Экологические права и обязанности граждан
ВВЕДЕНИЕ
Конституция
Российской Федерации провозглашает
Российскую Федерацию правовым
государством. Определяющим принципом
правового государства является
принцип приоритета прав и
свобод человека и гражданина,
который раскрывается в статье
2 Конституции РФ: «Человек, его права
и свободы являются высшей
ценностью». Одним из наиболее
значимых нововведений Конституции
РФ является закрепление экологических
прав в ряду прав и свобод
человека и гражданина.
Экологические
права граждан – это закрепленные
в законе и гарантированные
системой права возможности в
сфере охраны окружающей среды,
обеспечения экологической безопасности,
использования естественной среды.
Обеспечение экологических прав
является основой экологической
политики государства и целью
ее осуществления. Экологические
права обусловлены жизненными
потребностями человека, необходимостью
гарантировать экологически безопасные
условия жизни человека как
наивысшей социальной ценности.
Состояние
окружающей среды и организация
рационального природопользования
становятся все более актуальной
проблемой современности, особенно
в промышленно развитых и густонаселенных
странах. В конституциях и иных
законодательных актах государств
получают отражение экологические
проблемы и основные способы
регулирования отношений человека,
государства, общества с окружающей
природной средой, предупреждения
её деградации.
В настоящее
время, несмотря на предпринимаемые
меры со стороны государственных
структур и общества, экологическая
безопасность граждан России
снижается, что наиболее остро
проявляется в ухудшении качества
среды обитания человека, снижении
продолжительности жизни, увеличении
заболеваемости, смертности и ухудшении
генофонда населения; в образовании
все новых обширных зон экологического
бедствия; истощении невозобновимых
природных ресурсов; возрастании риска
крупных техногенных катастроф и т.д.
В то же
время центральное место среди
принципов экологического права
занимает приоритет охраны жизни
и здоровья человека. В связи
с этим важнейшей особенностью
современного экологического права
является становление и развитие
института экологических прав
граждан в качестве одного
из определяющих в его системе.
В данной
работе я подробнее раскрою
основные экологические права
и обязанности граждан.
1. Общая
характеристика экологических прав
граждан
По мнению
большинства специалистов в данной
области вопрос об экологических
правах гражданина является одним
из ключевых в современном
экологическом праве, поскольку,
согласно ст. 2 Конституции РФ: «Человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью».
Впервые
в российском законодательстве
экологические права человека
были закреплены в Законе РСФСР
от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей
природной среды», а затем - в
Конституции РФ, принятой всенародным
голосованием 12.12.1993 г. и Федеральном
законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды».
М.М. Бринчук
под экологическими правами человека
понимает признанные и закрепленные в
законодательстве права индивида, обеспечивающие
удовлетворение разнообразных потребностей
человека при взаимодействии с природой[1].
По мнению
О.Л. Дубовик, экологические права
граждан - это совокупность закрепленных
в международных актах, Конституции
РФ, специальном экологическом и
смежном с ним законодательстве
прав индивида, т.е. человека и
гражданина, реализуемых в процессе
взаимодействия с окружающей
средой и обеспечивающих удовлетворение
его основных потребностей в
этой сфере[2].
Экологические
права человека относятся к
группе фундаментальных естественных
(неотчуждаемых) прав человека, возникающих
с рождением и прекращающихся
со смертью индивида, наряду с
такими основополагающими правами,
как право на жизнь, свободу
слова и вероисповедания, личную
неприкосновенность, свободу передвижения,
выбора места жительства и
др.
Статья 42 Конституции
РФ закрепляет три, по существу,
самостоятельных, но тесно связанных
между собой экологических права
человека:
1) право
на благоприятную окружающую
среду;
2) право
на достоверную информацию о
ее состоянии;
3) право
на возмещение ущерба, причиненного
здоровью или имуществу экологическим
правонарушением.
Содержание
экологических прав граждан состоит
из трех частей:
1) возможность
действовать определенным образом
в своих интересах;
2) право
требовать от субъектов исполнения
их юридических обязанностей (совершать
те или иные действия или
воздерживаться от их совершения;
3) обращаться
за защитой нарушенного права
к государственным органам.
Конституция
впервые наделила понятие права
на благоприятную окружающую
среду высшей конституционной
легитимностью. Право на благоприятную
окружающую среду конкретизировано
в ст. 11 Закона РФ от 10 января 2002
г. «Об охране окружающей среды».
Окружающая
среда является благоприятной,
если ее состояние соответствует
нормативам, касающимся ее чистоты,
ресурсоемкости, неистощимости, экологической
устойчивости, видового разнообразия
и эстетического богатства.
Конституцией
РФ также предусмотрено право
граждан на достоверную информацию
о состоянии окружающей среды.
Достоверной является заведомо
неискаженная информация об окружающей
среде, которой располагают специально
уполномоченные государственные
органы в области охраны окружающей
среды. Уровень достоверности информации
зависит от уровня развития экологической
науки и техники в сфере мониторинга и
контроля.
Третье экологическое
право, закрепленное в ст.42 Конституции
РФ,- право на возмещение ущерба,
причиненного здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.
В Законе
«Об охране окружающей среды»,
который занимает центральное
место в системе экологического
законодательства РФ, приняты основные
положения следующего содержания:
Статья 11 Закона
провозглашает права и обязанности
граждан в области охраны окружающей
среды.
