Шпаргалка по "Анатомии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, шпаргалка

Краткое описание

1 Предмет и задачи анатомии и физиологии. Их связь с другими науками. Методы анатомических и физиологических исследований .наблюдение, эксперимент,острый и хронический опыты.
2 Общие закономерности онтогенеза организма человека. Понятия непрерывность, гетерохронность и гармоничность развития детей.
....
50 Строение и функции кожи. Гигиена кожи .Роль кожи в закаливании организма. Особенности теплоотдачи организма ребёнка. Суточное колебание температуры кожи у детей.

Вложенные файлы: 1 файл

АНАТОМИЯ (1).doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

- инерция движений (движение любого орган ловлено  не только командными импульсами  из ЦНС, но и обычными инерционными  силами);

- реактивные  силы (напряженность одного °РШ£«ла  вызывает соответствующие изменения  тонуса других органов);

- сопротивление внешних сил (зачастую трудно предсказуемых заранее);

- состояние  мышечных тканей (например, степень  усталости, уровень развития и  др.).

Информация  об этих факторах должна поступать  по различным каналам в ЦНС  человека в виде так называемых сигналов обратной связи. Именно это обеспечивает реализуемость и точность движении. После учета этих факторов в управлении двигательными актами носит название сенсорной коррекции движений.

В рефлекторных дугах нейроны, связанные друг с  другом синапсами, образуют три звена: рецепторное (афферентное); эффекторное; На различные звенья дуги оказывают регуляторные воздействия связанные с ними нейроны вышележащих центров, вследствие чего рефлекторные дуги имеют сложное строение. Рефлекторные дуги в соматическом (анимальном) и автономном (вегетативном) отделах нервной системы обладают рядом особенностей.

Рецепторное звено  образовано афферентными псевдоуниполярными нейронами, тела которых располагаются  в спинальных ганглиях. Дендриты этих клеток образуют чувствительные нервные окончания в коже или скелетной мускулатуре, а аксоны вступают в спинной мозг в составе задних корешков и направляются в задние рога его серого вещества, образуя синапсы на телах и дендритах вставочных нейронов. Некоторые веточки (коллатерали) аксонов псевдоуниполярных нейронов проходят (не образуя связей в задних рогах) непосредственно в передние рога, где оканчиваются на мотонейронах (формируя с ними двухнейронные рефлекторные дуги).

Ассоциативное звено представлено мультиполярными  вставочными нейронами, дендриты и тела которых расположены в задних рогах спинного мозга, а аксоны направляются в передние рога, передавая импульсы на тела и дендриты эффекторных нейронов.

Эффекторное звено  образовано мультиполярными мотонейронами, тела и дендриты которых лежат в передних рогах, а аксоны выходят из спинного мозга в составе передних корешков, направляются к спинальному ганглию и далее в составе смешанного нерва - к скелетной мышце, на волокнах которой их веточки образуют нервно-мышечные синапсы (моторные, или двигательные, бляшки).

Рецепторное звено, как и в соматической рефлекторной дуге, образовано афферентными псевдоуниполярными нейронами, тела которых располагаются  в спинальных ганглиях, однако дендриты этих клеток образуют чувствительные нервные окончания в тканях внутренних органов, сосудов и желез.

 

 

9 Координация  функций организма.  Учение А  А Ухтомского о доминанте.

Координация - взаимодействие нейронов, а следовательно и нервных  процессов в ЦНС, которая обеспечивает согласованную деятельность, направленную на интеграцию (объединения) функций различных органов и систем организма.

 Принципы  координации:

1. Принцип конвергенции - концентрация возбуждение от  различных нейронов на одном.  Импульсы, приходящие в ЦНС по  разным аферентним волокнам могут сходиться (конвергировать) в одних и тех же вставных и эффекторных нейронов. Конвергенция нервных импульсов объясняется тем, что афферентных нейронов в 5раз больше, чем эфферентных.

2. Принцип иррадиации - распространение возбуждения. Импульсы, поступающие в ЦНС при сильном и длительном раздражении рецепторов, вызывают возбуждение не только данного рефлекторного центра, но и других центров. Процесс иррадиации связан с наличием в ЦНС многочисленных ветвлений аксонов и дендритов, цепей вставных нейронов, которые объединяют друг с другом различные нервные центры.

