Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:33, контрольная работа
1.Закономерности роста и развития (рост, развитие, формообразование, акселерация).
2.Характеристика возрастных периодов.
3.Физиологические и социальные факторы, влияющие на рост и развитие детей дошкольного возраста.
4.Антропометрические показатели физического развития детей дошкольного возраста.
ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Анатомия и физиология человека»
Тема: «Физическое развитие детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Содержание.
1.Закономерности роста и развития (рост, развитие, формообразование, акселерация).
2.Характеристика возрастных периодов.
3.Физиологические и
4.Антропометрические
1. Закономерности роста и развития (рост, развитие, формообразование, акселерация).
Общебиологическими свойствами живой материи являются процессы роста и развития, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Организм развивается скачкообразно, и разница между отдельными этапами жизни сводится к количественным и качественным изменениям.
Ростом называется
увеличение размеров и объема развивающегося
организма за счет размножения клеток
тела и возрастания массы живого вещества.
Изменения касаются прежде всего антропометрических
показателей. В одних органах (таких как
кости, легкие) рост осуществляется в основном
за счет увеличения числа клеток, в других
(мышцах, нервной ткани) преобладают процессы
увеличения размеров самих клеток. Необходимо
сказать, что данное определение роста
не затрагивает изменений, обусловленных
жироотложением или задержкой воды.
Рост и физическое
развитие происходят одновременно. При
этом имеет место усложнение строения,
которое называется морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем;
изменяется форма органов и всего организма;
совершенствуются и усложняются функции
и поведение. Между ростом и развитием
имеется взаимная закономерная зависимость.
Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах. Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.
Формирования функциональных систем (системогенез) происходит гораздо раньше, чем это необходимо. Так развитие органов, обеспечивающих выполнение рефлекса сосания, происходит задолго до рождения ребенка. Опережающее развитие функциональных систем является своеобразным "страхованием" на случай непредвиденных обстоятельств.
2. Характеристика возрастных периодов.
Характерной особенностью процесса
роста детского организма являются его
неравномерность или гетерохронизм,
и волнообразность. Отдельные органы и
системы созревают постепенно и завершают
свое развитие в разные периоды жизни. Это обусловлено особенностями
функционирования детского организма. Основными этапами развития
являются эмбриональный (внутриутробный)
и постнатальный (начинается с момента
рождения). В эмбриональный период закладываются
все органы, ткани, происходит их дифференцировка. В постнатальный период (период
детства) продолжают развиваться органы
и системы, происходит качественная перестройка
функций организма. Рост и развитие детей идут
постоянно, однако темпы роста и развития
отличаются друг от друга. В одни возрастные
периоды преобладает рост, в другие –
развитие. Неравномерность темпов роста
и развития, их волнообразность также
определяют деление на возрастные периоды. Каждый возрастной период характеризуется
специфическими особенностями. Продолжительнос
Схема возрастной периодизации
по которой период созревания разделен
на несколько этапов:
Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному
развитию ребенок становится более самостоятельным.
С 7 лет начинается обязательное обучение
в школе.
Между 12—17 годами
происходит половое созревание подростков.
В это время несколько возрастает темп
роста и развития организма, появляются
вторичные половые признаки: рост волос
в подмышечной впадине и на лобке, развитие
грудных желез и появление менструаций
у девочек, изменение голоса и поллюции
у мальчиков, прорезаются так называемые
зубы мудрости.
3. Физиологические и социальные факторы, влияющие на рост и развитие детей дошкольного возраста.
В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность. Качественное своеобразие организма ребенка, изменяющееся на каждой ступени индивидуального развития, проявляется во всем, прежде всего в характере его взаимодействия с окружающей средой. Нельзя думать, что биологический фонд, с которым рождается ребенок, не может быть в даль-нейшем в какой-то мере расшатан или в определенной мере изменен. Под влиянием внешней среды, особенно ее социальной стороны, те или иные обусловленные наследственностью качества могут быть реализованы и развиты, если среда способствует этому, или, наоборот, подавлены.
