Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:35, контрольная работа

Краткое описание

Современный менеджмент рассматривает антикризисное управление как комплекс мер, охватывающих все сферы управленческой деятельности: финансы, управление персоналом, маркетинг, отношения с прессой, клиентами и поставщиками и другие. Разработаны методики комплексного анализа показателей деятельности компании, максимально полно отражающие состояние предприятия. Широко известен медод SWOT – анализа, а в последнее время большую популярность получила Система Сбалансированных Показателей, позволяющая оперативно и максимально точно реагировать на малейшие изменения в текущих показателях.

Содержание

Введение................................................................................................................................2
1. Антикризисное управление: потребность и необходимость........................................3
1.1 Задач антикризисного управления……………………….………….…………….….4
1.2. Классификация и причины организационных кризисов...........................................5
2. Диагностика банкротсва…………………......................................................................7
2.1. Виды и методы диагностики несостоятельности организации................................7
2.2. Горизонтальный (трендовый) финансовый анализ...................................................8
2.3. Вертикальный (структурный) финансовый анализ…………..…………………….9
2.4. Анализ относительных показателей (коэффициентов)………...…………………10
2.5. Факторный финансовый анализ …………...............................................................11
2.6. Сравнительный финансовый анализ……………………………………………….16
3. Механизмы антикризисного управления…………………………………………….18
3.1. Антикризисное управление с целью профилактики………………………………19
3.2. Антикризисное управление в условиях кризиса…………………………………..19
3.3. Механизмы финансовой стабилизации…………………………………………….20
4. Государственное регулирование кризисных ситуаций……………………………..21
4.1. Государственное антикризисное регулирование рынков…………………………21
4.2. Предупреждение кризисных ситуаций на экономически и социально значимых предприятиях……………………………………………………………………………..22
4.3. Законодательное регулирование банкротства……………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………………..27
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАМЯТИНА.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

    восстановление  финансовой устойчивости - "с жатие  предприятия";

    обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

    Принцип "отсечения лишнего" определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных видов ликвидных  активов (с целью их срочной конверсии  в денежную форму). Это возможно за счет:

    ускорения инкассации дебиторской задолженности;

    снижения  периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;

    снижения  размера страховых запасов товарно-материальных ценностей;

    уценки  трудноликвидных видов запасов  товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализаций;

    ускоренной  продажи неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соответствующем  рынке;

    аренды  оборудования, ранее намечаемого  к приобретению в процессе обновления основных средств, и др.;

    пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;

    увеличения  периода предоставляемого поставщиками товарного кредита.

    Цель  данного этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена  текущая неплатежеспособность предприятия, то есть объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер.

    "Сжатие  предприятия" должно сопровождаться мероприятиями как по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов, так и по сокращению необходимого объема их потребления. Прежде всего это:

    сокращение  суммы постоянных издержек;

    снижение  уровня переменных издержек (включая сокращение производственного персонала основных и вспомогательных подразделений; повышение производительности труда и т.п.);

    проведение  ускоренной амортизации активной части  основных средств с целью возрастания  объема амортизационного потока;

    своевременная реализация выбываемого в связи с высоким износом или неиспользуемого имущества;

    обеспечение обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды.

    Цель  этого этапа считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж  финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий его финансовую устойчивость.

    Стратегический  механизм стабилизации представляет систему  мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании модели устойчивого экономического роста предприятия, обеспечиваемого основными параметрами его стратегии.

    В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации. Она представляет систему мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью других юридических и физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом. Санация носит упреждающий характер, согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

    Цель  санации считается достигнутой, если предприятие вышло из финансового кризиса и нормализовало свою работу. 

4. Государственное  регулирование кризисных  ситуаций 

    Государственная политика в регулировании кризисных  ситуаций заключается в минимизации  экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

    Антикризисная политика государства реализуется  на трех уровнях:

    поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;

    предупреждение  и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких  как банковский бизнес или сфера  общественного транспорта;

    уменьшение  негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов. 

    4.1. Государственное  антикризисное регулирование  рынков. 

    Государственное антикризисное регулирование рынков - это организационно-экономическое  и правовое воздействие государства для защиты предприятий, отраслей и регионов от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего существования.

    Государственное регулирование направлено на преодоление  сбоев в функционировании рынков, называемых в экономической теории "провалами рынка", и создание механизмов антикризисного управления на всех уровнях экономического управления.

    Основные  причины неэффективности рынков, так называемые "провалы рынка" следующие:

    несовершенная конкуренция;

    недостаточное производство общественных благ;

    негативные  внешние эффекты;

    неполные  или отсутствующие рынки;

    несовершенство  информации;

    безработица, инфляция и неравновесие.

    Эффективное государственное регулирование  устраняет провалы рынка, обеспечивая  создание благоприятной деловой среды и снижая вероятность возникновения кризисных ситуаций на рынке. 

    4.2. Предупреждение кризисных  ситуаций на экономически  и социально значимых  предприятиях. 

    В сферах, имеющих особое значение для  экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

    Такие меры можно разделить на две группы:

    финансовая  поддержка

    особое  администрирование

    Подобные  превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

    Основные  формы финансовой поддержки:

    целевое финансирование на возвратной и безвозвратной  основе;

    субсидирование  процентной ставки по кредиту;

    предоставление  гарантий по кредиту;

    налоговые льготы;

    налоговый кредит.

    Особое  администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах:

    введение  дополнительных форм отчетности;

    установление  обязательных нормативов;

    лицензирование;

    обязательное  страхование ответственности;

    законодательное ограничение тарифов;

    другие  законодательные ограничения. 

    4.3. Законодательное регулирование банкротства. 

    Основным  нормативным актом, регулирующим процедуру  банкротства, является Федеральный  закон о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. Согласно статье 2 этого закона, несостоятельность (банкротство) это "признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство)"

    Внешним признаком банкротства является невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Требования к должнику должны превышать 1000 минимальных размеров оплаты труда. Особо законом оговорены положения по банкротству градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

    Внесудебной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является досудебная санация.

    При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

    наблюдение;

    финансовое  оздоровление;

    внешнее управление;

    конкурсное  производство;

    мировое соглашение.

    Досудебная  санация. В случае возникновения  признаков банкротства, определенных Законом о банкротстве, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

    Учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных Федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, то есть по восстановлению его платежеспособности.

    Наблюдение. Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях  обеспечения сохранности имущества  должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

    Наблюдение  — первый этап арбитражного управления предприятием, начинающийся с момента  принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом до момента назначения судом иной процедуры.

    Данный  этап начинается с момента возбуждения  арбитражным судом дела о банкротстве  предприятия-должника, продолжается на протяжении всей стадии подготовки дела к рассмотрению в суде и заканчивается  решением суда: либо о признании предприятия банкротом (введение конкурсного управления, внешнего управления, утверждение мирового соглашения), либо об отказе в признании должника банкротом.

    Основные  цели наблюдения — обеспечение арбитражным  управляющим сохранности имущества и анализ финансового состояния несостоятельного предприятия для определения возможности восстановления его платежеспособности.

    Для проведения этого этапа арбитражный  суд назначает временного управляющего.

    Временный управляющий обязан:

    принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

    проводить анализ финансового состояния должника;

    выявлять  кредиторов должника;

    вести реестр требований кредиторов;

    уведомлять  кредиторов о введении наблюдения;

    созывать  и проводить первое собрание кредиторов.

    Временный управляющий по окончании наблюдения обязан представить в арбитражный  суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии  должника и предложения о возможности  или невозможности восстановления платежеспособности должника, в том  числе обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием