Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Анатомия"
№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.
Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды. Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг друга»'. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем. Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
В XIX в. сложились основные направления современной анатомии: фило- и онтогенетическое, функциональное, антропологическое, прикладное.
Филогенетическое направление предполагает изучение того, как строение человека развивалось и совершенствовалось в процессе эволюции
Онтогенетическое направление связано с исследованием основных этапов развития человека
Современную анатомию называют функциональной, поскольку она рассматривает строение тела человека в связи с его функциями
Развивая эволюционную теорию, Ч. Дарвин подошел с ее позиций к вопросу о происхождении человека и высказал гипотезу о происхождении человека и обезьян от общего предка. Эта гипотеза скоро нашла подтверждение в находках ископаемых предков человека — питекантропа, синантропа, неандертальцев, кроманьонцев. На этой основе развивалось антропологическое направление анатомии
В.Н.Шевкуненко (1872-1952), профессор топографической анатомии Военно-медицинской академии, развил созданное Н.И.Пироговым прикладное направление в анатомии. Он разработал учение о крайних формах индивидуальной изменчивости |
№ 2 Современные
принципы и методы анатомического исследования.
Рентгенанатомия и значение ее для изучения
клинических дисциплин.
1. Метод исследования в анатомии - Препарирование трупов. 1. Препарирование трупов - процесс изготовления препарата для научных (преимущественно: анатомия и биология) исследований, а также вскрытие материала (труп) для изучения структуры исследуемого материала. Метод исследования в анатомии Препарирование трупов позволяет при помощи простых анатомических инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) исследовать строение и взаимное расположение, топографию органов. Впервые применённый Герофилом и Эразистратом, метод препарирования трупов был до совершенства доведён Везалием.
5. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покровы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.
3 В XIX веке для изучения топографических
отношений в организме был предложен метод распила замороженных
трупов (пироговские срезы). Достоинство этого метода состоит в
том, что на определенном участке тела
сохраняется существующее в действительности
взаиморасположение между различными
образованиями. Он позволил уточнить анатомические
данные почти обо всех областях человеческого
тела и тем самым способствовал развитию
хирургии. Пользуясь этим методом, великий
русский хирург и топографоанатом Н.И.Пирогов
составил атлас распилов тела человека
в различных направлениях и заложил основы
хирургической анатомии. Полученные на
пироговских срезах данные могут быть
дополнены сведениями о соотношении тканей,
если изготовить срез толщиной несколько
микрометров и обработать его гистологическими
красителями. Такой метод носит название гистотопографии. По серии гистологических срезов и гистотопограмм
можно восстановить изучаемое образование
на рисунке или объемно. Такое действие
представляет собой графическую или пластиче 4. Эндоскопия — способ осмотра некоторых внутренних органов при помощи эндоскопа. При эндоскопии эндоскопы вводятся в полости через естественные пути, например, в желудок — через рот и пищевод, в бронхи и легкие — через гортань, в мочевой пузырь — через мочеиспускательный канал, а также путем проколов или операционных доступов (лапароскопия и др.) Чаще всего эндоскопию сочетают с прицельной (под контролем зрения) биопсией, лечебными мероприятиями (введение лекарств), зондированием.- Бронхоскопия — осмотр бронхов- Гастроскопия — осмотр желудка Гистероскопия — осмотр полости матки- Колоноскопия — слизистой оболочки толстой кишкиКольпоскопия — входа во влагалище и влагалищных стенок Лапароскопия — брюшной полости И т.д. 2, Метод инъекции - применяется с XVII - XVIII веков. В широком смысле под этим подразумевают заполнение полостей, щелей, просветов, трубчатых структур в человеческом теле окрашенной или бесцветной уплотняющей массой. Это часто делают в целях получения слепка исследуемой полости или сосуда, а также для того, чтобы этот сосуд легче было отделить от окружающих тканей. В настоящее время метод инъекции применяется, главным образом, для изучения кровеносных и лимфатических сосудов. Этот метод сыграл прогрессивную роль в развитии анатомических знаний, в частности, он позволил узнать ход и распределение кровеносных и лимфатических сосудов внутри органов, выяснить протяженность сосудов, особенности их хода. |
№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).
Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей между ними является срединная (медианная) плоскость, расположенная вертикально и ориентированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также сагиттальной. Сагиттальная плоскость отделяе Горизонтальная плоскость ориен Эти три плоскости: сагиттальная, фронтальная и горизонтальная — могут быть проведены через любую точку тела человека; количество плоскостей может быть произвольным. Соответственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фронтальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость. Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикальные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя срединная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana posterior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатомические образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris — сосковая линия. Передняя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмышечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки подмышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, — от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (поперечные отростки позвонков). |
№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).
Строение тела человека
современная наука Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом. Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия). Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и синтетическая. | ||
№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания механизмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.
Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте. В XXVII веке до н. э. египетский врач Имхотеп описал некоторые органы и их функции
В эпоху Средневековья в анатомии человека не было сделано существенных открытий. В этот период были запрещены вскрытия, изготовление скелетов. Новое Время На протяжении XVII—XVIII вв. появляются не только новые
открытия в области анатомии, но и начинает
выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриол Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).
|
№ 6 Анатомия человека.Виды анатомии Анатомия (от греч. anatemno-рассекаю) — это наука о форме и строении организма на макроскопическом (видимом невооруженным глазом) уровне. Описательная, Систематическая анатомия, Топографическая анатомия (основатель великий русский хирург и анатом М. И. Пирогов) - изучает взаиморасположение органов из разных систем, но находящихся в одной анатомической области. Для топографической анатомии М. И. Пирогов придумал метод продольных распилов замороженных трупов. Пластическая анатомия ,Функциональная анатомия ,Нормальная анатомия,
Патологическая анатомия (от греч. pathos-болезнь) — изучает изменения в строении организма при различных болезнях и патологических процессах. МИКРОСКОПИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ, название это употребляется в двояком значении: 1) как синоним частной гистологии, то есть того отдела гистологии (см.), который описывает микроскопич. строение органов человека и животных; 2) для обозначения гистологии в целом, со всеми ее отделами, включая клетку и ткани, как это сделано в новейшей сводке данных гистологии Сравнительная анатомия (сравнительная морфология) — биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и систем органов при помощи их сравнения у животных разных таксонов на разных этапах эмбриогенеза. Возрастная анатомия рассматривает процесс развития индивида — онтогенез — в течение всей его жизни: внутреутробный (эмбриональный 8 недель, плодный от 2 до 9 месяцев) и постнатальный (ранний 20 лет, зрелый 55-60, заключительный) от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии и геронтологии.
| |
№ 7 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.
Анатомическая изменчивость отдельных органов и систем всегда происходит во взаимосвязи с другими, что приводит к перестройке всего организма и его приспособительной нормы реакции;
Наличие индивидуальной изменчивости формы и строенщ тела человека позволяет говорить о вариантах (вариациями» строения организма (от лат. variatio — изменение, varians -* вариант), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.
Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia — неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род. падеж teratos — урод). Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особенности строения. Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся.
Так, в соответствии с длиной тела и другими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморфный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туловище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник). Вариант (признак) — характерная
особенность анатомического строения
всего организма, его частей, органов
и тканей, присущая данному индивиду и отличающая его от других.
Степень выраженности каждого варианта
представляется количественными показателями
длины, ширины, высоты, окружности, объема,
массы анатомического объекта, а также
выраженностью рельефа и границ, проекции
на поверхности тела (голотопия), проекции
на скелет (скелетотопия), взаимного расположения
(синтопия) и топографии. Норма - определенный стандарт, типичный образец или идеальный вариант строения человека. |
Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on, род. падеж, ontos — сущее, существующее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие человека до рождения (пренатальный период) рассматривает э м бриология (от греч. embryon — зародыш, росток), после рождения (постнатальный период, от лат. natus — рожденный) изучает возрастная анатомия. В связи с увеличением продолжительности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения — геронтология (от греч. geron — старик). Примеры: В росте черепа после рождения можно проследить три основных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отличается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части. На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формироваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем — сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слуховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, срастаются части решетчатой кости. Во втором периоде — от 7 лет до начала периода полового созревания происходит замедленный, но равномерный рост черепа, особенно в области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300 см3. В этом возрасте в основном завершено сращение отдельных частей костей черепа, развивающихся из самостоятельных точек окостенения. Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит дальнейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшается при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания черепа в длину к этому периоду заканчивается. После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хрупкими. |
№9 Анатомия и медицина древней греции и ее представители Первая известная школа древнег Анаксагор (500—428 гг. до н. э.). Анаксагор описал боковые желудочки мозга Он рассматривал строение и происхождение мира с позиций античной атомической теории, которая строилась на том, что из мелких частиц «семян» состоят все растения и животные. Например, Анаксагор не различал животных и растения по их строению и функциям. Он считал, что растения и животные способны думать, ощущать, огорчаться, радоваться и мыслить; человек отличается тем, что у него есть руки. В процессе пищеварения, по мнению Анаксагора, частицы мышц соединяются с мышцами, крови — с кровью, сердца — с сердцем и т. Д Это учение было продолжено Демокритом (460—370 гг. до н. э.), считавшим, что атомы вечны и неизменяемы, никем не созданы и не могут быть уничтожены, жизнь — соединение атомов, смерть—разъединение. По Демокриту, все живые существа произошли из ила, который в результате гниения под действием солнца дал начало живым существам. Зародыш развивается из семени, содержащего частицы всех частей тела. Это противоречило сложившемуся мнению, что семя (половые клетки) является продуктом мозга.
