Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, шпаргалка
1 Предмет и задачи анатомии и физиологии. Их связь с другими науками. Методы анатомических и физиологических исследований .наблюдение, эксперимент,острый и хронический опыты.
2 Общие закономерности онтогенеза организма человека. Понятия непрерывность, гетерохронность и гармоничность развития детей.
....
50 Строение и функции кожи. Гигиена кожи .Роль кожи в закаливании организма. Особенности теплоотдачи организма ребёнка. Суточное колебание температуры кожи у детей.
- инерция движений
(движение любого орган
- реактивные
силы (напряженность одного °РШ£«ла
вызывает соответствующие
- сопротивление внешних сил (зачастую трудно предсказуемых заранее);
- состояние мышечных тканей (например, степень усталости, уровень развития и др.).
Информация об этих факторах должна поступать по различным каналам в ЦНС человека в виде так называемых сигналов обратной связи. Именно это обеспечивает реализуемость и точность движении. После учета этих факторов в управлении двигательными актами носит название сенсорной коррекции движений.
В рефлекторных дугах нейроны, связанные друг с другом синапсами, образуют три звена: рецепторное (афферентное); эффекторное; На различные звенья дуги оказывают регуляторные воздействия связанные с ними нейроны вышележащих центров, вследствие чего рефлекторные дуги имеют сложное строение. Рефлекторные дуги в соматическом (анимальном) и автономном (вегетативном) отделах нервной системы обладают рядом особенностей.
Рецепторное звено образовано афферентными псевдоуниполярными нейронами, тела которых располагаются в спинальных ганглиях. Дендриты этих клеток образуют чувствительные нервные окончания в коже или скелетной мускулатуре, а аксоны вступают в спинной мозг в составе задних корешков и направляются в задние рога его серого вещества, образуя синапсы на телах и дендритах вставочных нейронов. Некоторые веточки (коллатерали) аксонов псевдоуниполярных нейронов проходят (не образуя связей в задних рогах) непосредственно в передние рога, где оканчиваются на мотонейронах (формируя с ними двухнейронные рефлекторные дуги).
Ассоциативное звено представлено мультиполярными вставочными нейронами, дендриты и тела которых расположены в задних рогах спинного мозга, а аксоны направляются в передние рога, передавая импульсы на тела и дендриты эффекторных нейронов.
Эффекторное звено образовано мультиполярными мотонейронами, тела и дендриты которых лежат в передних рогах, а аксоны выходят из спинного мозга в составе передних корешков, направляются к спинальному ганглию и далее в составе смешанного нерва - к скелетной мышце, на волокнах которой их веточки образуют нервно-мышечные синапсы (моторные, или двигательные, бляшки).
Рецепторное звено, как и в соматической рефлекторной дуге, образовано афферентными псевдоуниполярными нейронами, тела которых располагаются в спинальных ганглиях, однако дендриты этих клеток образуют чувствительные нервные окончания в тканях внутренних органов, сосудов и желез.
9 Координация функций организма. Учение А А Ухтомского о доминанте.
Координация - взаимодействие нейронов, а следовательно и нервных процессов в ЦНС, которая обеспечивает согласованную деятельность, направленную на интеграцию (объединения) функций различных органов и систем организма.
Принципы координации:
1. Принцип конвергенции
- концентрация возбуждение от
различных нейронов на одном.
Импульсы, приходящие в ЦНС по
разным аферентним волокнам
2. Принцип иррадиации
- распространение возбуждения.
3. Принцип индукции
- наведение одного процесса
4. Принцип обратной связи. Между ЦНС и рабочими органами осуществляются прямые и обратные связи, благодаря которым мы можем не только делать выводы о результативности действий, но и вносить правки в нашу деятельность, исправлять допущенные ошибки.
5. Принцип доминанты сформулирован А.А. Ухтомским. Он заключается в том, что в ЦНС всегда есть доминанта - участок повышенной возбудимости нервных центров. Она характеризуется свойствами: повышенной возбудимостью, устойчивостью возбуждение, способностью к суммирования возбуждения (притягивает к себе волнение с других участков ЦНС), инерции (более или менее длительно сохраняющаяся). Доминантная участок возбуждения, которая возникла в одном центре, вызывает по индукции торможения в соседних центрах ЦНС, изменяя и подчиняя их работу. Например, если голодному псу дать пищу и одновременно раздражать лапу электрическим током, то рефлекс отдергивание лапы не будет наблюдаться, а песик будет есть с еще большей интенсивностью. Голодные дети не могут воспринимать учебный материал на уроке. Попытки учителя создать другие доминанты только усиливают чувство голода.
