Банкротства юридических лиц и граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 11:44, контрольная работа

Краткое описание

Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств.
Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:
• увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитацион-ных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;
• спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (юридического лица);
• справедливое распределение средств между сторонами;

Содержание

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие механизм банкротства юридических лиц и граждан 3
2. Оценка передаваемого имущества при реорганизации организации 6
3. Особенности процедуры банкротства градообразующих организаций 9
4. Практическое задание: бухгалтерский учет операций финансового оздоровления в ОАО «Успех» 12
5. Практическое задание: анализ финансового положения ОАО «Успех» по данным бухгалтерского баланса 17
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 9 банкротства 2013 другой анжела терентьева.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие механизм банкротства юридических лиц и граждан

 

Существующие государственные  системы правового регулирования  несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств.

Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

    • увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;
    • спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (юридического лица);
    • справедливое распределение средств между сторонами;
    • осуществление мер по реструктуризации в период до банкротства и т.д.

В результате приоритетной задачей для одних является повышение  возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других – спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение имущества и выполнение макроэкономических функций. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

С этой точки  зрения необходим такой механизм правового регулирования банкротства, который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения Гражданского Кодекса РФ.

Данные положения можно  разделить на три группы:

    • нормы Гражданского Кодекса РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
    • нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) – ст. ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;
    • нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в  системе правового регулирования  несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой – предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему  законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" и др.

Вопросам несостоятельности  посвящены также и некоторые  судебные акты – информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2009 г. N 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

Анализ действующего законодательства о банкротстве  позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт  банкротства не может быть  отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права.

2) основной  тенденцией законодательства о  несостоятельности является развитие его по схеме: общий закон – специальный закон – другие нормативные акты.

К числу общих законов  прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Необходимо  отметить, что законодательство о  несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход.

В связи с  этим в литературе обоснованно отмечается, что «наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений».

2. Оценка передаваемого имущества при реорганизации организации

 

Реорганизация - один из способов образования или  ликвидации юридического лица, которая должна проходить по правилам, установленным ст. 57 - 60 Гражданского кодекса. Процесс реорганизации основывается на универсальном правопреемстве, которое представляет собой особый порядок перехода всего имущества, имущественных прав и обязательств реорганизуемой организации к ее преемнику. При разделении данного хозяйственного общества возникают как минимум два новых общества, каждое из которых подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Все права и обязанности  разделенного общества с ограниченной ответственностью как юридического лица переходят к вновь создаваемым в процессе его реорганизации обществам на основании разделительного баланса. Перечень вопросов, подлежащих разрешению общим собранием участников общества, реорганизуемого в форме разделения, установлен в императивной норме. В отличие от совместных общих собраний участников, общее собрание участников общества, о котором идет речь в рассматриваемой норме, является высшим органом управления общества, реорганизуемого путем разделения. Поэтому в части созыва, порядка проведения и принятия решений на такое собрание в полной мере распространяют свое действие нормы, установленные в ст. ст. 32 - 38 Закона. Реорганизация юридического лица (в том числе в форме выделения, разделения) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) (п. 1 ст. 57 ГК РФ). При этом юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Согласно ст. 59 ГК РФ разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам общества, реорганизуемого в форме разделения, в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе обязательствам, оспариваемым сторонами. Разделительный баланс относится к числу документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган для государственной регистрации обществ, вновь возникающих в результате разделения общества с ограниченной ответственностью. К правам и обязанностям, передаваемым в порядке правопреемства, могут относиться не только имущественные, но и неимущественные права (например, права на фирменное наименование, на пользование зарегистрированным в установленном порядке товарным знаком и др.). Составлению разделительного баланса должна предшествовать полная инвентаризация имущества и обязательств общества, подлежащего разделению.

Таким образом, в случае, если при реорганизации предприятия, например, разделение: на предприятии числится одно здание, то в разделение имущества происходит на основании данных инвентаризации пор решению общего собрания участников реорганизуемого общества. В бухгалтерском учете порядок реорганизации предприятия регулируется Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Первичными документами, связанными с реорганизацией являются: - учредительные документы организаций, возникших в результате реорганизации; - решения учредителей о реорганизации; - передаточный акт или разделительный баланс. Согласно п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Для установления достоверных сведений об имуществе, передающемся при реорганизации, реорганизуемая организация обязана провести инвентаризацию имущества и обязательств, предусмотренную п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Оценка передаваемого в порядке правопреемства имущества может производиться одним из следующих способов:

    • по остаточной стоимости в сумме, которая приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской отчетности;
    • по текущей рыночной стоимости в сумме экспертной оценки стоимости этого имущества;
    • по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

При этом стоимость  имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.

При оценке передаваемого  в ходе реорганизации имущества  по решению (договору) учредителей по остаточной стоимости (фактической  себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений) отражение в передаточном акте или разделительном балансе реорганизуемой организации передаваемого имущества производится в сумме, которая приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления этих документов.

В соответствии с решением (договором) учредителей оценка передаваемого при реорганизации имущества по текущей рыночной стоимости может быть произведена реорганизуемой организацией при составлении передаточного акта или разделительного баланса. Оценка обязательств реорганизуемой организации в передаточном акте или разделительном балансе отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском учете, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам в соответствии с законодательством РФ.

Оценка подлежащих выкупу акций акционерных обществ в  уставном капитале организации по требованию акционеров осуществляется в соответствии с законодательством РФ по цене не ниже их текущей рыночной стоимости, определенной в установленном порядке акционерными обществами.

Оценка выкупленных  по требованию акционеров акций реорганизуемым акционерным обществом в размере фактических затрат отражается в заключительной бухгалтерской отчетности по статье 1320 «Собственные акции, выкупленные у акционеров» Бухгалтерского баланса.

3. Особенности процедуры банкротства градообразующих организаций

 

К отношениям, связанным с банкротством градообразующих  организаций применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующие банкротство должников - юридических лиц. Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Особенности процедуры банкротства градообразующих организаций заключаются в следующем:

    1. При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления.
    2. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
    3. При рассмотрении обоснованности требований кредиторов арбитражному суду должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие, что градообразующая организация соответствует требованиям статьи 169 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
    4. Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Информация о работе Банкротства юридических лиц и граждан