3. Принцип индукции - наведение одного процесса другому.  В природных условиях, несмотря  на широкие возможности иррадировать  по ЦНС, возбуждение фактически  распространяется в определенных  пределах, что обеспечивает возможность осуществления определенных, координированных рефлекторных реакций. Торможение ограничивает иррадиацию возбуждения. В результате этого возбуждения концентрируется в определенных групп нейронов.

4. Принцип обратной  связи. Между ЦНС и рабочими органами осуществляются прямые и обратные связи, благодаря которым мы можем не только делать выводы о результативности действий, но и вносить правки в нашу деятельность, исправлять допущенные ошибки.

5. Принцип доминанты  сформулирован А.А. Ухтомским. Он заключается в том, что в ЦНС всегда есть доминанта - участок повышенной возбудимости нервных центров. Она характеризуется свойствами: повышенной возбудимостью, устойчивостью возбуждение, способностью к суммирования возбуждения (притягивает к себе волнение с других участков ЦНС), инерции (более или менее длительно сохраняющаяся). Доминантная участок возбуждения, которая возникла в одном центре, вызывает по индукции торможения в соседних центрах ЦНС, изменяя и подчиняя их работу. Например, если голодному псу дать пищу и одновременно раздражать лапу электрическим током, то рефлекс отдергивание лапы не будет наблюдаться, а песик будет есть с еще большей интенсивностью. Голодные дети не могут воспринимать учебный материал на уроке. Попытки учителя создать другие доминанты только усиливают чувство голода.

 Доминанты  могут быть экзогенного и эндогенного  происхождения. Экзогенная доминанта  возникает под воздействием факторов  окружающей среды. Например, когда  ребенок читает интересную книгу,  то посторонние шумы (музыка по радио) не мешают ей. Эндогенная доминанта возникает под влиянием факторов внутренней среды. Например, при уменьшении концентрации питательных веществ в крови, происходит возбуждение пищевого центра, возникает пищевая доминанта в ЦНС.

В процессе нервной деятельности одна доминанта сменяет другую. Например, при полном мочевом пузыре возникает доминанта в соответствующем центре и происходит рефлекторная реакция опорожнения мочевого пузыря. Если в этот момент будут поступать импульсы от любых рецепторов, то они лишь будут поддерживать возбуждения данного доминанты. По окончании реакции доминанта исчезает и возникает новая, связанная с другой, необходимой организму деятельностью. Возникновение в ЦНС более сильной доминанты затормаживает ранее вызванную доминанту по принципу отрицательной индукции. Чем младше ребенок, тем менее устойчива доминанта и тем легче она тормозится.

 По мнению  А.А. Ухтомского, принцип доминанты  является физиологической основой  акта внимания и предметного  мышления. Интересная и эмоциональный рассказ, таблица, опыт способствуют созданию доминантных отношений во время процесса обучения, что играет важную роль в процессе усвоения знаний.

 

10 Строение  и функции головного мозга  .

Головной мозг - часть центральной нервной системы; главный регулятор всех жизненных функций организма. В результате поражения головного мозга возникают тяжелые заболевания. В головном мозге содержится 25 миллиардов нейронов, составляющих серое вещество мозга. Головной мозг покрывают три оболочки - твердая, мягкая и находящаяся между ними паутинная, по каналам которой циркулирует спинномозговая жидкость (ликвор). Ликвор - своеобразный гидравлический амортизатор ударов.

Головной мозг состоит из 5 основных отделов: конечного  мозга, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Конечный мозг составляет 80% всей массы головного мозга. Он протянулся от лобной кости до затылочной. Конечный мозг состоит из двух полушарий, в которых много борозд и извилин. Он делится на несколько долей (лобную, теменную, височную и затылочную). Различают подкорку и кору больших полушарий. Подкорка состоит из подкорковых ядер, регулирующих различные функции организма. Головной мозг располагается в трех черепных ямках. Большие полушария занимают переднюю и среднюю ямки, а заднюю ямку - мозжечок, под которым расположен продолговатый мозг. 

Функции различных  отделов головного мозга различны. Промежуточный мозг делится на вентральную (гипоталамус) и дорсальную (таламус, метаталамус, эпиталамус) части. Таламус  является посредником, в котором сходятся все раздражения, полученные от внешнего мира и направляются к большим полушариям мозга таким образом, чтобы организм смог адекватно приспособиться к постоянно меняющейся среде. Гипоталамус является главным подкорковым центром регуляции вегетативных функций организма.

