Антикризисное управление на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Данная контрольная работа включает в себя три вопроса. Первый вопрос посвящен роли государства в антикризисном управлении и видам государственного регулирования. Второй вопрос раскрывает роль профсоюзов в антикризисном управлении, основные направления действий данных органов в решении конфликтов в условиях кризисов. Третий вопрос рассматривает понятие и ранние признаки неплатежеспособности предприятия, основные варианты аналитической работы и особенности анализа финансовой отчетности такого предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ 4
1.1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций 4
1.2. Роль государства в антикризисном управлении 5
1.3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций 7
2. РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 12
2.1. Социальное партнерство в регулирование социально-трудовых отношений в процессах антикризисного управления 12
2.2. Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами 14
2.3. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса 16
3. ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
3.1. Основные варианты аналитической работы 18
3.2. Ранние признаки несостоятельности предприятия 20
3.3. Особенности анализа финансовой отчетности неплатежеспособного предприятия 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

4) направления на работу  уполномоченными законом органами  в счет установленной квоты;

5) судебного решения  о заключении трудового договора. В настоящее время существует три основных вида договоров.

1. Индивидуальный трудовой договор – правовой акт, заключающийся между работником и его работодателем, который предполагает обязательства работника по выполнению трудовой функции, а работодателя – по предоставлению условий труда.

В статье 21 Трудового  кодекса Российской Федерации отражены основные права и обязанности  работника и работодателя.

2. Коллективный договор  – правовой акт, который регулирует  социально—трудовые отношения между  работниками предприятия и работодателем.

3. Соглашение – правовой  акт, который регулирует социально—трудовые  отношения и заключается на уровне Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Законодательством предусмотрена разновидность соглашений в зависимости от уровня регулируемых отношений.

На федеральном уровне заключаются следующие виды соглашений:

1) генеральное соглашение;

2) отраслевое (межотраслевое)  тарифное соглашение;

3) профессиональное тарифное  соглашение.

На региональном уровне:

1) соглашение между профессиональными союзами, объединениями работодателей, органом исполнительной власти субъекта РФ об общих принципах регулирования социально—трудовых отношений на уровне субъекта РФ;

2) отраслевое (межотраслевое)  тарифное и профессиональное  соглашение между профессиональными союзами, объединениями работодателей, органом по труду субъекта РФ о нормах оплаты труда и других условиях труда, социальных гарантиях и льготах для работников отрасли.

2.2.  Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами

 

 

Осуществляя свою деятельность в организации, люди неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом. При  этом происходит столкновение не только их рабочих и профессиональных интересов, но также личных качеств – характера, темперамента. Все это приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Источники конфликтов – это противоречия, а противоречии возникают там,  где есть рассогласование: 

  • знаний, умений, способностей и личностных качеств;
  • функций управления;
  • эмоциональных, психологических и других состояний;
  • технологических, экономических и других процессов;
  • целей, средств, методов деятельности;
  • мотивов, потребностей и ценностных ориентаций;
  • взглядов, убеждений;
  • понимания, интерпретации информации;
  • ожиданий, позиций;
  • оценок и самооценок.

Способы решения конфликтных ситуаций различаются в зависимости от уровня его возникновения: работодатель – отдельный работник, работодатель – несколько работников, работодатель – всей трудовой коллектив.

Основными способами  разрешения конфликтов в двух первых ситуациях является переговоры на уровне работника и работодателя. В последнем выступает уже работодатель и профсоюз.

Проблемы существуют в области социальной защиты, в  вопросах стабильной занятости и  оплаты труда. Более того, в современных  высокодинамичных условиях ни один предприниматель и руководитель не может дать своим работникам полной гарантии стабильности. Здесь встает вопрос о социальной защите работников.

Основными составляющими  социальной защиты на предприятии являются вопросы оплаты труда работников и гарантии их занятости. Они уравновешиваются путем переговоров между работниками и работодателем. Вопрос же социально—экономического положения наемных работников для руководителя является второстепенным. Однако перед работниками и их профсоюзами именно эта проблема стоит в первую очередь. Но здесь стоит отметить тот факт, что профсоюзам при предъявлении их требований в отношении социальной защиты приходится учитывать различные ограничительные рамки, связанные с техническими производственными нормами, финансовым состоянием предприятия, законодательных и нормативных актов.

В современном мире важно  уметь принимать компромиссные  решения, сочетающие в себе положения оплаты труда и гарантий занятости. То, в каком соотношении будут находиться составляющие вопроса, зависит от умения сторон вести переговоры, от их делового навыка. Как правило, переговоры сводятся к решению, заключающему в себе более или менее оптимальное «разделение» рисков, что обеспечивает работникам определенную степень стабильности в их социально—экономическом положении.

Но нужно отметить, что в современном мире, где  так важен вопроса престижа и  имиджа организации, многие работодатели (в большей степени крупных  предприятий и организаций) стремятся  обеспечить максимально возможный  уровень стабильности в отношении оплаты труда и занятости. В условиях кризиса и угрозы банкротства большинство предпринимателей нарушают эти гарантии, однако здесь речь идет уже о спасении самого предприятия. В этом случае наемные работники представляют собой наименее защищенную сторону.

В свете вышеописанной  обстановки профсоюзы ставят перед  собой широкий спектр задач социально—экономического характера. Деятельность профсоюзов и  ее эффективность основана, прежде всего, на анализе финансового состояния  предприятия. Профсоюзы имеют право на получение информации.

2.3.   Основные направления действий  профсоюзов в условиях кризиса

 

Действия профсоюзов осуществляются по нескольким направлениям.

Прежде всего, нужно  отметить действия в отношении заработной платы:

1) соблюдение уровня минимальной оплаты труда;

2) увеличение заработной  платы с уровня минимальной  оплаты труда до уровня прожиточного  минимума;

3) соблюдение соотношения  размера заработной платы работников  с реальным доходом предприятия  и ростом заработной платы  руководящего персонала;

4) справедливое распределение  доходов предприятия между работниками;

5) в кризисных условиях  важно наблюдение за реально  имеющимися средствами предприятия  и размером заработной платы,  выплачивающейся в это время  работникам;

6) сокращение резкой дифференциации в оплате труда работников предприятия;

7) разработка системы  оплаты труда за сверхурочное  время;

8) если в кризисных  условиях нет средств для выплаты  заработной платы, необходимо строго фиксировать отработанные часы и дни для последующей оплаты;

9) учет при рассмотрении  структуры и размера оплаты  труда изменяющихся социально—экономических показателей;

10) в случае неправомочных  нарушений выплаты заработной  платы разработка мер и действий  по устранению подобной ситуации.

Далее необходимо отметить действия в области социальных гарантий:

1) корректировка, дополнение  и совершенствование практики  заключения договоров и соглашений между работодателем и работниками;

2) непосредственное участие  в разработке законодательства  и социальных программ;

3) усиление социальной ориентации проводимых изменений и реформ, использование механизма социального партнерства;

4) разработка стратегии  по системе социального страхования,  соответствующей международным  нормам МОТ;

5) наблюдение за осуществлением  социальных проектов и программ.

В последнее время  профсоюзы уделяют вопросу охраны труда большое внимание:

1) наблюдение и контроль  за соблюдением условий договоров  и соглашений между работниками  и работодателями;

2) разработка норм  и правил, обязательных для соблюдения как работниками, так и работодателем;

3) разработка системы  наказаний и ответственности  за нарушения на рабочем месте;

4) создание специальных  комиссий и профсоюзных органов  по наблюдению и охране труда  на предприятии;

5) разработка новых  программ совместно с государственными органами.

Таким образом, независимо от направления, действия профсоюзов всецело  посвящены созданию и защите достойных условий труда.

