Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:18, доклад
Государственное антикризисное управление - часть общей системы государственного управления, включающая прогнозирование и своевременную диагностику кризисных ситуаций, анализ причин их возникновения, определение первоочередных мер по сдерживанию кризисных явлений, а также разработку комплексной программы по выходу из кризисной ситуации и восстановлению устойчивого экономического роста. Эффективность антикризисного управления зависит от реализации комплексного системного научного подхода.
Антикризисная политика государства
Государственное антикризисное управление - часть общей системы государственного управления, включающая прогнозирование и своевременную диагностику кризисных ситуаций, анализ причин их возникновения, определение первоочередных мер по сдерживанию кризисных явлений, а также разработку комплексной программы по выходу из кризисной ситуации и восстановлению устойчивого экономического роста. Эффективность антикризисного управления зависит от реализации комплексного системного научного подхода.
В периоды экономических кризисов основная нагрузка и ответственность по обеспечению экономической безопасности страны ложатся на органы государственного управления, так как государственные антикризисные меры лежат в основе выживания и выхода из кризиса как предприятий, так и домохозяйств. Государственная антикризисная политика направлена на их защиту и предотвращение банкротств и снижения уровня и качества жизни населения, поддержание потребительского и инвестиционного спроса, устранение административных барьеров для предпринимательства.
В периоды кризисов роль государства в управлении экономикой и социальными процессами значительно возрастает. Государство исполняет роль организатора и координатора правовых, финансовых, организационных, управленческих мероприятий, проводимых на всех уровнях, особенно на микроуровне. Государство берет на себя значительную часть расходов по антикризисным мерам, расширяет государственный сектор экономики для выполнения стратегических и социально значимых функций.
Прогнозирование развития внешних и внутренних факторов, влияющих на социально-экономическое развитие государства, ранняя диагностика кризиса, разработка методов, специальных программ и мер по его смягчению и преодолению, системная подготовка кадров для сферы антикризисного управления способны эффективно противостоять кризисным явлениям.
Принципы государственного антикризисного управления:
К наиболее важным направлениям антикризисной политики государства относятся следующие.
1. Разработка правовой
базы антикризисного
В каждой сфере правовое регулирование поведения субъектов и объектов рыночной системы имеет свою специфику. Например, правовое регулирование в условиях кризиса в первую очередь проявляется во внесении изменений в Бюджетный кодекс и связанные с ним законодательные акты, так как именно в нем устанавливается порядок принятия и изменения государственного бюджета. В кризис требуются юридические основания для введения новых ставок налогов, смягчающих налоговое давление на предпринимательство, закрепляются новые формы и методы государственной поддержки.
2. Разработка механизмов финансовой стабилизации. К наиболее оперативным и эффективным мерам стимулирования экономической политики в условиях кризиса относятся меры денежно-кредитной политики. Она нацелена на нормализацию ситуации в банковской сфере и обеспечение широкого доступа предприятий к кредитованию на приемлемых условиях; способствует восстановлению инвестиционных процессов в экономике, делает кредиты более доступными для реального сектора экономики; способствует снижению ставки рефинансирования, регулированию норм обязательных резервов, операций на открытом рынке.
В целях защиты населения и предприятий во время кризиса по мере необходимости вносятся поправки в нормативные правовые документы о банковской деятельности, которые не позволяют банкам включать в кредитный договор положения об изменении в одностороннем порядке срока действия договора, величины процентной ставки, порядка определения ставки, величины комиссионного вознаграждения, вводить новые комиссии и требовать досрочного погашения кредита в условиях кризиса и дорожания денежных ресурсов. Однако банкам разрешается устанавливать плавающие ставки, которые обычно применяются для долгосрочных ссуд, таких как ипотечные кредиты, которые выдаются на десятки лет и привязаны к какому-либо финансовому индикатору, например ставке рефинансирования.
3. Бюджетно-налоговое регулирование. Во время кризиса возникает необходимость пересмотреть бюджет в условиях падения государственных доходов, обеспечить бюджетное финансирование антикризисных программ, уточнить размеры и ограничения бюджетного дефицита, обеспечить право на расширение возможностей для оказания поддержки предприятий и муниципальных образований, на изменение порядка администрирования таможенных платежей, на расширение состава источников финансирования дефицита бюджета и т.д. Подлежит пересмотру и политика государственных расходов, вводится режим жесткой экономии, так как чрезмерные расходы могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности. В период кризиса повышается значимость деятельности правительства, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств. Бюджетная политика изменяется в зависимости от глубины и продолжительности кризиса. Изменяются и другие фискальные рычаги - госрасходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Налоговая политика в рамках антикризисного управления нацелена на обеспечение жизнеспособности субъектов предпринимательства как налогоплательщиков и источников рабочих мест в условиях наносимого кризисом ущерба, на осуществление посильной поддержки хозяйствующим субъектам путем качественного улучшения налогового администрирования, на стимулирование позитивных структурных изменений в экономике путем последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки. Стимулирующая налоговая политика проявляется в основном в снижении налоговых ставок и во введении налоговых льгот. Она ведет к росту совокупного спроса, увеличению предложения труда, снижению затрат предприятий на рабочую силу, увеличению инвестиционного спроса. Однако снижение налогов имеет и негативные последствия, такие как увеличение бюджетного дефицита, который должен быть профинансирован за счет наращивания государственного долга. Это, в свою очередь, может привести к росту процентных ставок.
4. Поддержка реального сектора экономики. Государство разрабатывает комплекс мер, нацеленных на расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам через прямое кредитование госбанками, стимулирование частного кредитования с помощью субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставление государственных гарантий, создание условий для выпуска акций и облигаций для последующего их выкупа уполномоченными организациями. Реальный сектор экономики очень чувствителен к налоговому регулированию, в частности снижению налогового давления в виде снижения ставок налогов и таможенных пошлин, предоставления налоговых вычетов, ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Государство осуществляет закупки отдельных видов продукции, субсидирует товары и услуги за счет бюджетных ресурсов. Важными мерами служат кредитная поддержка регионов и предоставление государственных гарантий системообразующим предприятиям. Как поддержку реального сектора можно рассматривать и стимулирование внутреннего спроса.
Поддержка бизнеса - одна из самых значительных статей расходов в экономически развитых странах. Российские власти также определили финансовую поддержку реального сектора экономики в условиях кризиса как одну из приоритетных задач. В 2009 г. на программу поддержки предпринимательства выделено 10,5 млрд руб., а программа Внешэкономбанка по кредитованию малого и среднего бизнеса увеличена с 9 до 30 млрд руб. Это равнозначно созданию в России 300-400 тыс. новых рабочих мест.
5. Совершенствование
организационных структур
При необходимости на федеральном, региональном уровнях управления создаются специальные организационные структуры - антикризисные комитеты, консультационные советы, для работы в которых привлекаются эксперты, главы территориальных образований, руководители структурообразующих предприятий, представители общественности и социальных учреждений. В рамках таких структур более эффективно осуществляются обмен опытом, координация деятельности, достигаются компромиссы, а органы государственного управления могут не только оказывать поддержку предприятиям, но и направлять их деятельность с учетом интересов населения территории. Продолжительность функционирования этих структур зависит от поставленных целей и задач, и по мере их выполнения они могут быть распущены или трансформированы в зависимости от новых приоритетов деятельности.
Антикризисные специализированные органы государственного управления разрабатывают предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты и разрабатывают методики антикризисного регулирования, проводят мониторинг состояния экономики, отдельных отраслей и комплексов по специально разработанной системе показателей. Большое значение имеет создание единой информационной базы как основы разработки антикризисных программ и мероприятий.
