Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:05, контрольная работа

Краткое описание

В общем понимании управлять - значит принимать решения, давать обязательные для выполнения указания, контролировать их выполнение. Управление в социально-экономических системах является функцией системы, так как без управления такие системы не могут существовать. Эта функция:
- обеспечивает сохранение структуры системы;
- поддерживает режимы деятельности и процессы в системе;
- обеспечивает реализацию программ, планов деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Субъекты антикризисного управления.
Роль, задачи и полномочия участников процедуры банкротства неплатежеспособного предприятия - собственников (учредителей, акционеров), руководителей и работников предприятия - должника, его кредиторов, арбитражного управляющего и антикризисного менеджера……………………………………………………………..…6
Требования, предъявляемые к арбитражному управляющему………………………………………………………….14
Особенности работы специализированной управляющей компания по арбитражному управлению неплатежеспособными предприятиями (рассмотреть на конкретном примере)…………………………………………………….……………24
Заключение…………………………………………………………………35
Литература………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

кр антикризисное управление.docx

— 56.62 Кб (Скачать файл)

Срок проведения стажировки устанавливается  саморегулируемой организацией арбитражных  управляющих в пределах от 6 до 12 месяцев [7].

г) Наличие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим  в деле о банкротстве (п. б ст. 20 Закона о банкротстве).

Согласно п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве  договор страхования ответственности  арбитражного управляющего является формой финансового обеспечения ответственности  арбитражного управляющего.

Как следует из формулировки абз. 6 п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве, страховым  случаем по договору страхования  ответственности арбитражного управляющего является причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. При заключении договора страхования  ответственности арбитражным управляющим  следует обратить внимание на следующие  требования Закона о банкротстве  к содержанию данного договора:

1) договор страхования ответственности  должен быть заключен на срок  не менее одного года, с обязательным  последующим возобновлением договора  на тот же срок (п. 8 ст. 20 Закона  о банкротстве).

2) Страховая сумма по договору  страхования не может быть  менее чем 3 млн. руб. в год.  В том случае, если арбитражный  управляющий будет утвержден  в качестве арбитражного управляющего  должника, балансовая стоимость  активов которого составляет  более 100 млн. руб., арбитражный  управляющий обязан в течение  10 дней с даты его утверждения  дополнительно застраховать свою  ответственность на случай причинения  убытков лицам, участвующим в  деле о банкротстве этого конкретного  должника. Размер страховой суммы  в заключаемом договоре страхования  будет зависеть от балансовой  стоимости активов должника на  последнюю отчетную дату предшествующую  дате введения соответствующей  процедуры банкротства:

- если балансовая стоимость  активов составляет от 100 до 300 млн.  руб., то страховая сумма по  договору дополнительного страхования  составит 3% балансовой стоимости  активов должника, превышающей 100 млн. руб.;

- если балансовая стоимость  активов составляет от 300 млн.  до 1 млрд. руб., то страховая сумма  по договору дополнительного  страхования составит 6 млн. руб.  и 2% балансовой стоимости активов  должника, превышающей 300 млн. руб.;

- если балансовая стоимость  активов составляет более чем  1 млрд. руб., то страховая сумма  по договору дополнительного  страхования составит 20 млн. руб. и 1% балансовой стоимости активов должника, превышающей 300 млн. руб. [13].

К негативным требованиям относятся:

а) Наличие судимости за преступления в сфере экономики, а также  за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие (п. 6 ст. 20 Закона о  банкротстве).

Преступлениями в сфере экономики  являются виновно совершенные общественно  опасные деяния в сфере общественно-экономических  отношений, запрещенные Уголовным  кодексом РФ под угрозой наказания. Ответственность за совершение таких  преступлений предусмотрена нормами  главы 22 УК РФ.

В зависимости от характера и  степени общественной опасности  деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо  тяжкие.

Таким образом, препятствием к осуществлению  деятельности в качестве арбитражного управляющего будет наличие судимости  за любое преступление в сфере  экономики, независимо от категории  преступления (то есть независимо от его  тяжести), а также наличие судимости  за преступление в любой иной сфере, но только в случае, если это преступление относится к категориям средней  тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений.

Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается  судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Если лицо имело судимость, но данная судимость была в установленном  законом порядке снята или  погашена, то лицо будет считаться  не имеющим судимости и, следовательно, может быть назначено в качестве арбитражного управляющего [13].

б) дисквалификация или лишение  в порядке установленном федеральным  законом, права занимать руководящие  должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 3.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях  дисквалификация является одним  из видов административного наказания, устанавливаемого и применяемого за совершение административных правонарушений.

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП РФ или законами об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность  в виде дисквалификации установлена  КоАП РФ за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями: 14.12. («Фиктивное или преднамеренное банкротство»), 14.13. («Неправомерные действия при банкротстве»), 14.21. («Ненадлежащее  управление юридическим лицом»), 14.22. («Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных  полномочий»), 14.25. («Нарушение законодательства о государственной регистрации  юридических лиц органами, осуществляющими  государственную регистрацию юридических  лиц»).

Согласно ч. 1 ст. 3.11. КоАП РФ дисквалификация  заключается в лишении физического  лица права занимать руководящие  должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить  в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую  деятельность по управлению юридическим  лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством  РФ [2].