В своей работе они  используют различные методы, которые  постоянно приходится усовершенствовать и изменять в соответствии с преобразованиями рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ                           НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Основные варианты аналитической работы

 

 

Предприятия испытывают финансовые затруднения различной природы. Аналитические службы предприятия, внешние аналитика должны уметь предсказывать вероятные финансовые трудности на разных стадиях развития предприятия, при принятии конкретных решений, определять надвигающиеся финансовые трудности по слабым сигналам, предлагать методы выхода из финансовых затруднений, возникающих неожиданно или в условиях неквалифицированного управления.

Варианты аналитических  работ:

  • Анализ в рамках внутреннего аудита
  • Анализ в рамках внешнего аудита предприятия
  • Анализ на различных этапах несостоятельности.

Внешний анализ может, проводится на договорных началах, (директор приглашается собственниками предприятия), быть принудительным (аудит по заданию прокурора), вестись в рамках государственного регулирования и контроля.

Наилучшие результаты достигаются, когда внутренние и внешние аналитики работают согласованно.

Анализ в  рамках внутреннего и внешнего аудита.

Аудитор проверяет достоверность  бухгалтерской отчетности, подтверждает, что финансовая отчетность дает необходимую  информацию об имущественном положении организации, позволяет контролировать целесообразность проведения хозяйственных операций и предотвращать отрицательные результаты. Если в результате аудита  обнаруживается, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что существует серьезное сомнение по поводу возможности  этого субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течении как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать данное сомнение.

Достоверность бухгалтерской  отчетности достигается разумно  сформированной учетной политикой  предприятия. Учетная политика должна обеспечивать отражение  в бухгалтерской  отчетности фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Т.о. аудитор, оценивающий  достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, должен подтвердить, что не только финансовая отчетность адекватно отражает допущения отчетной политики, но и сама учетная политика не искажает экономического содержания хозяйственных фактов.

Финансовый анализ вплетен  во все аудиторские процедуры. Аудитор  прибегает к финансовому анализу  уже на стадии планирования аудита.

Расчеты различных финансовых коэффициентов могут заставить усомнится в соответствии декларируемой предприятием сферы деятельности, фактически проводимым хозяйственным операциям. Очень плохие или очень радужные показатели деятельности предприятия тоже являются одним из признаков ошибки или обмана. Также очевидно, что плохое финансовое состояние предприятия увеличивает вероятность авантюрных решений руководства. В процессе реализации плана аудита аудитор уточняет первоначальные оценки финансового состояния предприятия, с тем, чтобы его мнение о достоверности бухгалтерской отчетности имело известную степень риска и соответствовало рекомендациям порядка составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности.

Международные нормы  аудита предполагает также и самостоятельное проведение анализа финансовой отчетности в качестве процедуры установления ее достоверности. Оценка достоверности, достигаемая таким анализом, рассматривается как менее гарантированная относительно полноценного аудита.

Значительная часть  аналитической работы на предприятии ведется на плановой основе. Аналитическая работа бухгалтерских, планово-финансовых служб предприятия регламентирована государственными нормативными документами., требованиями вышестоящих органов, а также регламентом внутреннего документооборота.

Внутренний аудит, как  того требуют правила аудиторской  деятельности, также должен быть направлен  на обеспечение достоверности финансовой отчетности предприятия и выявления и своевременную нейтрализацию скрытых негативных тенденций на предприятии.

Анализ на различных этапах несостоятельности  предприятия .В неблагоприятных условиях предприятие, в конечном счете, теряет объемы производства и оказывается ниже точки безубыточности. Доступные предприятию возможности в изменении выручки от реализации основной продукции и себестоимости не могут вывести предприятия из зоны убыточности, увеличить инвестиционную привлекательность предприятия, дать ему средства для развития, покрытия своих затрат. В дальнейшем предприятие начинает накапливать пени и штрафы, чес ухудшает свое положение. Между тем в политике предприятия появляются новые моменты. Предприятие получает возможность избавляться  от лишних производственных мощностей, испытывает резкие колебания курса рубля.

Информация о работе Антикризисное управление на предприятиях