Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 07:48, реферат
Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы.
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
Письма Минобразования РФ от 27 июня
2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации
по психолого-педагогическому
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска
Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы №… .
Психолого-педагогическое обеспечение:
– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
– обеспечение психолого-
– обеспечение специализированных
условий (решение комплекса
– обеспечение
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной
работы используются коррекционно-развивающие
программы, диагностический и
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия
Коррекционно-развивающая
– преодоление отклонений речевого
развития детей (упорядочение и формирование
языковых средств, необходимых для
осуществления полноценной
– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
– коррекционно-воспитательная работа
(развитие и совершенствование
При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.
Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.
Материально-техническое и
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
Как необходимое условие реализации
программы в логопедическом кабинете
создан и пополняется информационно-
Подробно материально–
Этапы реализации программы коррекционной работы (Приложение 1)
В программе коррекционной работы
представлены характеристики обучающихся
с отклонениями в речевом развитии,
основные направления коррекционно-
2. Направления коррекционной
Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2).
3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы
Отклонения в речевом развитии
детей, обучающихся в
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Учащихся, имеющих отклонения в
формировании фонетико-фонематических
и лексико-грамматических средств
языка, можно разделить условно
на три группы: учащиеся с фонетическим
недоразвитием речи (фонетически
изолированный дефект); учащиеся с
фонетико-фонематическим и фонематическим
(без нарушения
Приведенная группировка школьников
по ведущему проявлению речевого дефекта
помогает учителю-логопеду решать принципиальные
вопросы организации
4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием
Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).
Оптимальная организация коррекционного
обучения предусматривает одновременную
работу над всеми компонентами речевой
системы – звуковой стороной речи
и лексико-грамматическим строем. Она
осуществляется при максимальной концентрации
внимания учителя-логопеда (и обучающихся)
на основной задаче каждого из этапов,
например, формировании полноценных
представлений (обобщений) о звуковом
составе слова на первом этапе, о
морфологическом составе слова
– на втором, синтаксических обобщениях
– на третьем. Восполнение пробелов
в развитии других компонентов речевой
системы ведется методом
На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).
Содержание I этапа коррекционно-
В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием
1) будут восполнены пробелы:
в развитии звуковой стороны речи
в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
в формировании связной речи
2) будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные
учебные действия как основа
умения учиться в соответствии
с требованиями Федерального
государственного