Антикризисное управление на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 01:49, доклад

Краткое описание

Большинство предприятий малого бизнеса, видимо, в преддверии больших перемен, возникло именно в 1990-1991 годах. Тогда казалось, что время для начала дела всей своей жизни самое подходящее. Так решила и семья Стержановых, организовав предприятие "Компонент" (с 1998 года - унитарное предприятие). Планировали производить готовую трикотажную продукцию, одежду, открыли парикмахерскую.
У жилищного ремонтно-эксплуатационного объединения города Минска арендовали помещение. Набрали в штат 94 человека. Постепенно торговая марка "Компонент" приобретала известность. До 1998 года дела шли неплохо. Предприятие платило за аренду, своевременно рассчитывалось с рабочими.

Вложенные файлы: 1 файл

komponent.docx

— 16.82 Кб (Скачать файл)

Большинство предприятий малого бизнеса, видимо, в преддверии больших перемен, возникло именно в 1990-1991 годах. Тогда казалось, что время для начала дела всей своей жизни самое подходящее. Так решила и семья Стержановых, организовав предприятие "Компонент" (с 1998 года - унитарное предприятие). Планировали производить готовую трикотажную продукцию, одежду, открыли парикмахерскую.

У жилищного ремонтно-эксплуатационного  объединения города Минска арендовали помещение. Набрали в штат 94 человека. Постепенно торговая марка "Компонент" приобретала известность. До 1998 года дела шли неплохо. Предприятие платило  за аренду, своевременно рассчитывалось с рабочими.

1998 год стал для многих экзаменом  на прочность. Экономический кризис  больно ударил по "Компоненту" в связи с тем, что основными  потребителями продукций являлись  заказчики из стран СНГ и  дальнего зарубежья. Предприятие  лишилось оборотных средств. С  этого года оно было вынуждено  работать на давальческом сырье.  В результате этого выручка сократилась в 6 - 7 раз.

2000 год принес новые проблемы. В  связи с приведением Национальным  банком Республики Беларусь курса  доллара США к реальному резко возросли все материальные затраты, исчисляемые по курсу доллара, и прежде всего арендная плата, которая в структуре затрат предприятия занимала больше 20 процентов. Задолженность по арендной плате в несколько раз превышала месячную выручку предприятия. Кроме того, приходилось погашать валютный кредит, полученный в 1995 году для производственной деятельности в ОАО "Белинвестбанк" на сумму 266 тысяч долларов США под 15 процентов годовых в рамках программы, осуществляемой в РБ Европейским Банком Реконструкции и Развития. Срок погашения - октябрь 2001 года.

Из-за отсутствия оборотных средств на предприятии сократилась заработная плата. Понятно, что люди стали искать более прибыльное место работы (в  январе 2002 года на предприятии осталось работать 36 человек). Нового квалифицированного специалиста привлечь было нечем.

В результате хозяйственной деятельности за 10 месяцев 2001 года УП "Компонент" имело прибыль в сумме 710 тысяч  рублей. Следует отметить, что платежи  по обязательствам за этот же период увеличились  на 103 951 тысячу рублей, в том числе  долгосрочные обязательства - на 27 004 тысячи рублей, а краткосрочные - на 76 947 тысяч  рублей. С начала года у предприятия  значительно увеличились оборотные  активы за счет увеличения кредиторской задолженности, что, с уменьшением  за этот же период объема продаж, снизило  показатель оборачиваемости оборотных  активов, что в свою очередь привело  к уменьшению прибыли и невозможности платить по текущим платежам.

Кредиторская  задолженность образовалась за счет неуплаты сумм долга на погашение  кредита и процентов, начисленных  на эти суммы, а также возникшего долга по арендной плате ЖРЭО с  августа 2000 года и неуплаты платежей по арендной плате за 2001 год. В 2001 году предприятием предпринимались меры по улучшению финансового состояния. Для снижения арендной платы предприятие  значительно уменьшило арендуемую площадь, для погашения основного  долга по кредиту с согласия банка  реализовывалось заложенное имущество. Предпринимаемые меры не смогли восстановить финансовое состояние предприятия. И УП "Компонент" было вынуждено обратиться в хозяйственный суд города Минска.  
С 25 июня 2001 года судом был установлен защитный период предприятия, а в октябре того же года антикризисный управляющий общество с дополнительной ответственностью (далее - ОДО) "КОНСЪЮР" предложил кредиторам план санации.

