Современные методы функциональной диагностики. Состояние высшей нервной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:35, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является рассмотрение функциональных методов исследования в неврологии. Актуальность подобного исследования заключается в том что, диагностическое заключение врача, основывающееся на жалобах, анамнезе и неврологическом и общеклиническом обследовании больного, нередко нуждается в подтверждении с помощью дополнительных методов исследования. Эти методы являются вспомогательными и в спорных случаях могут способствовать уточнению диагноза. Все дополнительные исследования должны быть обоснованы, по возможности согласованы с больным или его родственниками, кроме того, следует принимать во внимание также их экономическую целесообразность .

Содержание

Введение
Современные методы функциональной диагностики
Состояние высшей нервной деятельности
Понятие о высшей нервной деятельности;
Классификация условных рефлексов;
Механизм образования условных рефлексов;
Формы научения;
Стадии поведенческого акта;
Особенности высшей нервной деятельности подростков (свойства нервной системы);
Вторая сигнальная система. Этапы развития познавательной способности у детей;
. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

анатомия.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

                                     ГОУ « Чебоксарский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

                                             Реферат

             

На тему: Современные методы функциональной диагностики.

                              Состояние высшей нервной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

                                      Выполнила студентка 1 группы м/сД Фёдорова Марина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Чебоксары 2014

План:

  1. Введение
  2. Современные методы функциональной диагностики
  3. Состояние высшей нервной деятельности
  1. Понятие о высшей нервной деятельности;
  1. Классификация условных рефлексов;
  2. Механизм образования условных рефлексов;
  3. Формы научения;
  4. Стадии поведенческого акта;
  5. Особенности высшей нервной деятельности подростков (свойства нервной системы);
  6. Вторая сигнальная система. Этапы развития познавательной способности у детей;
  1. .  Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Целью данного реферата является рассмотрение функциональных методов исследования в неврологии. Актуальность подобного исследования заключается в том что, диагностическое заключение врача, основывающееся на жалобах, анамнезе и неврологическом и общеклиническом обследовании больного, нередко нуждается в подтверждении с помощью дополнительных методов исследования.  Эти методы являются вспомогательными и в спорных случаях могут способствовать уточнению диагноза. Все дополнительные исследования должны быть обоснованы, по возможности согласованы с больным или его родственниками, кроме того, следует принимать во внимание также их экономическую целесообразность .

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотрение эволюции  процессов исследования в истории  неврологии;

- определение понятия  о функциональных методах исследования  в неврологии;

- исследование таких  функциональных методов исследования  в неврологии как электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхо¬-энцефалография.

Объектом исследования является понятие и виды функциональных методов исследования в неврологии, а предметом (предметной областью, в рамках которой проводится исследование) – теория неврологии.  Теоретической базой предлагаемой работы являются разработки отечественных исследователей по вопросам теории неврологии, рассматривающие специфику объекта исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функциональные методы исследования в неврологии.

 

 

ЭЭГ

 

Электроэнцефалография – метод исследования головного мозга, основанный на регистрации его электрических потенциалов при помощи электродов, которые накладываются на голову. Благодаря этому методу облегчается диагностика эпилепсии, а также других патологических изменений головного мозга, в том числе очаговых (опухоли, аневризмы, гематомы и др.). У детей младшего возраста оценивается степень нейрофизиологической зрелости коры головного мозга.

 

 РЭГ

 

 Реоэнцефалография – метод исследования сосудов головного мозга, благодаря которому можно оценить пульсовое кровенаполнение артерий, периферическое сопротивление, эластические свойства сосудов, тонус артерий разного калибра, венозный отток и их изменение при проведении функциональных проб (повороты, наклоны головы и др.). РЭГ оценивает нарушение кровотока после травм, на фоне остеохондроза, возрастных изменений сосудов головы.

 

 Доплерография сосудов головного мозга.

 

 Ультразвуковой метод  исследования кровообращения в  магистральных артериях головного  мозга. УЗДГ - это новый, информативный  метод диагностики заболеваний  сосудов головы и шеи. Методика  включает исследование сонных  артерий, подключичных и позвоночных артерий, а также магистральных артерий головного мозга.

