Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:43, реферат
В настоящее время основным инструментом, характеризующим качество работы кредитной организации, служит анализ ее финансовой деятельности. К нашему огромному сожалению, не всегда данные такого анализа имеют положительные значения. На примере отчетности Банка «Условный» был проведен анализ функционирования данной кредитной организации и на основании полученных данных сделан вывод о ее финансовом состоянии: Банк классифицирован как испытывающий серьезные финансовые трудности. К огромному сожалению, число банков со схожим с «Условным» финансовым состоянием все время растет. Кризис межбанковского рынка явился первым этапом существенного ухудшения финансового состояния ряда кредитных учреждений.
Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь (обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации.
Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на основе показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала).
Для определения недостатка у кредитной организации ликвидных средств следует оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами.
При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению проверяется, прежде всего, соответствие этих мероприятий требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем мероприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации.
При оценке мероприятий по сокращению адмиʜиϲтративно-хозяйственных расходов кредитной организации выясняется насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.
При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций кредитной организации, определяется в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции.
Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и ликвидных средств.
В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению.
При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует исходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и резервный фонд.
Важным моментом в работе с банками, имеющими внешние признаки банкротства, является направление в них рабочих групп для оценки возможностей санирования и установления непосредственно на месте реального финансового состояния в случае, когда бухгалтерская отчетность банка вызывает сомнения в возможности реализации плана санации. Из одиннадцати групп, направленных Главным управлением в 1997 году по указанным причинам, в трех банках было установлено отсутствие реальных возможностей восстановления платежеспособности, а в восьми -- даны положительные заключения о возможности финансового оздоровления.
В инструментарии средств по проведению санации банка к наиболее специфичным от носится работа в них Временных адмиʜиϲтраций, создаваемых приказом Банка России. В случае, если финансовое состояние банка слишком запущено и вызывает опасение способность существующей адмиʜиϲтрации выправить его, ЦБ единовластно принимает решение о введении в банк временной адмиʜиϲтрации. Временная адмиʜиϲтрация так же обязана предоставить в банк план санации кредитного учреждения и, в случае одобрения его в ЦБР, пытаться на практике реализовать его. Оценивая усилия Временных адмиʜиϲтраций по управлению банками с внешними признаками банкротства, следует признать, что в большинстве своем они не дают положительных результатов. В ряде случаев введение Временных адмиʜиϲтраций было неоправданным, так как осуществлялось в практически недействующие кредитные организации, а проведенный анализ их финансового состояния свидетельствовал, что санации они не подлежат.
Если ЦБ сомневается в компетентности действующего руководства банка и предвидит грядущие проблемы, связанные с этим, он вправе рекомендовать акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав (управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят директивный характер.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что отечественная практика санации проблемных кредитных учреждений выделяет три основных пути реализации планов финансового оздоровления:
1) разработка и реализация
планов санации самой
2) введение внешнего управления в проблемный банк с целью реализации плана санации, или же подготовки и проведения процедуры банкротства;
3) реорганизация банка. Однако
действительная схема
2. Основные пробелы в
составлении и реализации
Разработка плана финансового оздоровления - ответственный этап в процедуре санации кредитной организации. В случае эффективной реализации поставленных целей и задач, кредитной организацией может быть достигнуто частичное или полной восстановление утраченной платежеспособности, повысится ликвидность, улучшатся показатели рентабельности и проч. Однако, практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) банков свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий. Практически все поступившие в Управление по организации банковского санирования планы в первоначальном варианте не соответствовали требованиям Банка России, изложенным в указаниях ЦБ РФ №363 от 22.11.96 г. «О планах санации кредитных организаций» и методических рекомендациях [23, 24], и были возвращены в банки на доработку.
Какие же ошибки и недочеты наиболее часто встречаются в планах санации?
