Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 15:06, курсовая работа
В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.
Таким образом, путь чисто количественных изменений нельзя отбрасывать безоговорочно. Тот эффект, который они могут принести, в некоторых случаях может в приемлемый срок улучшить финансовое состояние предприятия до уровня, позволяющего приступить к качественным изменениям деятельности в планомерном, а не "аварийном" порядке;
- 2 - й тип изменений - устранение препятствий на пути уже протекающих процессов функционирования. Он применим, если предприятие "в принципе" рентабельно, но какие - то возникшие препятствия (во внешних связях или во внутренней его среде) нарушили сложившееся функционирование и привели к убыткам.
Устранение препятствий - традиционный метод хозяйственного регулирования, именуемый иначе "латанием дыр", - способно на некоторое время (до появления новых "дыр") восстановить рентабельность.
Первые два типа изменений, описанные выше, соответствуют обычному типу мышления и стереотипу действий "советского" руководителя производства;
- 3 - й тип изменений - эволюция, т. е. качественные изменения, происходящие без активного вмешательства управленцев, под влиянием тех естественных причин: творческой активности или, наоборот, стереотипов, - которые присущи данному коллективу.
Эволюция может быть продуктивной только в небольших коллективах на первых стадиях их существования, когда члены коллектива "заряжены" новыми идеями, реализуют их в собственной активности без прилагаемых извне усилий. Как только в данном коллективе нарабатываются определенные стереотипы деятельности, творческое стремление к новому уступает место консервации стереотипов. Коллектив вступает в стадию зрелости, и если на пути дальнейших эволюционных изменений не поставлена преграда активными управленческими действиями, стадия зрелости переходит в стадию упадка, поскольку наработанные и консервируемые стереотипы приходят в несоответствие с изменившейся внешней средой [2].
Большие коллективы, имеющие более жестко нормированную деятельность, могут не проявлять продуктивных эволюционных изменений даже на ранних стадиях. В этом случае, в силу действия известного в кибернетике закона возрастания энтропии, эволюционные изменения будут стремиться разрушить существующие формальные структуры путем создания не совпадающих с ними и не предназначенных "для дела" неформальных структур; при отсутствии энергичного управленческого вмешательства конечной точкой такой эволюции является анархия и развал производства.
В числе причин, порождающих эволюционные процессы, можно также назвать физический и моральный износ основных фондов, инфляцию, изменения рыночной конъюнктуры и другие. Большинство их них порождает деструктивные изменения.
Перечисленные 3 способа изменений представляют интерес в том отношении, что для их реализации, как правило, не возникает потребности в крупных инвестициях.
Мероприятия по устранению препятствий для текущего функционирования обычно реализуются за счет краткосрочных возвратных вложений. Творческая активность при продуктивных эволюционных процессах направлена на использование существующих ресурсов. Разумеется, не исключено возникновение достаточно распространенной псевдо - активности (встречающейся и в больших коллективах, и на стадиях их зрелости и упадка), когда все "творческие" предложения направлены на требование новых ресурсов, новых инвестиций (лозунг "Дай!"), как правило, без четкого и детально проработанного проекта их использования.
- 4 - й тип изменений - так называемые продуцированные изменения. При этом за счет энергичного управленческого вмешательства (принудительное воздействие со стороны руководства при активной позиции владельцев и использовании консультантов - экспертов по различным вопросам) создаются новые структуры, перепрофилируется деятельность, закладываются новые нормативные основы и новые стереотипы (в частности, путем интенсивного обучения персонала) - тем самым запускается новый процесс функционирования, эффективный в тех условиях, в которых он был спроектирован и запущен, и до тех пор, пока эти условия сохраняются. После изменения условий необходимо продуцирование новых изменений, т. е. вновь перепроектирование деятельности, переобучение персонала и запуск нового функционирования на очередной период квази - стабильности.
Два основных варианта этого типа изменений различаются тем, предполагается ли сохранение существующего технологического потенциала или его изменение. В первом случае предусматривается перепрофилирование предприятия с использованием действующего производственного потенциала (возможно лишь его восстановление, в случае значительной амортизации, или расширение без качественных изменений).
Характер продукции при этом может быть самый разнообразный. Оптимизация перепрофилирования связана с широкомасштабными маркетинговыми исследованиями. Данный вариант требует совершенствования организационной структуры, повышения оргуправленческого потенциала [4].
Необходимо создание профессионально сильной и влиятельной в структуре управления предприятием маркетинговой службы, работающей в тесной связи с технологическими подразделениями и способной оказать существенное воздействие на номенклатуру выпускаемой продукции, ее свойства, эффективность продвижения продукции на рынок.
Второй
вариант предусматривает
Продуцирование
изменений - излюбленный способ реорганизаций
как в "советский" период, так
и в настоящее время. Этот способ
может потребовать больших
- 5 - й тип изменений - процесс развития, когда "ядро", инициирующее изменения, создается на добровольных началах внутри развивающейся организации и состоит из управленцев - не только руководителей, но управленцев в самом широком смысле - людей, желающих и имеющих возможность влиять на ситуацию в организации любым способом: убеждением, в том числе убеждением владельцев и руководителей, авторитетом и т. д.