Дисквалификация является административным наказанием, которое может быть назначено  на срок от шести месяцев до трех лет только судьей. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Таким образом, препятствием для назначения лица в качестве арбитражного управляющего может быть применение к нему такого вида административного наказания, как дисквалификация не только за совершение административных правонарушений при исполнении обязанностей арбитражного управляющего, но и за совершение административного  правонарушения при осуществлении  административно-хозяйственных функций  в органе юридического лица, функций  члена совета директоров, а также  при осуществлении любого вида предпринимательской  деятельности без образования юридического лица [12].

Дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего.

Законодательством о банкротстве  помимо основных установлены и так  называемые «дополнительные» требования к кандидатуре арбитражного управляющего, которые предъявляются в некоторых  случаях наряду с «основными»  требованиями.

«Дополнительные» требования к  кандидатуре арбитражного управляющего можно разделить на «обязательные  дополнительные» требования и «необязательные  дополнительные» требования.

«Обязательные дополнительные» требования – это требования, которые предъявляются  к кандидатурам арбитражных управляющих, подлежащим утверждению для проведения процедур банкротства в отношении  отдельных категорий должников, законодательством.

Согласно п. 2 ст. 187 Закона о банкротстве  арбитражный управляющий, участвующий  в деле о банкротстве профессионального  участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг (таким органом является Федеральная комиссия РФ по рынку ценных бумаг).

Согласно ст. 193 Закона о банкротстве  Правительство РФ, кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных статьями 20 и 23 Закона о банкротстве, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении  арбитражным судом кандидатуры  арбитражного управляющего в деле о  банкротстве стратегического предприятия  или организации. Постановлением Правительства  РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях  к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического  предприятия или организации» утвержден  Перечень требований к кандидатуре  арбитражного управляющего в деле о  банкротстве стратегического предприятия  или организации [5].

Согласно ст. 6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» арбитражный управляющий  при банкротстве кредитных организаций  должен соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь  аттестат, выданный Банком России.

Что касается необязательных дополнительных требований, то под ними следует  понимать дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатуре  арбитражного управляющего по инициативе конкурсного кредитора или уполномоченного  органа (собрания кредиторов). Перечень возможных «необязательных дополнительных»  требований к арбитражному управляющему является исчерпывающим и предусмотрен в п. 1 ст. 23 Закона о банкротстве:

- наличие у кандидата высшего  юридического, экономического образования  или образования по специальности,  соответствующей сфере деятельности  должника;

- наличие у кандидата определенного  стажа работы на должностях  руководителей организаций в  соответствующей отрасли экономики;

- установление количества процедур  банкротства, проведенных кандидатом  в качестве арбитражного управляющего.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) не вправе выдвигать не предусмотренные выше дополнительные требования к кандидатуре  арбитражного управляющего [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности работы специализированной управляющей компания по арбитражному управлению неплатежеспособными предприятиями.

Внешнее управление  –  это процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей  полномочий по управлению должником  внешнему управляющему. Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным  законом предусматривалась процедура  санации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.

С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности  руководитель должника  – юридического лица. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Для обеспечения внешнему  управляющему возможности приступить к реальному  исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника на органы управления должника возлагается обязанность  в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний  управляющий назначается арбитражным  судом одновременно с введением  внешнего управления. Целью внешнего управления является финансовое оздоровление предприятия.

В практике арбитражного управления предприятиями сложилась противоречивая ситуация, поскольку арбитражный  управляющий с первых дней своего назначения сталкивается с множеством функций и задач, которые он должен реализовать в ограниченный период. Особенно наглядно это проявляется  в арбитражной процедуре внешнего управления. Например, арбитражный  управляющий должен всего за 1 месяц (как это предусмотрено Законом) разработать план внешнего управления, включающий не только функции и задачи, регламентированные Законом, но и подробный  план финансового оздоровления предприятия  с детальной проработкой маркетинговой  стратегии, производственной программы, реструктуризации задолженностей, реорганизации  предприятия и других разделов плана  финансового оздоровления. В такой короткий промежуток времени трудно разработать план внешнего управления неплатёжеспособным предприятием не только арбитражному управляющему, но и специализированной консалтинговой фирме. А аналогичных по сложности функций и задач у арбитражного управляющего множество: инвентаризация имущества, анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, оценка имущества и пр. Все эти и другие трудоёмкие функции на средних и крупных; неплатежеспособных предприятиях обычно выполняются специализированными фирмами.

Таким образом, в практике арбитражного управления наблюдается  противоречие между коллективными  усилиями по осуществлению арбитражных  функций и задач на неплатежеспособном предприятии (как это происходит в реальных условиях) и персональной ответственностью за результаты со стороны  одного лишь арбитражного управляющего в соответствии Законом.

На практике арбитражное  управление неплатежеспособными предприятиями  в большинстве случаев осуществляют различные объединения арбитражных  управляющих: гильдии, ассоциации, союзы, фонды, консалтинговые фирмы и т. д. Множественность функций и  задач, их новизна, большая трудоемкость, а также специфичность решаемых вопросов не позволяют выполнять  функции управления в одиночку или  с небольшой группой помощников. Для этого необходимы многочисленные коллективы профессионалов в различных  отраслях знаний, что позволит эффективно реализовать функции и задачи, необходимые для финансового  оздоровления неплатежеспособного  предприятия и расчётов с его  кредиторами.

Информация о работе Антикризисное управление