Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:13, контрольная работа
Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности Человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью. Слуховое восприятие – основа членораздельной речи. Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность, хотя весь артикуляционный аппарат у него остается ненарушенным. Адекватным раздражителем слухового анализатора являются звуки.
1. Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора
1.1 Строение органа слуха
1.2 Рецепторы
1.3 Проводящие пути слухового анализатора
1.4 Корковый (центральный) отдел слухового анализатора
2. Особенности строения органов слуха у детей.
3. Гигиена слуха
4. Основы профилактики тугоухости у школьников.
5. Литература
К моменту рождения ребенка звукопроводящий
аппарат, несмотря на то, что отличается
от такового у взрослых по размерам
и расположению некоторых деталей,
уже полностью выполняет
В перепончатом лабиринте волокна преддверно-улиткового нерва оканчиваются в нейроэпителиальных волосковых клетках (рецепторах), находящихся в определенных местах. Пять рецепторов относятся к вестибулярному анализатору, из них три расположены в ампулах полукружных каналов и называются ампулярными гребешками, а два находятся в мешочках и носят название пятен. Один рецептор является слуховым, он располагается на основной мембране улитки и называется кортиевым (спиральным) органом (рис.3). Во внутреннем ухе расположены рецепторы слухового и статокинетического анализаторов. Рецепторный (звуковоспринимающий) аппарат слухового анализатора находится в улитке и представлен волосковыми клетками спирального (кортиева) органа. Улитка и заключенный в ней рецепторный аппарат слухового анализатора называются кохлеарным аппаратом. Звуковые колебания, возникающие в воздухе, передаются через наружный слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек на вестибулярное окно лабиринта, вызывают волнообразные перемещения перилимфы, которые, распространяясь, передаются на спиральный орган. Рецепторный аппарат статокинетического анализатора, расположенный в полукружных каналах и мешочках преддверия, носит название вестибулярного аппарата.
Рис. 3 Схема строения кортиева органа:
1 —основная пластинка; 2— костная спиральная пластинка; 3— спиральный канал; 4 —нервные волокна; 5—столбовые клетки, образующие тоннель (6); 7 —слуховые, или волосковые, клетки; 8 —опорные клетки; 9 —покровная пластинка.
1.3 Проводящие пути слухового анализатора
Проводящие пути от рецептора до коры больших полушарий, составляют проводниковый отдел слухового анализатора.
Проводниковый отдел
слухового анализатора
Рис. 4 Схема проводящих путей слухового анализатора:
1 — рецепторы кортиева органа 2 — тела биполярных нейронов; 3 —улитковый нерв;4 — ядра продолговатого мозга, где расположены тела второго нейрона проводящих путей; 5 — внутреннее коленчатое тело, где начинается третий нейрон основных проводящих путей; 6 — верхняя поверхность височной доли коры больших полушарий (нижняя стенка поперечной щели), где оканчивается третий нейрон; 7 — нервные волокна, связывающие оба внутренних коленчатых тела; 8 —задние бугры четверохолмия; 9 — начало эфферентных путей, идущих от четверохолмия.
1.4 Корковый (центральный) отдел слухового анализатора
Корковый, или
центральный, отдел слухового анализатора находится
в верхней части височной доли большого
мозга (верхняя височная) извилина, поля
41 и 42 по Бродмону. Важное значение для
функции слухового анализатора имеют
поперечные височные обеспечивающими
регуляцию деятельности всех уровней
извилины (извилины) Гешля. Наблюдения
показали, что при двустороннем разрушении
указанных полей наступает полная глухота.
Однако в тех случаях, когда поражение
ограничивается одним полушарием, может
наступить небольшое и нередко лишь временное
понижение слуха. Это объясняется тем,
что проводящие пути слухового анализатора
неполностью перекрещиваются. К тому же
оба
внутренних коленчатых тела связаны между
собой промежуточными
нейронами, через которые импульсы могут
переходить с правой стороны на
левую и обратно. В результате корковые
клетки каждого полушария получают импульсы
с обоих кортиевых органов.
Слуховая сенсорная система дополняется механизмами обратной связи, обеспечивающими регуляцию деятельности всех уровней слухового анализатора с участием нисходящих путей. Такие пути начинаются от клеток слуховой коры, переключаясь последовательно в медиальных коленчатых телах метаталамуса, задних (нижних) буграх четверохолмия, в ядрах кохлеарного комплекса. Входя в состав слухового нерва, центробежные волокна достигают волосковых клеток кортиева органа и настраивают их на восприятие опрелеленных звуковых сигналов.
2. Особенности строения органов слуха у детей
Ухо новорождённого в общих чертах морфологически развито, но имеются некоторые особенности:
- наружный слуховой проход короткий;
- барабанная перепонка имеет почти такие же размеры как у взрослого, но расположена более горизонтально;
- слуховая труба короткая и широкая;
- среднее ухо до рождения безвоздушно, оно заполнено слизистой жидкостью;
- после рождения барабанная полость через слуховую трубу постепенно (в течение месяца) заполняется воздухом, чему способствуют дыхательные и глотательные движения.
Звуковая чувствительность
Реакция на сильные звуки отмечается ещё у плода. В последние месяцы внутриутробного развития звуковые раздражения могут вызвать шевеление плода.
У новорожденных слух (восприятие высоты и громкости) снижен, но улучшается в конце 2-го - начале 3-го месяца жизни. Реакция на звук в виде вздрагивания отмечается не только у доношенных но и недоношенных новорождённых. Иногда она сопровождается изменениям дыхания, закрыванием глаз, открыванием рта, появлением пульсации родничка.