Это "ядро" разрабатывает и реализует воздействия на протекающие процессы, исходя из анализа ситуаций, существующих в организации стереотипов деятельности, наличия материальных, кадровых, интеллектуальных, финансовых, энергетических и информационных ресурсов, возможного противодействия изменениям со стороны тех или иных лиц или групп, возможных побочных (незапланированных) эффектов проводимых мероприятий и других факторов реализуемости принимаемых решений.
Организация
процессов развития - наиболее сложный
путь проведения изменений, требующий
особого сочетания формальных и
неформальных структур в системе управления
и привлечения консультантов особого
рода - так называемых консультантов по
процессу, но приводящий к созданию организации
наиболее динамичной, приспосабливающейся
к изменчивой ситуации и экономной по
использованию ресурсов, в том числе, инвестиций.
В экономически развитых странах хорошо
известно, что создание динамичных, развивающихся
организаций позволяет окупить затраты
на организацию эффективным использованием
инвестиций. Однако, так как в этом варианте
предприятие в вопросах развития приобретает
высокую степень автономности и выбирает
пути диверсификации, перепрофилирования,
изменения организации и др. в процессе
собственной деятельности (разумеется,
согласуя принципиальные решения с владельцами),
то рассчитать заранее эффективность
данного варианта в чисто экономических
показателях невозможно. Можно лишь оценить
возможность (реальность) создания потенциала,
прежде всего, кадрового, для придания
предприятию свойств развивающейся организации.
Процесс развития, когда управленческое
"ядро", инициирующее изменения и
проводящее их в жизнь, создается внутри
развивающейся организации, требует особой
организации и подбора кадров. Особенность
такой группы состоит в том, что она не
должна быть штатным формированием, частью
оргструктуры, но должна объединять на
добровольных началах тех сотрудников
(и, возможно, сторонних лиц, например,
консультантов), кому небезразлично состояние
предприятия и кто способен реально осуществлять
управленческие разработки и организовывать
их внедрение. Будучи введена в оргструктуру,
группа развития мгновенно "обюрокрачивается",
перестает заниматься развитием и, имитируя
эту деятельность, делает все возможное
для самосохранения и, следовательно,
для консервации системы предприятия.
Группа развития может включать в себя представителей любых должностных уровней. Включение в нее "по должности" недопустимо, за единственным исключением - в группу должен входить первый руководитель. Работа группы осуществляется в "клубном" режиме, когда проводится свободное обсуждение любых вопросов, поднимаемых членами группы. Соблюдается принцип равенства всех членов, независимо от должностей, возраста и иных характеристик. Первый руководитель должен входить в группу не для руководства, не для "продавливания" своей позиции, а для "подхватывания" и реализации уже силами формальных структур всего ценного, что нарабатывает группа; в группе он является рядовым членом.
В составе группы должны быть люди, выполняющие особые роли, не совпадающие с их профессиональной направленностью: генератор идей, разработчик идей, выдвинутых генератором, методолог, аналитик, критик и др. Необходимые функциональные специалисты: финансисты, маркетологи и др. - если соответствующие специалисты предприятия не вошли в группу, приглашаются со стороны; но, как правило, по вопросам, требующим профессиональной проработки, директор дает соответствующие поручения специальным службам или заказы сторонним организациям.
Наиболее сложный момент в организации работы группы развития - это организация продуктивного общения, в частности, исключающего бесплодные дискуссии.
Решение
о создании развивающейся организации
может быть принято с наибольшим
риском, так как, с одной стороны,
потенциальные возможности
Поэтому необходимо специальное обучение членов "ядра" управленческим технологиям. Если исследования ситуации и проектирование в финансовой, маркетинговой, технологической и других специальных областях выполняют специалисты, то такие процедуры, как формулирование проблем, поиск решений, определение критериев, стратегических ориентиров и т. п., члены группы выполняют самостоятельно, для чего им нужна достаточно высокая управленческая квалификация.
Еще
более важным, чем собственно управленческие
знания и навыки, является уровень интеллектуальных
возможностей членов группы: мышления,
способности понимать ситуации и продуктивно
строить коммуникацию как друг с другом,
так и с внешней, по отношению к данной
группе, средой, занимать рефлексивную
позицию, действовать в соответствии с
пониманием ситуации и т. д. При всем том,
что может внести в организацию работы
группы консультант по процессу, необходимо
проведение для членов группы не только
учебных, но в широком смысле слова образовательных
мероприятий, среди которых наиболее эффективны
такие, как организационно - деятельностные
игры, инновационные и рефлексивно - аналитические
семинары и т. п.[2].
2
Оценка финансово –
ОАО «Агромашсервис»
2.1
Краткая характеристика
Холдинг в форме открытого акционерного общества «Агромашсервис» создан решением Могилевского областного комитета от 28 мая 1998 г. Величина уставного фонда составляет 7 589 млн.р., в котором 88 % принадлежит государству.
Целью создания Холдинга в форме ОАО «Агромашсервис» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
Основными видами деятельности Холдинга в форме ОАО «Агромашсервис» являются:
-
изучение спроса и
-
выполнение автотранспортных
Имеется лицензия на право осуществления перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Непосредственное руководство Холдингом в форме ОАО «Агромашсервис» осуществляет генеральный директор. В состав дирекции входят первый заместитель и заместители по отраслям деятельности, главный бухгалтер, начальник юридического отдела.