Величайший врач древности Гиппократ (460—377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа. Гиппократ был практический
врач, и его материализм выражался
в том, что, отвергая Аристотель (384—322 гг. до н. э.) различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта». Первыми в Древней Греции произвели вскрытие трупов людей Герофил (род. ок. 304 г. до н.э.) и Эразистрат (300—250 гг. до н.э.). |
№ 8 Анатомия и медицина древнего Рима, их представители
Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки. Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды и нервы, среди которых выделял двигательные и чувствительные.
Выдающийся врач Клавдий Гален (131—201) описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в некоторых органах, надкостницу, связки, а также обобщил имевшиеся до него сведения по анатомии. Он пытался описать функции органов. Полученные при вскрытии животных (свиней, собак, овец, обезьян, львов) факты без должных оговорок Гален переносил на человека, что было ошибкой (трупы людей в Древнем Риме, как и в античной Греции, вскрывать запрещалось). Гален рассматривал строение живых существ (человека) как «предначертанное свыше», внеся в медицину (анатомию) принцип телеологии (от греч. tolos — цель). Не случайно поэтому труды Галена в течение многих веков пользовались покровительством церкви и считались непогрешимыми.
Величайшим авторитетом в анатомии в I—II вв. был Марин, 20 книг которого Гален изложил в книгах об анатомии («Анатомические процедуры», «Анатомирование мускулов», «Строение скелета»). По мне-пию Галена, в анатомии Марин превзошел Гиппократа; «занимаясь препарированием, он накопил большой опыт и лично наблюдал все, что описал в своих работах» (De libr. propr., 3). |
№ 9 Анатомия эпохи Возрождения Гарвей и его вклад в анатомию
Габриэль Фаллопий, Габриэле Фаллопио (Gabriele Falloppio; Модена, 1523 — Паду Учился в Падуе у Везалия, затем был назначен каноником в Модену. Путешествовал по Франции и Греции, Фаллопий занимал кафедру анатомии при университетах в Ферраре, Пизе и Падуе, а в последнем из этих городов состоял в то же время директором знаменитого ботанического сада. Описал, в частности, полукружные каналы, клиновидные пазухи, тройничный, слуховой и
Евстахий, третий великий анатом XVI века, умер в 1574 г. в возрасте около 54 лет. Он был приверженцем Галена и заявил однажды, что предпочел бы заблуждаться вместе с Галеном, чем идти к истине вместе с новаторами анатомии. Тем не менее и он постиг истину. Евстахий родился
в маленьком итальянском Евстахий изучал и описал многие органы тела. назван в его честь трубчатый ход, ведущему от носоглотки к барабанной полости и соединяющему, таким образом, среднее ухо с воздухом, находящимся снаружи. Евстахию принадлежит открытие надпочечника
Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519), вскрыв 30 трупов, сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам. Он изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики. Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета Андрей Везалий (1514—1564), который на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд «О строении человеческого тела» (De Humani corporis fabrica), изданный в Базеле в 1543 г. Везалий систематически и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические ошибки Галена. Исследования и новаторский труд Везалия предопределили дальнейшее прогрессивное развитие анатомии. Его учениками и последователями в XVI—XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений; были обстоятельно описаны многие органы тела человека. Уи́льям Га́рвей (англ. William Harvey; 1апреля 1578, Фолкстон | |
№ 12 Отечественная анатомия древней Руси. Анатомические сведения в рукописных документах («Травники», «Изборники»). Первые медицинские школы.
