Борьба с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Подводя итог исследования причин возникновения коррупции, выделим основные из них:
- непомерное разрастание бюрократического аппарата чиновников
- криминализация властных отношений (зависимость власти от частного капитала)
- низкий уровень заработной платы госслужащих
- отсутствие общественного контроля за деятельностью органов государственной власти
- несовершенство законодательства, регулирующего отношения власти и капитала.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, явление и сущность коррупции в РФ.
Характеристика понятия коррупция.
Исторический аспект антикоррупционной деятельности.
Современное состояние законодательства о коррупции.
Глава 2. Федеральный закон «О противодействии коррупции»
2.1 Характеристика ФЗ «О противодействии коррупции»
2.2 Реализация законодательства о противодействии коррупции.
Глава 3.Основные направления борьбы с коррупцией в государственном аппарате.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 63.97 Кб (Скачать файл)

Федеральным законом устанавливаются:

- основные принципы противодействия;

- правовые и организационные  основы предупреждения коррупции  и борьбы с ней, минимизации  и (или) ликвидации последствий  коррупционных правонарушений.

Тем самым данный закон  можно определить как основной законодательный  акт в системе мер противодействия  коррупции. Принятие данного Закона явилось результатом активных действий Президента РФ Д. Медведева, одним из первых шагов которого после вступления в должность явилось издание  Указа Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию  коррупции". В соответствии с названным  Указом образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции  под председательством непосредственно  Президента РФ. Этим же Указом Президента РФ председателю президиума названного Совета в месячный срок предписывалось представить проект Национального  плана противодействия коррупции.

В ФЗ «О противодействии  коррупции» даны:

а) определение понятий "коррупция" как социально-юридического явления, "коррупционное правонарушение" как отдельного проявления коррупции, влекущего за собой дисциплинарную, административную, уголовную или  иную ответственность, и "противодействие  коррупции" как скоординированной  деятельности федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций  и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию  лиц, совершивших коррупционные  преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий;

б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

специальные требования к  лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей РФ и должностей государственной  службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами РФ, предусматривающие в том числе  и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;

развитие института общественного  и парламентского контроля за соблюдением  антикоррупционного законодательства РФ;

совершенствование механизма  антикоррупционной экспертизы нормативных  правовых актов РФ;

возложение на государственных  и муниципальных служащих обязанности  уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих  должностных обязанностей случаях  коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности;

в) определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:

совершенствование системы  и структуры государственных  органов, оптимизацию и конкретизацию  их полномочий;

разработку системы мер, направленных на совершенствование  порядка прохождения государственной  и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной  службы на высоком профессиональном уровне;

сокращение категорий  лиц, в отношении которых применяется  особый порядок производства по уголовным  делам и ведения оперативно-розыскных  мероприятий;

введение антикоррупционных  стандартов, то есть установление для  соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

обеспечение справедливой и  равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;

развитие процедур досудебного  и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и  государственными органами.

 

 

 

2.2 Реализация  законодательства о противодействии  коррупции.

 

Важной причиной, порождающей  и стимулирующей коррупцию, является несовершенное законодательство. Несмотря на неоднократные попытки систематизации правовых и организационных мер  борьбы с использованием должностными лицами и иными лицами, выполняющими управленческие функции, своего служебного положения в целях получения  незаконного вознаграждения, в законодательстве Российской Федерации до сих пор  отсутствует правовое определение  понятия и признаков коррупции, коррупционного преступления и коррупционного правонарушения. Не определен круг предусмотренных законодательством  норм ответственности за преступления и правонарушения, охватываемые понятием коррупции. До сих пор в законодательстве не установлен объем допустимых мер  контроля и правового воздействия, необходимых и достаточных для  пресечения и предупреждения коррупционной  деятельности. Не закреплены полномочия институтов государства и общества по обеспечению функционирования системы  антикоррупционного воздействия и  т.д. Таким образом, отсутствие системного законодательства по борьбе с коррупцией не позволяет повысить эффективность  мер антикоррупционного воздействия.

Препятствием в борьбе с коррупцией является и то, что  российское законодательство не обеспечивает открытости правотворческой деятельности. Процесс лоббирования принятия нормативных  решений в представительных органах  не урегулирован нормами права. Законы о законодательной деятельности и регламенты представительных органов  не требуют обязательного проведения общественных слушаний по проектам бюджетов и отчетов об их исполнении. До сих  пор Федеральное Собрание Российской Федерации не имеет законодательного обеспечения парламентских расследований. В связи с этим Государственная  дума и Совет Федерации не в  состоянии провести результативного  расследования фактов коррупции  в высших эшелонах власти или халатного  отношения высших должностных лиц  к коррупции в подчиненных  им органах.

Недостаточно эффективно способствует борьбе с коррупцией уголовное  право. В Уголовном кодексе РФ есть две главы, одна из которых предусматривает  ответственность за преступления против интересов государственной службы, а другая против интересов службы в коммерческих организациях. Большинство  таких преступлений содержит признаки коррупционности. Более чем в 20 статьях  УК РФ предусмотрена ответственность  за корыстные преступления, совершенные  с использованием служебного положения. Однако этого недостаточно, чтобы  результативно бороться с коррупцией.

Нормы отечественного уголовного права не охватывают своими составами  деяния, признаваемые коррупционными в международном праве. Так, не считаются  коррупцией принятие решения в условиях конфликта интересов, незаконное обогащение должностного лица и подкуп иностранного должностного лица. Коррупция лиц, выполняющих  управленческие функции на государственных (муниципальных) предприятиях, отнесена к категории дел частного, а  не публичного обвинения, что позволяет  им уходить от ответственности. Правовая ответственность за подкуп не применяется  к юридическим лицам. Отечественные  исследователи отмечают , что в  российском уголовном праве отсутствуют  такие составы преступлений, как  коррупционный лоббизм, коррупционный  фаворитизм, внесение тайных взносов  на политические цели, внесение взносов  в избирательные фонды с целью  получения впоследствии государственных  должностей, закрытое проведение приватизации, залоговых аукционов, незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот (в  том числе неприменение санкций  за нарушение норм налогового, таможенного, хозяйственного права), переход государственного служащего на работу в частную  компанию, которая находилась в его  ведении во время несения государственной  службы.