Режим должен учитывать возрастные особенности ребенка, включать нормальную для него продолжительность сна, его пребывание в общеобразовательной и специальной (музыкальной, художественной, спортивной) школах. Любой элемент режима дня школьника должен осуществляться в благоприятных условиях (например, готовиться к урокам надо в уютном и гигиенически правильно оборудованном месте, спать в хорошо проветренном помещении и т. д.).
Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития дошкольников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условно рефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т. е. к каждому времени приема пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка.
После напряженного учебного дня дошкольнику нужны хороший отдых и
полноценный сон. Такой сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга и всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает хорошую работоспособность.
День — это период активной деятельности организма человека, сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий активных процессов обмена веществ в организме. Ночь — период относительно пассивной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем, при котором восстановительные процессы преобладают над процессами расходования энергии.
Физические факторы. Человек на протяжении всей своей постнатальной жизни постоянно взаимодействует с двумя основными физическими факторами, к которым организму приходится непрерывно приспосабливаться, — это температура окружающей среды и сила тяжести (гравитация). Реакция организма на оба эти фактора самым непосредственным образом связана с массой, геометрическими размерами и пропорциями тела, которые меняются по мере возрастного развития. Другие физические факторы, также определяющие особенности среды обитания человека, воздействуют на организм независимо от его формы и размеров (например, влажность, атмосферное давление, газовый состав окружающего воздуха, инсоляция и т. п.).
Социальные факторы. К социальным факторам среды, влияющим на протекание физиологических процессов в организме, относится прежде всего образ жизни человека, сложившийся в результате взаимодействия некоторых психологических, биологических и социальных условий его жизни. В частности, на физическое и функциональное состояние как взрослых, так и (особенно) детей влияет уровень материального достатка, поскольку от него зависит качество и количество потребляемой пищи, доступность разнообразных гигиенических процедур, степень комфортабельности жилища и мест отдыха, способ и качество проведения свободного времени, уровень оздоровительной двигательной активности и т. д. В этом отношении первейшую роль играют семья и ближайшее окружение, причем это особенно важно для детей и подростков, которым порой приходится активно включаться в производственные дела, особенно в сельской местности. Множество обстоятельств семейной жизни составляют тот фон, на котором разворачиваются все физиологические процессы в организме. Режим дня, питания, соблюдение гигиенических правил, условия быта, место проживания и многое другое оказывают самое прямое влияние на каждого человека независимо от его возраста и рода занятий.
4. Антропометрические показатели физического развития детей дошкольного возраста: Основным методом оценки физического развития является антропометрия, которая включает измерение длины тела, его отдельных частей и массы тела.
Ясельная группа «лучики», от 2 до 3 лет;
Имя, фамилия детей |
вес |
рост |
Окружность груди |
Группа здоровья |
Васнецов Алеша |
11.7 |
84 |
51 |
2 осн; |
Кириллова Милана |
13.8 |
92 |
52 |
3 под; |
Уфимцева Настя |
9.8 |
85 |
52 |
2 осн; |
Зайков Денис |
12.1 |
90 |
52 |
3 спец; |
Кожедуб Милана |
12.6 |
87 |
52 |
2 осн; |
Ивашов Илья |
11.6 |
86 |
51 |
3 под; |
Старцев Егор |
10.8 |
83 |
51 |
2 осн; |
Баянова Даша |
12.4 |
85 |
53 |
1осн; |
Каткова Яна |
11.1 |
84 |
49 |
2 осн; |
Кушнина Арина |
12.5 |
85 |
50 |
2 осн; |
Самедова Арина |
11.5 |
87 |
50 |
2 осн; |
Поршакова Полина |
13.1 |
89 |
52 |
2 осн; |
Шулепов Саша |
13.2 |
93 |
51 |
1 осн; |
1 группа – здоровые дети; 2 – дети, имеющие незначительные отклонения в здоровье; 3 – дети, имеющие хронические патологии; 4 – дети-инвалиды.
Вывод: Средние показатели роста, веса, окружность груди на вдохе и выдохе у девочек и мальчиков в возрасте 2-3 лет соответствовали норме, но наблюдались и некоторые отклонения, связанные с индивидуальными особенностями ребенка.
Список используемой литературы:
Информация о работе Физическое развитие детей дошкольного возраста