УЗДГ - позволяет определить скорость кровотока по магистральным артериям головы и шеи, выраженность атеросклеротических изменений в них, степень стеноза сосуда, изменение кровотока по позвоночным артериям при шейном остеохондрозе, используется для диагностики аневризмы сосудов головного мозга. Применяется при сосудистых заболеваниях, для определения причины головокружения, неустойчивости при ходьбе, шума в ушах.

 Поражение брахио-цефальных артерий наиболее часто встречается у людей старше 40 лет при атеросклеротическом процессе, гипертонической болезни, сахарном диабете и другой патологии. Особое место занимает исследование позвоночных артерий при проявлении вертебро-базиллярной недостаточности (головокружениях, шаткости при ходьбе, мушках в глазах при перемене положения тела в пространстве, тяжести в голове по утрам и т.д.).

 Своевременное следование  сосудов позволяет выявить предрасполагающие  факторы для развития острых нарушений мозгового кровообращения, приводящих к инвалидности.

 Актуальным стало в  последнее время изучение кровообращения  головного и спинного мозга  у детей и лиц молодого возраста  на фоне развивающихся дегенеративных  изменений шейного отдела позвоночника (остеохондроз, последствия травм, остеопороз и тд.).

 Головная боль у  детей - самый ранний симптом цереброваскулярных  заболеваний и одна из самых  частых причин обращения к  врачу. Основной механизм головной  боли у детей - сосудистый. Очень  часто головная боль становится предвестником сосудистого поражения центральной нервной системы и требует изучения с раннего детского возраста для выработки своевременного и эффективного лечения, служащего реальной мерой профилактики развития с возрастом более грубых нарушений. Одним из условий своевременности терапии является постановка правильного диагноза, что в настоящее время решается с помощью допплерографии.

 Проведение данного  исследования показано детям  от 7 лет и подросткам с проявлениями  перинатальной энцефалопатии, нарушениями сна, быстрой утомляемостью, головными болями, головокружениями.Данные методики совершенно безвредны для обследуемого, но имеют высокую информативность на ранних стадиях развития патологических процессов, позволяя вовремя поставить правильный диагноз и своевременно начать лечение.

Исследование сосудов это безболезненный метод диагностики, не имеющий побочных эффектов, лучевой нагрузки и противопоказаний.

 

 Электронейромиография (ЭНМГ).

 

 Электронейромиография (ЭНМГ) — регистрация сокращений мышц с помощью специального прибора — миографа. Миография позволяет  измерить скорость прохождения нервного импульса по нервным волокнам.

 Используется при диагностике  различных заболеваний периферической  нервной системы (моно— и полинейропатии), позволяет легко установить «место» поражения нервных структур при многих нарушениях в работе нервной системы. Так же электронейромиография позволяет оценить функциональное состояние мышечной ткани, а именно способность мышц сокращатся в ответ на электрический импульс. Иногда исследование слабо болезненно. Никакой специальной подготовки к нему не требуется.

 

 

 

 

1. Понятие о  высшей нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность - сложная форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям окружающей среды. Понятия высшая нервная деятельность введено великим русским физиологом И.П. Павловым в связи с открытием условного рефлекса как новой, не известной до этого формы нервной деятельности.

 

И.П. Павлов противопоставил понятие «высшая» нервная деятельность понятию «низшая» нервная деятельность, направленной в основном на поддержание гомеостаза организма в процессе его жизнедеятельности. При этом нервные элементы, осуществляющие взаимодействие внутри организма, объединены нервными связями уже к моменту рождения. И, наоборот, нервные связи, обеспечивающие высшую нервную деятельность, реализуются в процессе жизнедеятельности организма в форме жизненного опыта. Поэтому низшую нервную деятельность можно определить как врожденную форму, а высшую нервную деятельность - как приобретаемую в индивидуальной жизни человека или животного.