Со второй половины 90-х  годов ситуация с законодательством  постепенно стала меняться в лучшую сторону. Вместе с тем, процесс принятия новых законов был противоречивым. Нормативно-правовая база с одной  стороны избыточна, а с другой – неполна. Законов принято к  настоящему времени много, однако они  часто дублируют друг друга, а  в целом ряде случаев так при  этом и не решают поставленных задач, поскольку приняты под давлением  узких групповых или ведомственных  интересов. Многие законы были не обеспечены ни организационно, ни материально, что  деформировало исполнение бюджета, открывало возможности для коррупции. Огромное число принятых декларативных  норм, их противоречивость открывали  возможности для произвола.

Российское законодательство содержит сегодня большой коррупционный  потенциал в силу значительного  завышения требований норм права, обилия дискреционных полномочий чиновника, огромного количества отсылочных норм. Так, например, из-за того, что налоговое  законодательство предполагает сегодня  избыточное налоговое бремя, оно  способствует росту взяток и поборов  чиновниками.

Россия стала сегодня  страной с одной из самых монополизированных экономик, а нынешнее антимонопольное  законодательство не позволяет установить факт сговора монополистов, например, по подъему цен на бензин, металл, электроэнергию, на услуги автострахования  и т.д. Более того, предполагая  в качестве санкций низкие штрафы за монопольную деятельность, такое  законодательство способствует захвату  рынков монополистами.

Значительные коррупционные  нормы права содержатся в законе «О конкурсах на размещение заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  нужд». Чиновник, например, может использовать предварительный отбор участников открытого конкурса в целях выявления  поставщиков (исполнителей) как инструмент устранения конкурентов в ходе конкурса, оказывая тем самым преференции  «своим» фирмам. Предварительный  отбор здесь выступает и как  средство ограничения конкуренции. В законе содержатся также значительные возможности извлечения ренты за допуск иностранного поставщика к конкурсу, покровительства «своим» компаниям. Большая взяткоемкость характеризует  законы о валютном контроле, о таможне, о рекламе, о недрах и др.

В этой связи следует заметить, что проблема состоит не только во взяткоемкости вышеперечисленных  законов, но и в процедурах их исполнения. Многие и этих законов соответствуют  международным стандартам. Однако закрытость, непрозрачность процедур их исполнения способствует развитию коррупции, теневых  общественных отношений.

Таким образом, слабость государства, неразвитость гражданского общества, сырьевая направленность и теневой  характер экономики, несовершенство и  взяткоемкость законодательства являются главными причинами и условиями  рождения и масштабного развития коррупции в России. Чтобы устранить  данные причины, победить коррупцию  как систему общественных отношений, необходима активная антикоррупционная  деятельность, как государства, так  и общества, нужен национальный план по борьбе с коррупцией.

 

 

Глава 3.Основные направления борьбы с  коррупцией в государственном аппарате.

Причины коррупции.

 

Как правильно отмечали М.Левин и Г. Сатаров, «коррупция проявляется там, где есть власть, т.е. право принимать решения и распоряжаться ресурсами. Это могут быть бюджетные средства, государственные заказы или льготы либо, наоборот, - штрафы, запреты, те или иные наказания. К властным ресурсам относятся право разрешения или запрета, право принять решение или уклониться от него. Не следует полагать, что речь идет только о государственной власти. Должностное лицо в фирме или общественной организации также обладает властью и возможностью распоряжаться ресурсами. Значит, и здесь есть возможность для коррупции.»5

С этой точки зрения интерес  представляет позиция экспертов  Всемирного банка, которые полагают, что волна коррупции захлестывает общество тогда, когда и государственные  чиновники, и частные субъекты хозяйственной  деятельности получают возможность  обогащаться без особого риска. Именно такая ситуация складывается в странах с переходной экономикой. Традиционные формы контроля ослабевают прежде, чем начинают действовать  новые правовые ограничения. Кроме  того, государство по-прежнему владеет  огромным богатством – предприятиями, недвижимостью, природными ресурсами  и сохраняет за собой регулирующую функцию, даже несмотря на легализацию  частной собственности, предпринимательство  и капитала.

Нечетко сформулированные правила, чрезмерное регулирование и повсеместный контроль дают должностным лицам  исключительную власть, создают широкие  возможности для взяточничества и присвоения принадлежащих обществу материальных ценностей. Неразвитость в некоторых странах гражданского общества – политических партий, общественных организаций, групп, представляющих различные  интересы, означает, что столь важная сила, уравновешивающая государственную  власть, практически отсутствует.6

Обладание административной властью представляет широкие возможности  для злоупотребления ею, будь то в форме протекционизма, незаконного  приобретения различных социальных благ и разного рода привилегий, коррупции и т.д. это вытекает из самой сущности административной власти, характеризующейся анонимностью, безличностью, огромным влиянием почти  во всех областях общественной жизни, зачастую сращиванием с экономической  властью, обладанием информацией по самым животрепещущим проблемам, стоящим  перед обществом, арсеналом принудительных средств.

Об обоснованности этих доводов  свидетельствует практика осуществления  первоначального накопления капитала многими теперешними лидерами российского  бизнеса. Оно происходит в форме  злоупотребления при распределении  и перераспределении ресурсов,

Информация о работе Борьба с коррупцией