Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:00, курсовая работа
Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Аналитическая основа антикризисного регулирования……………………3
1.1. Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования ……………………………………………………...…………...3
1.2. Функции антикризисного регулирования……………………..….………7
2. Роль государственного регулирования кризисных ситуаций……………..9
2.1. Государственное регулирование кризисных ситуаций……………….….9
2.2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций………….16
2.3. Нормативно-законодательная деятельность……………………………..19
Заключение ………………………………………………………………….….27
Список используемых источников…………………………………………….29
Введение…………………………………………………………
1. Аналитическая
основа антикризисного
1.1. Взаимосвязь
государственного и
1.2. Функции
антикризисного регулирования……
2. Роль государственного
регулирования кризисных
2.1. Государственное
регулирование кризисных
2.2. Виды государственного
регулирования кризисных
2.3. Нормативно-законодательная деятельность……………………………..19
Заключение ………………………………………………………………….….27
Список используемых
источников…………………………………………….
Введение
Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству. На современном этапе воздействие государства на предприятия стало одним из важнейших и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран. Характеризуя актуальность данной темы для российской экономики нужно отметить, что государственное регулирование особенно усиливается в кризисных ситуациях. В настоящее время очень интересным и важным является изучение государственного регулирования кризисных ситуаций, средств и механизмов управления, а также рассмотрение роли государства в антикризисном управлении. Часто возникают вопросы: Что представляет собой механизм антикризисного управления? Каковы функции и роль государства в антикризисном управлении? Какими путями можно оздоровить несостоятельное предприятие на государственном уровне? Каким образом в ходе антикризисного регулирования выявляются проблемные предприятия? На эти вопросы мы и постарались ответить в данной работе.
Впервые антикризисное
регулирование на государственном
уровне проводилось в США после
Великой депрессии 1930-х годов. Государственное
антикризисное регулирование
Целенаправленное государственное анти циклическое регулирование в сочетании с долгосрочным прогнозированием становится постоянным фактором циклического развития производства, переплетаясь со стихийными законами рынка. Анти циклические меры государства проводятся по двум основным направлениям: бюджетное (варьирование объема государственных закупок, оплаты труда государственных служащих, объема государственных капитальных вложений, величины трансфертных платежей, налоговых ставок, правил и норм амортизации основного капитала), и кредитное (изменение учетной ставки ссудного процента - ставки рефинансирования, изменение норм обязательного резервирования для коммерческих банков, выпуск или выкуп государством краткосрочных финансовых обязательств, количественные ограничения кредита, изменение условий потребительского, ипотечного и биржевого кредита).
Характерной особенностью кризисного процесса на предприятии является его стремительность от начальных проявлений кризиса до полного банкротства предприятия может пройти не более полутора-двух лет.1 Таких последствий можно было бы избежать, если бы на начальном этапе возникновения кризиса руководство предприятия начало проведение реорганизации недостаточно эффективно функционирующих звеньев воспроизводственной цепочки.
Поскольку кризис
- это постоянная форма движения,
его нужно учитывать в
Государственная
политика в регулировании кризисных
ситуаций заключается в минимизации
экономического и социального ущерба,
вызванного банкротством организации.
При этом важно отметить, что разорение
неэффективных предприятий
Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:
• поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
• предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально- значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
• уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.
В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.
Такие меры можно разделить на две группы:
Подобные
превентивные меры позволяют минимизировать
риски банкротства общественно-
Основные формы финансовой поддержки:
• целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;
• субсидирование процентной ставки по кредиту;
• предоставление гарантий по кредиту;
• налоговые льготы;
• налоговый кредит.
Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах:
• введение дополнительных форм отчетности;
• установление обязательных нормативов;
• лицензирование;
• обязательное страхование ответственности;
• законодательное ограничение тарифов;
• другие законодательные ограничения
Предприятие является основным звеном национального хозяйства (в контексте создания реальных ценностей производства товаров и оказания услуг), то и кризисные явления в экономике проявляются наиболее ярко на предприятиях. Кризисы на предприятиях, прежде всего, обусловлены влиянием внешних (макроэкономических) факторов. В то же время, на макроэкономические причины накладываются внутренние причины отдельного предприятия (производственные, рыночные и управленческие), которые, в совокупности с внешними причинами, усиливают кризис на предприятии и придают ему конкретную специфическую форму.
Выделяют несколько видов кризиса :
Особое внимание уделено финансовому подходу, поскольку именно в финансовой сфере кризис на предприятии проявляется наиболее ярко. В качестве действенного инструментария этого подхода диссертантом предложен комплексный мониторинг финансового состояния предприятия, включающий в себя анализ следующих факторов платежеспособности предприятия, его кредитоспособности, финансовой устойчивости, рентабельности активов и собственного капитала, имущественного положения, деловой активности, ликвидности оборотных активов предприятия.2
К функциям антикризисного регулирования – относится вид деятельности, который отражает предмет управления, и определяют его результат. Он отвечают на простой вопрос: что нужно, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.
Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.
1. Нет управления
без ограничений, которые
2. Одной из
важных характеристик
3. Для антикризисного
управления особое значение
Существуют
разные стратегии, наиболее
• предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;
• выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
• противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
• стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
• рассчитанного риска;
• последовательного вывода из кризиса;
• предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
Антикризисное
регулирование и управление так
же, как и любое другое, может
быть малоэффективным или более
эффективным. Эффективность характеризуется
степенью достижения целей смягчения,
локализации или позитивного
использования кризиса в
2.
Роль государственного
2.1. Государственное регулирование кризисных ситуаций.
Ни одну страну не обходят стороной кризисные ситуации, которые возникают в силу различных причин. В конечном итоге государство разрабатывает стратегии не только для выхода из кризисов, но и для их предотвращения, а также для защиты предпринимателей и граждан от последствий спадов в экономическом развитии.
Антикризисное регулирование – это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны. Это политика, в рамках которой выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Также антикризисное регулирование должно опираться на предыдущий опыт не только своей страны, но и на мировой. Разрабатывать политику антикризисных мер следует на основе знаний, полученных в прошлом: какие происходили кризисы, какова деловая цикличность, какие именно были вызваны последствия (как негативные, так и положительные). Ведь нередко кризис – это начало нового вектора, смена устаревших технологий на современные. Именно поэтому необходима полная диагностика всех возможных аспектов. Выделяют две основные формы государственного регулирования:
Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций