В ряде случаев суд назначает
арбитражного управляющего, который осуществляет
контроль за имуществом должника, изучает
методы управления должником своим предприятием
и активами. При необходимости он распределяет
между кредиторами имущество должника,
поступления от продажи этого имущества,
руководствуясь принципом пропорциональности.
Это позволяет наиболее объективно удовлетворить
требования нескольких кредиторов, так
как обычно при реорганизации или объявлении
банкротства затрагивают интересы многих
лиц. Кроме того, достигается системность
всех проводимых мероприятий. [3, С.150, 13,
С.25]
3.2 Американское
законодательство в области банкротства
Законодательство о реорганизации-банкротстве
США дает (в большинстве случаев) возможность
юридическим и физическим лицам, добросовестно
заявившим о своем банкротстве, освободиться
от большей части своего долга, а предприятиям,
серьезно занимающимся своей деятельностью,
предоставляется возможность реорганизовать
производство, получив, таким образом,
финансовую стабильность. Американские
юристы и бизнесмены считают, что законодательство
о реорганизации и банкротстве служит
"страховой сеткой" для системы рыночной
конкуренции и "спасательным кругом
для свободного предпринимателя".
Действие законодательства
о банкротстве складывается из трех составляющих:
выгода конкретного предприятия, выгода
государства, выгода общества.
Если, законодательство создает
правовые основы для реорганизации прогоревшего
предприятия, то оно стимулирует предпринимательскую
деятельность, инвестирование и принятие
на себя риска. Но в рамках законодательства
не предусмотрены положения, непосредственно
поощряющие инвестирование, однако его
нормы смягчают некоторые из наиболее
болезненных последствий реорганизации
и банкротства предприятий. Индивидуальный
предприниматель или группа таковых, а
также предприятие вряд ли инвестировали
бы средства в новое дело, брали бы кредиты
и пр., если бы неудача в бизнесе обязательно
влекла бы за собой пожизненный долг или
нищету.
Нормы законодательства о банкротстве
предоставляют шанс начать все сначала.
Добросовестно действующие юридические
и физические лица могут ставить себя
в любую форму финансовой зависимости
с уверенностью, что при необходимости
они получат возможность открыть новое
предприятие и прийти в будущем к финансовому
процветанию. Коммерческое предприятие
может обновить производство после сдачи
и после периода убыточности с тать экономически
выгодным.
Интерес государства здесь
проявляется в том, что, восстановив свое
финансовое благополучие, граждане и предприятия
автоматически становится "дойной коровой",
т.е. объектами налогообложения.
Нормативная база помогает
освободиться от долгов тем добросовестным
и ответственным должникам, которые действительно
нуждаются в "новом старте" в условиях
конкуренции в обществе и на рынке.
Реализация законов о реорганизации
и банкротстве производится Федеральными
Судами по делам банкротства (United States Bankruptcy
Courts). Суды по делам банкротства относятся
к категории так называемых "судов Статьи
I", в том смысле, что они были созданы
Конгрессом США в соответствии с законодательными
полномочиями, предоставленными ему Статьей
I Конституции США. В 90 судах (по числу судебных
округов) работают 365 федеральных судей
по делам о банкротствах. (US Bankruptcy Judges).
Судьи рассматривают дела как частные
случаи и выносят окончательные решения.
Решения судов по делам о банкротстве
могут быть обжалованы в Окружной Суд,
Апелляционный Суд, либо Специальной коллегией
Судей по делам о банкротстве.
Конкурсная процедура банкротства
применима ко всем лицам, независимо от
правовой формы ведения предпринимательской
деятельности и коммерческого статуса,
то из этого следует, что объем дел, проходящих
через Федеральные Суды по делам банкротства
довольно внушителен. Если в 1984 году было
зарегистрировано 360.329 заявлений, то в
1994 году эта цифра достигла 725.484 заявлений.
То есть за десять лет количество дел выросло
на 101%. И эта цифра продолжает расти: в
1995 году было зарегистрировано 1.090.639 заявлений.
О масштабах может говорить и такой пример:
в штате Колорадо с населением всего 3
миллиона человек в 1998 году было зарегистрировано
около 108.000 заявлений.
Процесс о реорганизации или
банкротстве может быть практически любого
масштаба. В него могут быть вовлечены
несколько человек, если речь идет о несостоятельности
индивидуального предпринимателя или
частного лица, но если разбирается дело
по заявлению (крупной транснациональной
компании), то свои требования в процессе
могут выдвигать до десяти тысяч работников.
Процедуры, применяемые к несостоятельному
предприятию.
В связи с действующим законодательством
признаками несостоятельности предприятия,
дающими основания считать структуру
его баланса неудовлетворительной, как
было сказано выше могут быть:
КТЛ на конец отчетного периода
менее 2;
КОСС - менее 0,1.
Во внимание принимается также
отсутствие у предприятия реальной возможности
восстановить свою платежеспособность
при значении коэффициента ее восстановления
(исчисленного за период, равный шести
месяцам) составляет меньше единицы.
Структура баланса признается
неудовлетворительной и в случае, когда
значение коэффициента утраты платежеспособности
рассчитанного на период равный трем месяцам,
составляет меньше единицы.
Наличие этих условий дает основание
Федеральному управлению запросить у
фирмы дополнительную информацию. Цель
этого запроса - провести углубленный
анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия, чтобы определить вариант
проведения реорганизационных процедур
для восстановления платежеспособности
или ликвидационных мероприятий.
Реорганизационные процедуры
предусматривают внешнее управление имуществом
должника или его санацию. Они направлены
на возможность восстановить платежеспособность
предприятия. При реорганизации прежнее
предприятие не ликвидируется, а приобретает
новый правовой статус после регистрации.
Другими словами, на базе действующей
экономической структуры образуется новое
юридическое лицо (кроме случаев слияния).
Оно сохраняет все имущественные права
и обязанности реорганизованного предприятия.
Результатом реорганизации
является слияние, присоединение, разделение,
выделение, преобразование предприятия
в иную организационно-правовую форму.
Эти варианты не противоречат действующему
законодательству. Однако некоторые из
них, в частности слияние и присоединение,
могут нести элементы монополизма, являющегося
одним из главных препятствий для более
динамичного развития экономики.
Слияние. При слиянии одного
предприятия с другим все имущественные
права и обязанности каждого из них переходят
к новому предприятию в соответствии с
их имуществом и обязательствами, вытекающими
из данных аналитического и синтетического
учета. При таком варианте реорганизации
новое предприятие образуется на базе
предприятий, имеющих личную организационно-правовую
форму (полное товарищество, коммандитное
товарищество) и форму собственности (частная,
муниципальная). При этом каждое из них
прекращает свою деятельность как юридическое
лицо с передачей своих прав и обязанностей
вновь образованному юридическому лицу
в соответствии с передаточным актом.
Вновь образованное на их основе предприятие
становится правопреемником в конкретной
организационно-правовой форме. Помимо
обычного для регистрации набора документов,
новое предприятие представляет в регистрационную
палату от каждого из сливающихся предприятий
протокол, содержащий решение собственника
или полномочного органа управления о
реорганизации путем слияния, заявление
с просьбой об исключении предприятия
из Государственного реестра в связи с
его реорганизацией с указанием данных
вновь созданного предприятия и, наконец,
подлинники свидетельств о регистрации
и учредительных документов.
Разделение. Реорганизация
предприятия может осуществляться путем
разделения на несколько предприятий.
В этом случае все имущественные права
и обязанности ранее действовавшего предприятия
в соответствующих частях согласно разделительному
балансу переходят к каждому юридическому
лицу.
Данная процедура реорганизации
предусматривает составление общего разделительного
баланса по ранее действовавшему юридическому
лицу, так и балансов каждого нового юридического
лица, образованного на базе подразделений,
ранее входивших в состав прежнего юридического
лица.
Следующий вариант реорганизации
предприятия может иметь место в форме
выделения из состава действующего экономического
субъекта его структурного подразделения
и преобразование последнего в самостоятельное
юридическое лицо. Права и обязанности
нового субъекта распространяются на
часть выделенных ему основных средств,
нематериальных активов, и оборотных средств
согласно разделительному балансу.
Каждый из вариантов реорганизации
должен предусматривать составление передаточного
акта или разделительного баланса. Наличие
указанных документов определяет правопреемство
по всем обязательствам реорганизованного
юридического лица в отношении всех его
кредиторов и должников, включая обязательства,
оспариваемые сторонами. [13, С.15]
Заключение
Одной из категорий рыночного
хозяйствования является банкротство
(несостоятельность) хозяйствующих субъектов.
Вся жесткость рыночного механизма объясняется
тем, что банкротство предприятий и определенный
уровень безработицы являются своего
рода платой за результативность хозяйственной
деятельности.