- риентация на недостоверный бухгалтерский баланс. Составителям планов санации необходимо точно представлять размеры дефицита финансовых средств у того или иного банка, иначе планируемые меры окажутся неадекватными. В связи с этим очень важно, чтобы в балансе были достоверно отражены как активные, так и пассивные операции, вынесены на просрочку невозвращенные ссуды и неуплаченные проценты по ним, созданы в полной мере, в соответствии с действующими правилами, резервы под выданные ссуды и под вложения в ценные бумаги, полностью сформирован резервный фонд и оплачен ФОР. В итоге, если в балансе отражены реальные размеры убытков банка, то реальной окажется и величина минимально необходимого капитала, при которой обязательные экономические нормативы будут выполняться;
- нежелание или отсутствие
возможностей у собственников
кредитных организаций
- декларативный характер, т.е. отсутствие документов, подтверждающих реальность запланированных мероприятий. Например, если идет речь об увеличении уставного капитала, то необходимо представить протокол общего собрания акционеров банка, принявшего такое решение, с указанием сроков его выполнения и инвесторов, желающих увеличить уставный капитала банка; их письма, подтверждающие осведомленность о реальном финансовом состоянии банка, бухгалтерские балансы, заверенные в ГНИ, с наличием чистых активов, достаточных для инвестирования в уставный капитал банка, копии аудиторских заключений. Запрашиваются также документы, подтверждающие факт представления на регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, отчета о ее выполнении, нового состава акционеров или участников, изменения величины уставного капитала. В приложения к плану санации должны быть включены такие копии договоров банка: о переуступке прав требований, о. переоформлении краткосрочной кредитной задолженности в долгосрочную, цессии, определения арбитражного суда по взысканию с должников выданных банком ссуд и другие документы, подтверждающие выполнение банком мероприятий плана санации. В плане санации должен содержаться график выполнения банком тех или иных мероприятий и достижения определенных целевых установок. При наличии указанных недостатков планы санации возвращаются на доработку с требованием представить подтверждающие документы. Если план финансового оздоровления отвечает предъявляемым требованиям, он принимается Главным управлением;
- на сегодняшний день
объектами санирования
Несовершенство банковского законодательства проявляется и в том, что некоторые негативные моменты деятельности кредитной организации, способные нанести серьезную угрозу банку, никак не отражаются в банковском законодательстве. Это происходит в том случае, когда учредители или акционеры банка так тесно связаны между собой (через капиталы или руководящие органы), что определить, каким имуществом владеет данный банк не всегда представляется возможным, а при банкротстве банка ликвидационная комиссия сталкивается с фактом аренды большей части основных средств банков у фирм-акционеров, которые таким способом создают гарантии своих средств, размещенных в банке. Интересы кредиторов в этом случае не являются равными и в связи с этим необходимо решить эти вопросы на законодательном уровне.
В результате того, что потребности экономики на первых этапах развития рыночных отношений диктовали необходимость значительного увеличения числа кредитных организаций, система получения лицензии на проведение банковских операций отличалась особым либерализмом. Было зарегистрировано значительное число банков, ориентированных только на быстрое получение прибыли даже при вполне понятном мошенничестве. Такие банки не были нацелены на поддержание своей устойчивости, не имели определенных целей и долгосрочной политики, не вырабатывали тактику работы с клиентурой, базирующуюся на длительных отношениях, а иногда и осуществляли деятельность в неприспособленных помещениях, часто меняли свои юридические адреса, прекращая работу без извещения кредиторов и вкладчиков. Для разрешения проблем с такими банками, кроме ужесточения правил регистрации, необходимо становление полноценных профессиональных служб как внешнего аудита банков, так и служб внутреннего аудита в самих коммерческих банках.
Для преодоления негативных тенденций состояния проблемных банков, а также разрешения вопроса эффективности отечественной банковской системы в целом сегодня необходимо определить показатели структурообразующих (социально значимых) банков, крах котоҏыҳ повлечет возникновение системного кризиса в банковском секторе. Для поддержания нормальной работы данной категории банков необходимо дифференцировать показатели ликвидности и по возможности усилить контроль за их деятельностью.
Кроме того, необходимо выработать эффективный механизм поддержки действующих банков путем развития операций рефинансирования со стороны центрального банка. Значительные объемы средств, уже задействованные коммерческими банками в операциях с векселями, ставят для Центрального банка России задачу разработки порядка переучета векселей. Помимо этого необходимо кроме развития ломбардного кредитования совершенствовать практику выдачи расчетных кредитов и прием средств на депозит Центральным банком на краткосрочной основе. Данная система рефинансирования признана эффективной в большинстве экономически развитых стран и вполне могла бы быть применена и в наших условиях.
Для усиления ответственности сотрудников и руководства коммерческих банков за результаты своей работы возможно введение дополнительных регулирующих мер. В международной практике применяется система штрафов работников, допустивших ошибки в своей профессиональной деятельности (в США от 1000 долларов за каждый день), при одновременном действии системы компенсаций и страхования сотрудников. Страховое покрытие, однако, часто не распространяется на уголовные преступления, деяния, связанные с нечестностью служащих, действия, предпринятые для личной выгоды, действия, повлекшие конфликты интересов. В наших условиях, когда личная ответственность руководства и сотрудников банков за удачи и неудачи коммерческого банка минимальна, можно было бы законодательно установить определенные ежемесячные отчисления из доходов сотрудников банка в специальный фонд по заработной плате, средства которого депонируются и при обнаружении недостатков в работе персонала банка направляются на погашение убытков.
Кроме того, необходимо доработать законодательные вопросы залогового обеспечения кредитных сделок и гарантий по выдаваемым банками кредитам.
Необходимо ввести в практику и законодательно закрепить:
- основные критерии, при наличии которыҳ управление проблемным банком может быть передано институту санации. Возможность использования признанных в зарубежной практике систем оценок позволит в дальнейшем легче интегрироваться отечественной банковской системе в международные структуры;
- ответственность сотрудников
банка при противодействии
- возможности надзорных
органов по временному
- возможность приостановления начисления штрафов, пени, неустоек по обязательным платежам в период проведения санации кредитной организации.