Доминанты
могут быть экзогенного и
В процессе нервной деятельности одна доминанта сменяет другую. Например, при полном мочевом пузыре возникает доминанта в соответствующем центре и происходит рефлекторная реакция опорожнения мочевого пузыря. Если в этот момент будут поступать импульсы от любых рецепторов, то они лишь будут поддерживать возбуждения данного доминанты. По окончании реакции доминанта исчезает и возникает новая, связанная с другой, необходимой организму деятельностью. Возникновение в ЦНС более сильной доминанты затормаживает ранее вызванную доминанту по принципу отрицательной индукции. Чем младше ребенок, тем менее устойчива доминанта и тем легче она тормозится.
По мнению
А.А. Ухтомского, принцип доминанты
является физиологической
10 Строение и функции головного мозга .
Головной мозг
- часть центральной нервной
Головной мозг состоит из 5 основных отделов: конечного мозга, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Конечный мозг составляет 80% всей массы головного мозга. Он протянулся от лобной кости до затылочной. Конечный мозг состоит из двух полушарий, в которых много борозд и извилин. Он делится на несколько долей (лобную, теменную, височную и затылочную). Различают подкорку и кору больших полушарий. Подкорка состоит из подкорковых ядер, регулирующих различные функции организма. Головной мозг располагается в трех черепных ямках. Большие полушария занимают переднюю и среднюю ямки, а заднюю ямку - мозжечок, под которым расположен продолговатый мозг.
Функции различных
отделов головного мозга
Средний мозг простирается от переднего края моста до зрительных трактов и сосочковых тел. Состоит из ножек большого мозга и четверохолмия. Через средний мозг проходят все восходящие пути к коре больших полушарий и мозжечку и нисходящие, несущие импульсы к продолговатому и спинному мозгу. Он важен для обработки нервных импульсов, поступающих от зрительных и слуховых рецепторов.
Мозжечок расположен в затылочной части головного мозга позади продолговатого мозга и моста. Он состоит из двух полушарий и червя между ними. Поверхность мозжечка испещрена бороздами. Мозжечок участвует в координации сложных двигательных актов.
Боковые желудочки расположены в полушариях переднего мозга. Третий желудочек расположен между зрительными буграми и соединен посредством водопровода мозга с четвертым желудочком, который сообщается с субарахноидальным пространством и большой цистерной головного мозга.
Большой (конечный) головной мозг управляет всеми жизненно важными процессами, происходящими в организме человека, а также является «вместилищем» всех наших интеллектуальных способностей.
Ассоциативные
зоны - это функциональные зоны коры
головного мозга. Они связывают
поступающую сенсорную
Конечный головной мозг делится на лобную, затылочную, височную и теменную доли. В лобной доле имеются зоны интеллекта, способности к концентрации внимания и моторные зоны; в височной - слуховые зоны; в теменной - зоны вкуса, осязания, пространственной ориентации; а в затылочной - зрительные зоны.
Конечный мозг - это наиболее молодая и развитая часть головного мозга, которая обуславливает умение человека мыслить, чувствовать, говорить, анализировать, а также управляет всеми процессами, происходящими в организме.
Зрительный бугор (таламус) и подбугорье (гипоталамус) являются частями промежуточного мозга. Импульсы от всех рецепторов организма поступают в ядра таламуса. Поступившая информация в таламусе перерабатывается и направляется к большим полушариям мозга. Таламус соединяется с мозжечком и т.н. лимбической системой.
К лимбической
системе относят нервные
Ствол головного
мозга - это филогенетически древняя
часть мозга, состоящая из среднего,
заднего и продолговатого мозга.
В среднем мозге имеются
Мозжечок контролирует движения тела.
Помимо спинного мозга очень важны и двенадцать черепно-мозговых нервов.
11 Учение
об условных рефлексах .
Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс.
Изучение условных рефлексов связано в первую очередь с именем И. П. Павлова и И. Ф. Толочинова.
Формирование условного рефлекса. Для этого необходимо: Наличие 2 раздражителей: безусловного раздражителя и индифферентного (нейтрального) раздражителя, который затем становится условным сигналом;
Определенная сила раздражителей. Безусловный раздражитель должен быть настолько сильным, чтобы вызывать доминантное возбуждение в центральной нервной системе. Индифферентный раздражитель должен быть привычным, чтобы не вызывать ярко выраженного ориентировочного рефлекса.
Механизм формирования условных рефлексов: При действии индифферентного раздражителя возникает возбуждение в соответствующих рецепторах, и импульсы из них поступают в мозговой отдел анализатора. При воздействии безусловного раздражителя возникает специфическое возбуждение соответствующих рецепторов, и импульсы через подкорковые центры идут в кору головного мозга (корковое представительство центра безусловного рефлекса, которое является доминантным очагом). Таким образом, в коре головного мозга одновременно возникают два очага возбуждения: В коре головного мозга между двумя очагами возбуждения по принципу доминанты, образуется временная рефлекторная связь. При возникновении временной связи изолированное действие условного раздражителя вызывает безусловную реакцию. В соответствии с теорией Павлова, формирование временной рефлекторной связи происходит на уровне коры головного мозга, а в его основе лежит принцип доминанты.