Банкротство - стало фактом
в России. С одной стороны банкротство
- крах, гибель предприятия. Но с другой
стороны - это толчок к изменению в лучшую
сторону, возможность возрождения с учетом
прошлых ошибок. Процедуры, используемые
в качестве необходимых для вывода предприятия
из кризисного состояния устанавливаются
законодательно.
В зависимости от особенностей
функционирования предприятий, их места
в сложившейся системе хозяйственных
связей, роли, которую они играют в региональном
хозяйственном комплексе и в соответствующей
отрасли, могут быть предложены различные
процедуры: продажа предприятия целиком;
преобразование его в акционерное общество
и продажа контрольного пакета на инвестиционных
торгах, коммерческом аукционе или конкурсе;
применение процедур внешнего управления;
продажа на инвестиционных торгах с одновременной
реструктуризацией капитала; диверсификация
производств; ликвидация предприятия
как юридического лица возможным сохранением
имеющих самостоятельное значение активов
предприятия путем продажи их единым имущественным
лотом в процессе kонкурсного производства;
реструктуризация в рамках санации на
основе негосударственных средств.
Опыт работы Федерального управления
по делам о несостоятельности (банкротстве)
показывает, что в случае своевременного
и грамотного применения процедур банкротства
в отношении предприятий-должников удается
достичь снижения кредиторской задолженности,
в том числе и по задолженности предприятия
своим работникам по заработной плате.
Примером является продажа в соответствии
с Указом Президента РФ от 02.06.1994 N 1114 Московского
экспериментального витаминного завода
на инвестиционном конкурсе с условиями
погашения имеющейся задолженности предприятия
в месячный срок и осуществления инвестиций
в предприятие более чем на десять миллионов
долларов.
Необходимо отметить, что процедура
банкротства применима как к государственным,
так и предприятиям иных форм собственности.
Квалифицированная реализация уже существующего
законодательства о несостоятельности
и неплатежеспособности предприятий позволяет
осуществить реорганизацию, перепрофилирование
на производство пользующейся платежеспособным
спросом продукции, привлечение инвестиций
в предприятия, в конечном итоге - экономическое
оздоровление.
Библиографические
записи
Антикризисное управление [Текст]: от
банкротства к финансовому оздоровлению",
под ред. Г.П. Иванова. - ЮНИТИ.: Москва, 1995.
- 258с.
Антикризисное управление [Текст]: Учебник/под
ред.Э.М. Короткова,. - ИНФРА-М.: Москва, 2003.
- 360с.
Баренбойм, Л. Правовые основы банкротства
[Текст] / Л. Баренбойм - М, 1994. - 280с.
Витрянский, В.В. Новое законодательство
о несостоятельности (банкротстве) [Текст]
/ В.В. Витрянский // Хозяйство и право. -
1998. - №3.
Витрянский, В.В. Реформа законодательства
о несостоятельности (банкротстве). Комментарий
к закону [Текст] / В.В. Витрянский // Вестник
Высшего Арбитражного суда РФ. Специальное
приложение. - 1998. -февраль (№2).
Власов В.И. Банкротство и безработица
[Текст] / В.И. Власов // Хозяйство и право.
- 1995. - № 3. - 40с.
Гражданский кодекс РФ.Ч. I, Ч. II. - М.: "Новая
волна", 1997. - 512 с.
Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной
оценки риска банкротства предприятий
[Текст] / Г.В. Давыдова, А.Ю. Беликов // Управление
риском. - 1999. - № 3. - 30с.
Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве)
предприятий". Принят ВС РФ 19 ноября
1992 г.
Козлова Е. Новое в законодательстве
о несостоятельности (банкротстве) [Текст]
/ Е. Козлова // Экономика и жизнь. - 1998. -
февраль (№ 9). - 40с.
Консультант +
Курбатов А.Я. Закон РФ "О несостоятельности"
[Текст] / А.Я. Курбатов // Хозяйство и право.
- 1994. - № 5.
Ле Хоа. Новый Закон РФ о несостоятельности
(банкротстве): взгляд зарубежного экономиста
[Текст] / Ле Хоа // Экономика и жизнь. - 1998.
- март (№ 11). - 30с.
Лившиц Н.Г. Разбирательство дел о банкротстве
в арбитражном суде [Текст] / Н.Г. Лившиц
// Вестник Высшего Арбитражного суда РФ.
Специальное приложение. - 1998. - февраль
(№ 20). - М.: Издание "Юрист". - 30с.