6. Снижение напряженности на рынке труда. Для того чтобы сдержать рост безработицы во время кризиса, разрабатываются целевые программы содействия занятости населения. В них основной акцент делается на переподготовку безработных, поддержку активных форм поиска работы и создание временных рабочих мест для студентов. Организация опережающего профессионального обучения позволяет сократить сроки поиска новой работы для высвобождающихся работников. Содействуют занятости и меры по поддержке малого предпринимательства, организация общественных работ. Повышение мобильности рабочей силы может достигаться за счет создания единой информационной базы вакантных рабочих мест, развития аренды дешевого муниципального жилья, адресной поддержки граждан при переезде на новое место работы и жительства.
Особую важность приобретает мониторинг ситуации на рынке труда, в период кризиса он проводится еженедельно по территориям страны, данные собираются, обобщаются и служат основой для оперативного управления.
Принимаются активные меры по регулированию миграций рабочей силы. Проводится сокращение объема квот на привлечение иностранных рабочих, создаются условия для осуществления внутренних миграций в целях рационального использования высвобождаемых трудовых ресурсов. Например, в России создан федеральный сайт, который содержит информацию о вакансиях в регионах страны, принято решение о создании фонда дешевого муниципального жилья в аренду для усиления мобильности рабочей силы.
7. Социальная защита населения. Кризис особенно остро проявляется в снижении уровня и качества жизни населения. Падение доходов населения в связи с увеличением числа безработных, "замораживание" зарплат работникам бюджетной сферы в целях экономии бюджетных расходов, увеличение налоговой нагрузки на работающих, рост цен на товары первой необходимости, сокращение объемов финансирования социальной инфраструктуры - все эти меры крайне непопулярны у населения. Они могут спровоцировать социальные конфликты, забастовки, демонстрации, дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране. К таким мерам государственные органы управления прибегают в крайних случаях. В целом же антикризисные меры имеют ярко выраженную социальную направленность.
В рамках антикризисных программ увеличиваются выплаты по пособиям по безработице, индексируются пенсии и социальные пособия, выплачиваются субсидии гражданам за счет бюджетных ресурсов, выделяются средства для организации самозанятости населения.
Чрезвычайно важны социальные функции государства в антикризисном регулировании, такие как защита высвобождающихся работников, создание новых рабочих мест, выплата социальных пособий, организация переподготовки и общественных работ, развитие самозанятости и др. Здесь государство решает одновременно две задачи - социальную защиту населения в условиях кризиса и сохранение платежеспособного спроса на территории, что чрезвычайно важно для предпринимательства.
8. Поддержка внутреннего спроса - важное направление государственной антикризисной политики. Внутренний спрос снижается в связи с падением доходов населения и корпоративного сектора. Это ограничивает возможности экономического роста, снижает стимулы для деятельности предпринимательства в стране. Государство в первую очередь поддерживает спрос на продукцию наиболее падающих отраслей (например, автомобилестроения), отраслей, имеющих мультипликативный эффект (таких как жилищное строительство), повышает государственные закупки (особенно в сфере обороны и развития инфраструктуры), увеличивает заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии и социальные пособия.
Российский опыт антикризисного регулирования показал, что можно эффективно использовать как плюсы, так и минусы в управлении экономикой. С одной стороны, высокая зависимость от спроса на энергоносители на мировом рынке, от цен на нефть усугубляет положение, но ведь именно нефтяные доходы позволили создать резервные фонды, которые дали возможность предпринять столь широкомасштабные меры по поддержке экономики в кризис. И при выходе из кризиса на мировом рынке в первую очередь повышаются цены на энергоносители, что и позволяет экономике России за счет изменения цен на нефть восстанавливаться.
Особенно подчеркивается значимость увеличения пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума, так как пенсионеры, в основном относящиеся к самой бедной группе населения, не делают сбережений, а тратят все, и в основном - на дешевую отечественную продукцию, т.е. увеличивают товарооборот и поддерживают отечественного производителя. Разрешено использование материнского капитала на улучшение жилищных условий и погашение банковских кредитов, хотя раньше было поставлено условие использовать его не раньше, чем ребенок достигнет трехлетнего возраста. Поддержка федеральным правительством региональных бюджетов тоже в основном направлена на выполнение социальных обязательств перед населением.