Наиболее  рациональный и эффективный выход  из создавшегося положения с учетом сложившейся экономической ситуации в Республике Беларусь для данного  предприятия управляющий видел  в увеличении собственного капитала. Он предлагал увеличить объем  производства. Для этого нужно  было диверсифицировать портфель заказов, провести маркетинговые исследования на внутреннем рынке. Предлагалось также  перевести производство на двух-, трехсменный  режим работы и использовать время  работы трудового коллектива на 95 процентов, обеспечить полную загрузку оборудования. Управляющий предлагал также  привлечь инвестиции для краткосрочных  товарных кредитов и налогового кредита.

Было очень важно уменьшить производственные затраты. Для реализации этого предлагалось привести в соответствие с фактическими условиями арендные обязательства с дополнительно возможным снижением тарифов, ввести режим экономии материальных и энергетических ресурсов, и другие мероприятия.

Основной  целью данных мероприятий было наращивание  собственного капитала или эффективное  увеличение внеоборотных активов за счет наращивания того же собственного капитала, либо за счет долгосрочного инвестирования.

Но  полагаться на долгосрочное инвестирование, учитывая короткий срок и при условии, что предприятие - банкрот, бесперспективно. Так же не имело смысла перепрофилировать  производство, так как профиль  предприятия узконаправлен в  технологическом плане и его  изменение привело бы к большим  финансовым и временным затратам.

Таким образом, санация предприятия должна была проводиться без изменения  профиля производства, с использованием внутренних резервов и реструктуризацией  финансовых потоков.  
Для изыскания оборотных средств, в первую очередь, предлагалось реализовать часть или все ценные бумаги, часть неиспользуемого в технологическом процессе производственного оборудования. Кроме того, эффективной была бы сдача в аренду неэффективно используемого технологического оборудования.  
Полученные финансовые ресурсы были направлены на приобретение материалов для изготовления трикотажных изделий и их реализации, что позволило привлечь данные ресурсы в собственное производство.  
Идеальным вариантом для возможного наращивания собственного капитала была работа в основном на заказы. Как показывает практика, производство собственной продукции дает возможность поддержать на надлежащем профессиональном уровне имидж торговой марки предприятия на рынке трикотажных изделий, а также при изменяющихся ценах на различные виды изделий использовать гибкую систему переналаживания производства на изготовление более прибыльных моделей продукции.

Планом  санации предусматривалось производить  расчеты с кредиторами в течение 18 месяцев по 25 миллионов рублей ежеквартально в установленной  очередности. Первоочередным кредитором являлась налоговая инспекция, долг перед которой составлял 3,3 миллиона рублей. В мае 2002 года он был полностью  погашен. Начиная со второго квартала 2002 года, предприятие должно было выплачивать  задолженность и главному кредитору - "Белинвестбанку". Но, как известно, швейное производство, и, в частности, производство трикотажных костюмов для женщин, имеет сезонный характер. После принятия хозяйственным судом решения о санации УП "Компонент" в декабре 2001 года усилия коллектива были направлены на создание конкурентоспособной коллекции костюмов и восстановления рынков сбыта собственной продукции, потерянных после кризиса 1998 года. Без решения этой проблемы предприятие было вынуждено работать на давальческом сырье, что и привело к финансовым проблемам. И банк не смог получать свои деньги согласно плану санации.

Летом большинство швейных предприятий  простаивают, однако УП "Компонент" работало, выполняя дешевые давальческие заказы. Это позволило по минимуму решать текущие проблемы. Самое главное, благодаря этому у предприятия  не образовывалось задолженностей по текущим платежам. Однако в эти  месяцы предприятие не могло погашать кредиторскую задолженность перед "Белинвестбанком".  
Правда, начиная с августа, предприятие стабилизировало свою работу. Еще в конце предыдущего сезона (март - май) была разработана новая коллекция костюмов, вызвавшая интерес у покупателей, восстановлены старые и наработаны новые рынки сбыта. Однако начало летнего сезона не позволило начать немедленную реализацию достигнутых результатов. Пришли заказы на представленную заказчикам коллекцию костюмов, разработанную в конце прошлого сезона и дополненную моделями нового сезона, которые позволили практически отказаться от давальческих услуг. Были заключены долгосрочные договора на поставку продукции собственного изготовления. Увеличились объемы продаваемой продукции через магазин. Это позволило набрать обороты и погашать задолженность перед банком.

С увеличением объема производства предприятие  объявило набор рабочих. И в конце 2002 года на предприятии уже работали 51 человек.

Процесс санации позволил предприятию получить надежду на возрождение, освобождение от долгов с сохранением своей  ниши на рынке, с сохранением рабочих  мест и реализации предпринимательской  идеи, заинтересованности в бизнесе  его учредителей.


Информация о работе Антикризисное управление на предприятии