Данные о развитии медицины в Древней Руси имеются в летописях и церковных документах. Сведения о строении органов в рукописях X—XIII вв. в основном совпадали со взглядами Га-лена. Известны труды, в которых содержались медицинские и анатомические сведения («Церковный устав», X в., «Изборник Святослава», XI в., «Русская правда», XI—XII вв.). На территории России появились сочинения, содержащие теоретические вопросы медицины в представлениях античных авторов, с критическим их анализом и краткими сведениями по анатомии, о телосложении («Врата Аристотелевы», или «Тайна тайных»). Названия многих органов, частей тела упоминались в различных рукописных лечебниках и травниках, «тутошних и заморских» (написанных на Руси и переведенных на русский язык с латинского и греческого языков). Анатомия при обучении «лекарскому делу» преподавалась по мало приспособленному учебнику «Проблемата Аристотеля». Первый выпуск врачей, изучавших анатомию по «скелету», хирургию, ботанику, фармакологию, состоялся в Московской медицинской школе в 1658 г. В том же 1658 г. филолог Епифаний Славинецкий (умер в 1675 г.) перевел на русский язык «Эпито-ме» Везалия, написанный им для студентов университета в качестве учебного пособия по анатомии. В западных государствах в XVII—XVIII вв. были школы (академии), где преподавалась медицина, в том числе и анатомия: в Тарту (Academia Gustaviana, 1632), медицинский факультет Виленской высшей школы (1647), Академия Петрина в Елгаве (1775), Медицинская академия в Гродно (1775). Во время организации в России госпиталей (при Петре I) при них открывали медицинские школы. Так, в 1707 г. в Москве был основан Московский госпиталь, а при нем — медицинская школа. В 1733 г. появились медицинские школы в Петербурге и Кронштадте, а в 1758 г. — в Барнауле. |
№ 13 Русские анатомы XVII века (А.П.Протасов, М И.Шеин, К.И Щепин, И.О. Мухин, И.М.Максимович-Амбодик) и XIX века (П.А.Загорский, И.В.Буяльский, Д.Н.Зернов и др.).
Анатомия преподавалась по рукописным учебникам Николая Бидлоо (1670—1735) «Зерцало анатомии», «Theatrum anatomicum», а также по первому русскому анатомическому атласу «Syllabius corporis humani» (1774), создателем которого был М. И. Шеин (1712—1762). Он же в 1757 г. перевел на русский язык «Сокращенную анатомию» Гейстера. Его перевод на русский язык терминов положил начало созданию русской анатомической терминологии. Большим вкладом в анатомическую науку явилось издание в 1783 г. «Анатомико-физиологического словаря», автором которого был профессор повивального искусства (акушерства) Н. М. Амбодик-Максимович (1744—1812). Известным представителем московской анатомической школы в XIX в. был Е. О. Мухин (1766—1850) —преподаватель анатомии Московского университета. В 1812 г. вышел его «Курс анатомии». Он организовал при кафедре анатомический музей, выступал как пропагандист русской анатомической терминологии. Основателем петербургской анатомической школы был акад. П. А. Загорский (1764—1846), работы которого были посвящены тератологии, сравнительной анатомии, взаимосвязям между строением и функциями органов; он написал учебник по анатомии. Наиболее известный ученик П. А. Загорского И. В. Буяльский (1789—1866), анатом и хирург, опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», учебник по анатомии, предложил метод бальзамирования трупов. Дмитрий Николаевич
Зернов (1843—1917) — профессор Родился в дворянской семье профессора математики Московского университета Н. Е. Зернова. После домашнего обучения в 1859 году он поступил на медицинский факультет Московского университета. Закончив в 1865 году курс Московского университета, Д. Н. Зернов через два года защитил диссертацию на степень доктора медицины «О микроскопическом строении хрусталика у человека и позвоночных животных» (М., 1867) и был отправлен за границу, где совершенствовал свои познания в гистологии. |
№ 14 Н. И. Пирогов и сущность его открытий в анатомии человека; методы, предложенные им для изучения топографии органов, их значение для анатомии и практической медицины.
Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н. И. Пирогов (1810—1881). Начав свою медицинскую деятельность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) университете. По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургической академии был создан Анатомический институт, усовершенствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пирогов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома — открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотношений органов друг с другом и со скелетом. Результаты многолетних трудов Н. И. Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» (1852—1859). Н. И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1838). Перу Н. И. Пирогова принадлежат «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» (1843—1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. В области анатомии Н. И. Пироговым сделано немало открытий. Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник — участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования. |
№ 15 П. Ф. Лесгафт как представитель функционального направления в анатомии и значение его работ для теории предмета и развития физического воспитания.