Средний мозг простирается от переднего края моста до зрительных трактов и сосочковых тел. Состоит  из ножек большого мозга и четверохолмия. Через средний мозг проходят все  восходящие пути к коре больших полушарий  и мозжечку и нисходящие, несущие импульсы к продолговатому и спинному мозгу. Он важен для обработки нервных импульсов, поступающих от зрительных и слуховых рецепторов.

Мозжечок расположен в затылочной части головного  мозга позади продолговатого мозга  и моста. Он состоит из двух полушарий и червя между ними. Поверхность мозжечка испещрена бороздами. Мозжечок участвует в координации сложных двигательных актов.

Боковые желудочки  расположены в полушариях переднего  мозга. Третий желудочек расположен между зрительными буграми и соединен посредством водопровода мозга с четвертым желудочком, который сообщается с субарахноидальным пространством и большой цистерной головного мозга.

Большой (конечный) головной мозг управляет всеми жизненно важными процессами, происходящими в организме человека, а также является «вместилищем» всех наших интеллектуальных способностей.

Ассоциативные зоны - это функциональные зоны коры головного мозга. Они связывают  поступающую сенсорную информацию с полученной ранее и хранящейся в памяти, а также сравнивают между собой информацию, получаемую от разных рецепторов.

Конечный головной мозг делится на лобную, затылочную, височную и теменную доли. В лобной доле имеются зоны интеллекта, способности  к концентрации внимания и моторные зоны; в височной - слуховые зоны; в теменной - зоны вкуса, осязания, пространственной ориентации; а в затылочной - зрительные зоны.

Конечный мозг - это наиболее молодая и развитая часть головного мозга, которая  обуславливает умение человека мыслить, чувствовать, говорить, анализировать, а также управляет всеми процессами, происходящими в организме.

Зрительный  бугор (таламус) и подбугорье (гипоталамус) являются частями промежуточного мозга. Импульсы от всех рецепторов организма  поступают в ядра таламуса. Поступившая  информация в таламусе перерабатывается и направляется к большим полушариям мозга. Таламус соединяется с мозжечком и т.н. лимбической системой.

К лимбической  системе относят нервные образования  головного мозга, расположенные  на срединной стороне конечного  мозга, около верхнего ствола мозга

Ствол головного  мозга - это филогенетически древняя  часть мозга, состоящая из среднего, заднего и продолговатого мозга. В среднем мозге имеются первичные  зрительные и слуховые центры. С  их участием осуществляются ориентировочные рефлексы на свет и звук. В продолговатом мозге расположены центры регуляции дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, функций пищеварительных органов, а также обмена веществ. Продолговатый мозг принимает участие в осуществлении таких рефлекторных актов, как жевание, сосание, чихание, глотание, рвота.

Мозжечок контролирует движения тела.

Помимо спинного мозга очень важны и двенадцать черепно-мозговых нервов.

 

11 Учение  об условных рефлексах .Механизм  образования временных связей . Отличия  условных рефлексов от безусловных .Ориентировочный рефлекс его изменения в процессе роста и развития ребёнка .Первые условные реакции у детей .

Условный рефлекс  — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни  особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс.

Изучение условных рефлексов связано в первую очередь  с именем И. П. Павлова и И. Ф. Толочинова.

Формирование  условного рефлекса. Для этого  необходимо: Наличие 2 раздражителей: безусловного раздражителя и индифферентного (нейтрального) раздражителя, который затем становится условным сигналом;

Определенная  сила раздражителей. Безусловный раздражитель должен быть настолько сильным, чтобы  вызывать доминантное возбуждение  в центральной нервной системе. Индифферентный раздражитель должен быть привычным, чтобы не вызывать ярко выраженного ориентировочного рефлекса.

Механизм формирования условных рефлексов: При действии индифферентного  раздражителя возникает возбуждение  в соответствующих рецепторах, и  импульсы из них поступают в мозговой отдел анализатора. При воздействии безусловного раздражителя возникает специфическое возбуждение соответствующих рецепторов, и импульсы через подкорковые центры идут в кору головного мозга (корковое представительство центра безусловного рефлекса, которое является доминантным очагом). Таким образом, в коре головного мозга одновременно возникают два очага возбуждения: В коре головного мозга между двумя очагами возбуждения по принципу доминанты, образуется временная рефлекторная связь. При возникновении временной связи изолированное действие условного раздражителя вызывает безусловную реакцию. В соответствии с теорией Павлова, формирование временной рефлекторной связи происходит на уровне коры головного мозга, а в его основе лежит принцип доминанты.

Информация о работе Шпаргалка по "Анатомии"