Антикризисная политика Японии в послевоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 03:06, доклад

Краткое описание

Цель данной работы – изучить и проанализировать опыт экономического развития Японии. Актуальность исследования развития Японии в послевоенный период обусловлена следующими беспрецедентными обстоятельствами.
Во-первых, относительно резким скачкообразным социально-экономическим развитием страны после сокрушительного поражения во Второй Мировой войне.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 36.50 Кб (Скачать файл)

Подписав под дулами орудий американской эскадры торговый договор с США, Япония была вынуждена стать на путь совершенствования и модернизации своих методов ведения хозяйства и государственного управления, в противном случае ей грозила судьба многих стран, превратившихся в колонии технически более развитых европейских государств и США. В этих целях, начиная с 1868 г., японскими исследователями в течение 20 лет были изучены самые лучшие в мире институты и методы руководства в таких сферах, как государство, экономика, военное дело, образование и культура. Интенсивный рост масштабов деятельности и сфер приложения капитала толкал ряд корпораций на децентрализацию управления. К числу таких фирм относилась и фирма «Мацусита дэнки», основанная честолюбивым молодым инженером Коносукэ Мацусита. По мере расширения сфер своей деятельности «Мацусита дэнки» столкнулась с проблемой — усложнением задач по координации работы многочисленных подразделений. В 1934 г. К. Мацусита произвел реорганизацию управления фирмой, предусматривавшую внедрение дивизиональной структуры. Фирма была разделена на четыре отделения, в каждом отделении были созданы управление сбыта и производственное управление. На каждое отделение была возложена ответственность за решение производственных вопросов, поддержание сети торговых точек, исследования производственного назначения, координацию между производством и продажей, за рекламу и прибыльность своей деятельности в целом. Дивизиональная структура «Мацусита дэнки» по своей эффективности опережала не только тяжеловесные структуры японских «дзайбацу», но и теоретические организационные разработки ведущих европейских и американских специалистов того времени. Осуществленная К. Мацусита реорганизация своей компании породила массу подражаний в Европе и США. Японские методы хозяйственного управления пережили активный период «американизации». С 1947 г. в японских компаниях начали внедряться принципы фирменного бухгалтерского учета, скопированного с американского образца. Заимствованы из американского опыта и методы проведения финансовых ревизий, зафиксированные в законе о дипломированных бухгалтерах-ревизорах, американские способы и нормы контроля были положены в основу закона о контроле и порядке его осуществления. Изучение и внедрение американских методов управления происходило в большинстве случаев по инициативе японских компаний. Например, в 1950 г. министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему «подготовки образцовых мастеров». Методы подготовки аудиторов-японцев были заимствованы у дальневосточного штаба ВВС США. В японских компаниях были внедрены такие американские разработки, как системы контроля над издержками производства, контроля бюджетов, ревизоров по финансовым вопросам и т.д.

Для восстановления и повышения эффективности японской экономики, повышения конкурентоспособности ее товаров серьезную проблему представляло улучшение их качества. В 1950 г. в Японию был приглашен специалист по разработке систем и методов контроля качества профессор У. Дёминг. Разработанные им принципы статистического контроля качества были восприняты японскими бизнесменами весьма положительно. Темпы внедрения методов контроля качества на японских предприятиях произвели на У. Дёминга большое впечатление. За полтора года действия системы контроля качества в фармацевтической фирме «Танабэ» выпуск продукции возрос в три раза при том же оборудовании и числе рабочих за счет рационализации. В честь У. Дёминга была учреждена в 1951 г. специальная медаль, ежегодно присуждаемая японской компании, добившейся наилучших успехов в области управления качеством.

Японские компании проявили оперативность во внедрении других компонентов американского менеджмента. Так, уже в начале 1950-х годов в организационных структурах японских компаний появились штабные подразделения, отделы, сектора, предназначенные для регулирования горизонтальных связей, сбора и анализа управленческой информации.

Обострение противоречий между работодателями и работниками наемного труда в послевоенный период привлекло усиленное внимание японских предпринимателей к американским методам управления человеческими ресурсами, особенно к вопросам регулирования трудовых конфликтов. Органы управления японскими корпорациями активно внедряли такие способы американского менеджмента, как «беседы с персоналом», методы «участия в управлении», «система оценки персонала» и др. В сочетании с уже имевшейся практикой «пожизненного найма» традиционные японские ценности составили ядро патерналистского стиля управления на японских предприятиях. Распространение и закрепление системы «пожизненного найма» объясняется рядом причин: национальными и культурными традициями, необходимостью повышения эффективности управления, повышением конкурентной борьбы между национальными и международными монополиями, а также позицией японских профсоюзов, заинтересованных в обеспечении своих членов постоянной работой.