Выдающимся исследователем в области функциональной анатомии и теории физического воспитания был П. Ф. Лесгафт (1837—1909) — автор фундаментального труда «Основы теоретической анатомии». П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснабжении органов и частей тела. Топография артерий не беспорядочна, а закономерна (П. Ф. Лесгафт). Артерии направляются к органам по кратчайшему пути. Так, на конечностях они идут по более короткой их сгибательной поверхности, а не по более длинной разгибательной; первыми ветвями аорты являются венечные артерии, кровоснабжающие рядом лежащее сердце. Основное значение имеет не окончательное положение органа, а место его закладки у зародыша. Ефрем Осипович Мухин (1766— 1850) — Врач и профессор. Учился в Харьковском коллегиуме и при различных госпиталях, был проф. анатомии и физиологии (с 1818 г.), потом ученым секретарем в Моск. медико-хирургической академии, а с 1817 по 1835 — профес. в Московском университете. М. славился как отличный, деятельный врач и преподаватель. Напеч.: ", "Разговор о пользе прививания коровьей оспы" "Первые начала костоправной науки" Краткое наставление простому народу о пользе прививания коровьей оспы" "Связесловие и мышцесловие , "Курс анатомии для воспитанников, обучающихся медико-хирургической науке" "Основание науки о мокротных сумочках тела человеческого" и мн. др. |
№ 16 Отечественная анатомия в XX столетии: В.П.Воробьев, В.Н.Тонков, Д.А.Жданов, их вклад в развитие анатомической науки.
В области экспериментальной анатомии плодотворно работал основатель ленинградской школы анатомов В. Н. Тонкое (1872— 1954), в течение многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде и создавший многочисленную школу анатомов (Б. А. Долго-Сабуров, Г. Ф. Иванов, А. П. Любомудров, Ф. П. Маркизов, К. В. Ромодановский и др.). Придавая большое значение эксперименту, он исследовал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское излучение для изучения скелета. Перу В. Н. Тонкова принадлежат также работы по эмбриологии и сравнительной анатомии. В. Н. Тонкое — автор неоднократно переиздававшегося учебника по анатомии. Рафаи́л Давы́дович Сине́льников (1896, Бердянск — 21 февраля советский анатом, профессор Харьковского медицинского университета. Ученик академика В. П. Воробьева. В 1931—1937 годы — он доцент анатомии. С 1937 года, после смерти В. П. Воробьева, Р. Д. Синельников стал заведующим кафедрой анатомии 1-го Харьковского медицинского института. Исполнял обязанности заведующего кафедрой анатомии Харьковского медицинского института до 1971 г. С 1931 по 1941 гг. работал в Украинском институте экспериментальной медицины. С 1924 г. по ноябрь 1945 г. Рафаил Давыдович Синельников был ассистентом в лаборатории при Мавзолее В. И. Ленина. В период Великой Отечественной войны, он вместе с Б. И. Збарским сохранял тело В. И. Ленина. Автор более 75 научных работ, докторская диссертация «Нервы мочевого пузыря человека». Автор (вместе с академиком В. П. Воробьёвым) пятитомного «Атласа анатомии человека» (1938—1942), на многие годы ставшего одним из популярнейших учебников для высших медицинских учебных заведений СССР. Выдающимся представителем харьковской школы анатомов был В. П. Воробьев (1876—1937) —исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. В. П. Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним из первых начал изучение иннервации методом электростимуляции нервов у животных. Он создал пятитомный «Атлас анатомии человека». Вместе с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина. Большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической системы человека и животных внес ученик Г. М. Иоси-фова Д. А. Жданов (1908—1971), профессор анатомии Горьков-ского, затем Томского медицинских институтов, Ленинградского санитарно-гигиенического, а с 1956 г. — I Московского медицинского института, воспитавший многочисленных учеников. За монографию «Хирургическая анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища» (1945) он удостоен Государственной премии СССР. В 1952 г. вышла его монография «Общая анатомия и физиология лимфатической системы». Василий
Васильевич Куприянов (1912—2006) — анатом Куприянов В. В. Как устроено тело человека / В. В. Куприянов. — (Народный университет). |
|