтобы
воспитывать у ребенка наблюдательность.
4.Заключительная часть
Не следует спешить с выводом
о невозможности привлечения
внимания. Должны быть использованы существующие
клинические приемы: предлагаются различные
вопросы (нейтральные и индивидуально
эмоционально значимые), их следует
задавать неоднократно, тихим и громким
голосом (лучше различными лицами),
показом различных предметов, воздействием
на различные органы чувств (слух, зрение,
осязание), использовать попытки «растормошить»
ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Марилов В.В. Общая психопатология. – М., Академия, 2002
2.Ковалев В.В., Психиатрия детского возраста. – М., 1995.
3.Гуровец Г.В.Психопатология детского возраста, М., Владос, 2008.
4.Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. – М., 2004