Для исследования
слуха новорождённых
Новорождённые поворачивают голову и глаза в сторону источника звука, т.е. обладают элементами пространственного слуха. Условный защитный (мигательный) рефлекс на звуковое раздражение образуется в конце 1-го месяца после рождения.
При исследовании слуха у детей в возрасте от новорожденности до 4 мес. у родителей выясняют, пробуждает ли спящего ребенка неожиданный громкий звук, вздрагивает ли он или плачет ли при таких звуках. Положительный ответ предполагает наличие нормального слуха.
Дифференцирование различных звуков, например, гудка и звука колокольчика, возможно на 3-м месяце.
В возрасте 4-7 мес у родителей узнают, делает ли ребенок попытки поворачиваться к источнику звука, а также характер его голоса. В 7 – 9 мес родители могут охарактеризовать способность ребенка локализовать источник звука. В возрасте 9 – 12 мес вопросы обращенные к родителям, должны касаться особенности локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера речевых звуков ребенка.
Для выявления
поведенческих реакций при
Реакция считается положительной, если новорожденный 3 раза отвечает на один звук одной из указанных реакций. Эта методика позволяет получить качественный ответ на вопрос: слышит ребенок или не слышит? Детей, подозрительных в отношении тугоухости, следует отбирать для наблюденич и обследования.
Слуховой аппарат ребенка воспринимает звук разной высоты (частота тонов до 32000 Гц), взрослый от 16 до 20000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14 – 19 лет. С возрастом острота слуха постепенно снижается.
При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют критерии не только частоты, но и силы (громкости) тонов.
Звук до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ – обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ – сильному шуму. А выше 100 дБ – болезненно сильному шуму. При утрате способности воспринимать звуки от 30 до 70 дБ наблюдается затруднения при разговоре. При способности воспринимать звуки громкостью не менее 90 дБ (более слабые звуки не воспринимаются) констатируют почти полную глухоту. На развитие слуха у ребенка решающее влияние оказывает тренировка особенно музыкой.
В развитии речевого и музыкального слуха большое значение имеет общение со взрослыми. Такая тренировка способствует развитию слуха и обогащению словарного запаса детей. Большое значение имеет также музыкальное воспитание.
3. Гигиена слуха.
Гигиена слуха - система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.
Различают специфическое и неспецифическое действие шума на организм человека.
Специфическое действие
проявляется в разной степени
нарушения слуха,
Ослабление или потеря слуха могут быть связанны с нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий. Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе ушной серы, на ней задерживается пыль и микроорганизмы. Скапливаясь в наружном звуковом проходе, ушная сера образует пробку и она может препятствовать проникновению звука. Поэтому периодически следует прочищать наружный слуховой проход для этого необходимо регулярно мыть уши теплой мыльной водой; ни в коем случае нельзя удалять серу твердыми предметами. При ангине, гриппе и др. заболеваниях микроорганизмы, вызывающие эти заболевания могут попасть из носоглотки в носовую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннем уху. Если воспалительный процесс распространится на внутреннее ухо, то могут быть повреждены слуховые рецепторы и наступит полная глухота. При болях в ухе нужно срочно обратится к врачу.
Переутомление нервной системы и перенапряжение слуха могут вызвать резкие звуки и шумы. Особенно вредно действует продолжительный шум, барабанная перепонка колеблется с большим размахом, из-за этого она теряет свою эластичность и у человека притупляется слух, при этом наступает тугоухость и даже глухота. Сильный шум снижает производительность труда до 40-60%. Для борьбы с шумами в производственных условиях применяют облицовку стен и потолков специальными материалами, поглощающими звук, индивидуальные противошумные наушники. Моторы и станки устанавливают на фундаменты, которые глушат шум от сотрясения механизмов.
При ослаблении слуха следует носить слуховой аппарат.
4. Основы профилактики тугоухости у школьников.
Проблема тугоухости и глухоты была и остается актуальной как в медицинском, так и в педагогическом отношении. Особое значение она имеет в детской практике. Число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 600 000.
Причинами, приводящими к устойчивой тенденции увеличения числа тугоухих и глухих детей, являются: широкое применение ототоксических антибиотиков, повышение общего радиационного фона и увеличение синдромальных пороков развития уха, увеличения числа вирусных заболеваний, алкогольная и иная интоксикация в период беременности.
Сенсоневральная тугоухость — это заболевание, которое проявляется снижением слуха и часто шумом в ушах. Причинами развития болезни могут быть различные факторы: сосудистый, инфекционный, токсический, травматический, обменный, возрастной, иммунный и др.
Отдельно следует сказать о таких факторах развития тугоухости, как инфекционный и токсический.
Инфекция является причиной сенсоневральной тугоухости в 30 % всех случаев. Основное значение имеет вирусная инфекция, особенно вирус гриппа и острой респираторно-вирусной инфекции. Эти вирусы воздействуют на сосудистую стенку, вызывая повышенную ломкость, увеличение проницаемости сосудов, а также оказывает токсическое воздействие на структуры слухового анализатора. Из инфекционных заболеваний, являющихся возможной причиной заболевания, можно назвать также эпидемический паротит, корь, в некоторых районах — клещевой энцефалит и др.
Длительное применение считавшегося ранее безобидным аспирина (ацетилсалициловая кислота) нередко приводит к токсическому воздействию на ухо; не меньшую роль играют и отдельные антибиотики, особенно стрептомицин и гентамицин.
Современные принципы лечения тугоухости. Лечение больных с острой формой тугоухости должно осуществляться исключительно в условиях специализированного стационара.