 

Истоки противопоставления высшей и низшей форм нервной деятельности восходят к идеям древнегреческого мыслителя Сократа о существовании у животных «низшей формы души», отличающейся от души человека, обладающей «мыслительной силой». Долгие столетия представления о «душе» человека и непознаваемости его психической деятельности оставались в умах людей неразрывными. Лишь в 19 в. в трудах отечественного ученого, основоположника современной физиологии И.М. Сеченова был раскрыт рефлекторный характер деятельности головного мозга. В книге «Рефлексы головного мозга», вышедшей в 1863 г., он первым сделал попытку объективного изучения психических процессов. Идеи И.М. Сеченова блестяще развил И.П. Павлов. На основе разработанного им метода условных рефлексов он показал пути и возможности экспериментального изучения коры больших полушарий, играющих ключевую роль в сложных процессах психической деятельности. Основными процессами, динамично сменяющими друг друга в центральной нервной системе, являются процессы возбуждения и торможения. В зависимости от их соотношения, силы и локализации строятся управляющие влияния коры. Функциональной единицей высшей нервной деятельности является условный рефлекс.

 

У человека кора больших полушарий головного мозга выполняет роль «распорядителя и распределителя» всех жизненных функции (И. П. Павлов). Это обусловлено тем, что в ходе филогенетического развития происходит процесс кортикализации функций. Он выражается во все большем подчинении соматических и вегетативных отправлений организма регуляторным влияниям коры мозга. В случае гибели нервных клеток в значительной части коры головного мозга человек оказывается нежизнеспособным и быстро погибает при заметном нарушении гомеостаза важнейших вегетативных функций.

 

Учение о высшей нервной деятельности - одно из величайших достижений современного естествознания: оно положило начало новой эпохе в развитии физиологии; имеет большое значение для медицины, так как полученные в эксперименте результаты послужили отправным пунктом физиологического анализа и патогенетического лечения (например, сном) некоторых заболеваний центральной нервной системы человека; для психологии, педагогики, кибернетики, бионики, научной организации труда и многих других отраслей практической деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация  условных рефлексов.

Условные рефлексы - это индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом. Осуществляются высшими отделами центральной нервной системы - корой головного мозга и подкорковыми образованиями; формируются в процессе онтогенеза на базе безусловных рефлексов.

 

Термин «Условный рефлекс» предложен в 1903 г. И. П. Павловым. Исследование этого явления привело Павлова к созданию условнорефлекторной теории поведения животных и человека и нового учения о функциях мозга - физиологии высшей нервной деятельности. Изучение закономерностей образования и особенностей условных рефлексов способствует объективному познанию работы головного мозга. Существует множество методик исследования условных рефлексов, но наиболее известная из них методика слюнных пищевых условных рефлексов, она даёт возможность просто и точно оценивать их по мере выработки.

 

И хотя современные электрофизиологические, нейрохимические, психофармакологические и др. методы анализа деятельности головного мозга внесли много нового в развитие условнорефлекторной теории, основные положения, сформулированные И.П. Павловым на основе изучения слюнных условных рефлексов, остаются незыблемыми поныне и служат фундаментом для новых исследований.

 

Внутреннее торможение, формирующееся в элементах самой условной связи, лежит в основе разделения всех условных рефлексов на положительные и отрицательные. При положительных (подкрепляемых) условных рефлексах условный сигнал вызывает возбуждение и определённую деятельность организма (например, пищевую), при отрицательных (неподкрепляемых) угнетает её вследствие развития внутреннего торможения. В зависимости от раздражителя, на который вырабатывается рефлекс, различают натуральные и искусственные условные рефлексы. Натуральные условные рефлексы вырабатываются на естественные свойства безусловного подкрепления (такие, например, как вид, запах пищи), имеющие биологическую значимость для животного. Искусственные условные рефлексы вырабатываются на раздражители, первоначально не связанные с подкреплением (например, звонок, свет, метроном).

 

В соответствии с биологическим значением безусловного подкрепления различают условные рефлексы пищевые, связанные с добыванием, приёмом и усвоением пищи; защитные (оборонительные) и др. По особенностям ответных реакций условные рефлексы делят на вегетативные и соматодвигательные. В зависимости от структуры условных раздражителей и от соотношений во времени действия условного и безусловного компонентов, а также от особенностей подкрепления, от времени ответной реакции на сигнал различают условные рефлексы:

Информация о работе Современные методы функциональной диагностики. Состояние высшей нервной деятельности