Система пожизненного найма существовала (и существует) только для постоянных работников крупных компаний и государственных учреждений и не охватывает временных работников этих компаний и всех работников мелких и средних фирм.

В последние годы появились признаки, свидетельствующие о постепенном размывании практики «пожизненного найма». В послевоенной Японии сложилась система оплаты и служебного продвижения «по старшинству». Постоянному работнику компании гарантируется устойчивое повышение заработной платы из года в год по мере роста стажа работы. Для сотрудников по мере работы в компании предусматриваются возможности служебного роста и продвижения на более высокие уровни иерархии.

Весьма распространенным методом управления в японском менеджменте является система принятия решений «рингисэй». Традиционная процедура «рингисэй» предусматривает многократное согласование подготовляемого решения на нескольких уровнях управления, начиная с рядовых и кончая высшими руководителями. Подобная практика подготовки решений является достаточно сложной и длительной, но японские корпорации идут на использование таких процедур, рассчитывая на то, что согласование действий на стадии принятия решения обеспечивает эффективность и своевременность их последующего выполнения. Однако развитие «рингисэй» в последние годы обнаруживает стремление японских менеджеров свести число согласований к небольшому количеству консультаций и преимущественно на довольно высоком иерархическом уровне.

Для японской системы управления в послевоенный период характерны  групповое стимулирование и групповая ответственность. Группы формировались не только как формальные подразделения, т.е. штатные структурные компоненты организации, но и в качестве неформальных, временных формирований (группы контроля качества, советы и комитеты для менеджеров разных уровней, переход к системе децентрализованных отделений и т.д.). В качестве примера проиллюстрируем организационные принципы построения фирмы «Мацусита дэнки»:

  • полная независимость всех отделений с точки зрения цен, прибыли и налогообложения;
  • капитал отделения не предоставляется головной компанией, а дается взаймы из расчета 10% годовых;
  • каждое отделение подразделяется на два «центра прибыли» производственный и сбытовой блок, каждый из которых соответственно ориентирован на максимализацию своих прибылей;
  • каждый «центр прибыли» имеет право отказа от закупки частей или деталей у другого «центра прибыли»; в интересах увеличения своих прибылей он может покупать эти части на рынке, если цены там ниже;
  • на стратегические и важные тактические решения может

быть наложено вето руководства компании. Штаб-квартира компании координирует деятельность отделений, исследовательскую работу, маркетинг, вопросы привлечения капитала и некоторые другие общие функции.

Организационные принципы «Мацусита дэнки» служат своего рода образцом для многих японских компаний, структуры которых постепенно развиваются в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключение целесообразно подчеркнуть, что, во-первых, специфика японских методов и стиля управления формировалась не только под влиянием национальных, моральных и культурных особенностей, но и под значительным воздействием конкретных условий развития экономики Японии в послевоенный период. Во-вторых, в стиле и методах японского управления в послевоенный период обнаруживается влияние американского менеджмента, но это влияние не является определяющим.

Процесс формирования японского менеджмента являлся процессом творческого отбора японскими предпринимателями и государственными органами наиболее рациональных методов и приемов управления с учетом интересов японского бизнеса и национальной экономики.

Итак, японский опыт успешного восстановления национальной экономики, разрушенной в результате Второй мировой войны, привлекает внимание теоретиков и практиков менеджмента других стран мира. В основе такого интереса лежит идея ограниченной взаимосвязи этого опыта с теми успехами, которых Япония добилась в послевоенный период в своем социально-экономическом развитии. Японские методы организации и управления широко используются за пределами национальных границ, в совершенно иных социально-экономических условиях. При рациональном,

творческом отборе этих методов в соответствии с геополитическим положением, уровнем развития экономики, культурой, менталитетом и традициями какой-либо страны достигаются поразительно эффективные результаты.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Беляев А.А., Коротков  Э. М. – Антикризисное управление. Учебник. Юнити, 2010;

2 Макмиллан Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ. М.:

Прогресс, 2011;

3 Мильнер Б.З., Олейник И.С., Ропинко С.А. Японский парадокс:

(Реальности и противоречия  капиталистического управления). М.:

Мысль, 2011;

4 Пшенников В. Уроки менеджмента: Планомерность как образ жизни

японского бизнеса // Япония. 2010;

5 Целищев И. Управление по-японски за пределами Японии // МЭиМО, 2010.


Информация о работе Антикризисная политика Японии в послевоенный период