1. Каждый
гражданин имеет право на благоприятную
окружающую среду, на ее защиту
от негативного воздействия, вызванного
хозяйственной и иной деятельностью,
чрезвычайными ситуациями природного
и техногенного характера, на
достоверную информацию о состоянии
окружающей среды и на возмещение
вреда окружающей среде.
Согласно
ст. 1 Федерального закона «Об
охране окружающей среды» благоприятная
окружающая среда - это окружающая
среда, качество которой обеспечивает
устойчивое функционирование естественных
экологических систем, природных
и природно-антропогенных объектов.
В литературе высказывается мнение,
что законодательное определение
благоприятной окружающей среды
имеет существенные изъяны, поскольку
не содержит юридических критериев
благоприятного состояния среды.
В широком
смысле под благоприятной окружающей
средой понимают такое состояние
среды обитания человека, которое
соответствует нормативам, касающимся
ее чистоты, ресурсоемкости, экологической
устойчивости, видового разнообразия,
способности удовлетворять потребности
граждан в отдыхе, туризме, лечении,
а также включать в себя
эталонные участки природы, не
тронутой человеческой деятельностью.
Право на
благоприятную окружающую среду
является разновидностью субъективных
прав граждан, которому корреспондируют
обязанности органов публичной
власти по поддержанию окружающей
среды в благоприятном состоянии,
а также проведению различных
мероприятий по устранению отрицательных
воздействий неблагоприятной среды
на жизнь и здоровье людей.
2. Граждане
имеют право создавать общественные
объединения, фонды и иные некоммерческие
организации, осуществляющие деятельность
в области охраны окружающей
среды.
Порядок
создания таких некоммерческих
объединений предусмотрен в ГК
и иных федеральных законах.
Так, порядок создания общественных
объединений указан в Федеральном
законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях».
В развитых
странах мира общественные экологические
объединения являются внушительной
политической силой, побеждая
на выборах и получая значительное
количество мест в представительных
органах государственной власти и органах
местного самоуправления.
3. Право
направлять обращения в органы
государственной власти РФ, органы
государственной власти субъектов
РФ, органы местного самоуправления,
иные организации и должностным
лицам о получении своевременной,
полной и достоверной информации
о состоянии окружающей среды
в местах проживания, мерах по
ее охране.
Под экологической
информацией понимается любая информация
о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых
организмов и экосистем и их изменениях,
о деятельности, факторах и мерах, которые
оказывают или могут оказать воздействие
на них, а также о запланированной или
осуществляемой деятельности по использованию
природных ресурсов и последствиях этого
для окружающей среды, включая данные,
необходимые для оценки этих последствий
для окружающей среды и населения, а, кроме
того, о мерах, направленных на охрану
и рациональное использование окружающей
среды[3].
Указанной
информацией располагают, в первую
очередь, специально уполномоченные
органы государства в области
охраны окружающей среды. Такую
информацию о состоянии окружающей
среды они получают посредством
мониторинга (наблюдения за качественным
состоянием окружающей среды). Однако
если речь идет о размере
и характере вредного воздействия
хозяйствующего субъекта, то по
запросу общественного экологического
объединения соответствующую информацию
обязан предоставить его руководитель.
4. Принимать
участие в собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях,
сборе подписей под петициями,
референдумах по вопросам охраны
окружающей среды и в иных
непротиворечащих законодательству
РФ акциях.
Данная норма
конкретизирует предоставленную
ст. 31 Конституции гражданам возможность
собираться мирно без оружия,
проводить собрания, митинги и
демонстрации, шествия и пикетирование.
При осуществлении данного права
не допускается нарушение прав
и свобод других лиц, а также
использование этого права для
насильственного изменения конституционного
строя, разжигания расовой, национальной,
классовой, религиозной ненависти,
для пропаганды насилия и войны.
В Российской Федерации действует
уведомительный порядок реализации
права на проведение публичных
мероприятий, Т.е. для их проведения
не требуется специального разрешения
властей.
5. Выдвигать
предложения о проведении общественной
экологической экспертизы и участвовать
в ее проведении в установленном
порядке;
6. Оказывать
содействие органам государственной
власти РФ, органам государственной
власти субъектов РФ, органам
местного самоуправления в решении
вопросов охраны окружающей среды.
7. Обращаться
в органы государственной власти
РФ, органы государственной власти
субъектов РФ, органы местного
самоуправления и иные организации
с жалобами, заявлениями и предложениями
по вопросам, касающимся охраны
окружающей среды, негативного
воздействия на окружающую среду,
и получать своевременные и
обоснованные ответы.
8. Предъявлять
в суд иски о возмещении
вреда окружающей среде.
Экологические
правонарушения могут причинять
вред окружающей среде, который,
в свою очередь, может как повлечь,
так и не повлечь причинение вреда здоровью
и имуществу граждан. Например, уничтожение
лесных массивов в отдаленных районах
непосредственно вреда здоровью и имуществу
граждан не причиняет, но вред экологическому
состоянию лесов очевиден. Пункты 1 и 2
ст. 11 Закона об охране окружающей среды
предоставляют гражданам право на судебную
защиту благоприятного качества окружающей
среды независимо от того, причинен ли
непосредственно правонарушением вред
их здоровью и имуществу или нет.
В случае
причинения такого вреда ст. 79
Закона об охране окружающей
среды и гражданское законодательство
предусматривают порядок возмещение
вреда, причиненного здоровью
и имуществу граждан в результате
нарушения законодательства в
области охраны окружающей среды.
Обязанности по предъявлению
исков в суд по возмещению
вреда окружающей среде возложены
также на специально уполномоченные
государственные органы в области
охраны окружающей среды.