Государственное регулирование кризисных ситуаций: необходимость, возможность, механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

Антикризисное регулирование - это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Содержание

Введение
1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
2. Классификация кризисов
3. Экономический цикл
4. Роль государства в рыночной экономике
5. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

гос.регулирование.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Эта функция государства  обеспечивается наличием демократической  власти, заинтересованной в социально  ориентированном характере проводимых реформ, способной осуществлять политику в интересах общества в целом, а не каких-либо групп, кланов и элит. Следовательно, речь идет о превращении власти в нормально действующий структурный механизм общества, обеспечивающий спокойную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля над властью.

Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий. Прежде всего, это развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов. В обществе, где не создана государственно-правовая система, гарантирующая силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, растет теневая экономика. Теневики, как известно, не сообщают органам статистики о своем хозяйственном обороте. Поэтому прямая, статистически полная и достоверная оценка масштабов теневой экономики невозможна. Однако это не означает, что задача неразрешима. Теневиков различают по характеру связи с производством. Часть из них участвует в производстве товаров и услуг, а другая - осуществляет перераспределение созданного продукта. Разнятся и субъекты теневой экономики, их интересы. Соответствующие типажи, определяемые особенностями сфер функционирования, используемых методов и форм теневой деятельности, образуют своего рода пирамиду. На ее вершине - сугубо криминальные элементы, торговцы наркотиками и оружием, наемные убийцы, рэкетиры и т. д. Сюда можно отнести и классически коррумпированных представителей органов власти и управления, берущих крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами. Эти элементы формируют своеобразную надстройку теневой экономики, составляющую, по экспертным оценкам, от 5 до 25% всей пирамиды и обладающую значительными ресурсами, силой и влиянием.

По оценкам, размеры  российского теневого капитала по отношению  к валовому внутреннему продукту сопоставимы по доле «затенения»  экономики отдельных стран Латинской  Америки, в которых она достигает 60—65%. Даже по официальным данным, как минимум, 25% доходов населения проходит в скрытой форме. Опираясь на уроки зарубежного опыта и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте масштабов теневой экономики в России сыграли просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения. Важным условием в этом процессе выступает формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политическую стабильность и ориентацию на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности. Стратегия реформ должна предусматривать предварительную оценку социальных последствий этих решений, их корректировку и систему мер по смягчению и компенсации негативных последствий. Все это обусловливает необходимость нового подхода к управлению социально-экономическими процессами, в котором учитываются неопределенность результатов хозяйственных решений, неизбежные факторы риска.

Использование концепции  риска предполагает предвидение  возможных критических ситуаций, оценку вероятных потерь для населения  с выявлением их качественного и  количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения. В разработке и реализации такой концепции заинтересовано само государство. В его распоряжении находятся огромные высоколиквидные материальные активы. Как собственник государство крайне заинтересовано в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от управления ею. Свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах. Во-первых, это предприятия федерального подчинения. Организацию управления ими как имущественными комплексами осуществляет Министерство государственного имущества России.

Оперативное руководство (управление) производством осталось за отраслевыми министерствами и ведомствами. Такое разделение функций повлекло за собой множество проблем, хотя задумывалось с целью более эффективного управления предприятиями.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная  собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям - на праве оперативного управления. Что это означает? Прежде всего контроль за тем, как эта собственность используется. В отношении предприятий - эффективно или нет, учреждений - по назначению или нет. При умелой постановке дела появляется возможность мониторинга за финансовым состоянием и его перспективами на предприятии, путями реструктуризации производства, его диверсификации, осуществлением стратегического планирования.

Во-вторых, это предприятия  с государственной долей участия в уставном капитале. На этих предприятиях государственная доля акций не подлежит продаже и они также являются объектами воздействия со стороны государства. Осуществляется оно путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства. Практика показала, что институт представителей государства в органах управления предприятий не всегда оправданно формировать только из государственных служащих - специалистов министерств и ведомств. Представитель государства в органе управления предприятием должен быть хорошим менеджером, владеть методами исследования систем управления, обладать чувством социальной ответственности.

В-третьих, государство  обладает недвижимым имуществом. Это  золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, до последнего времени приоритетным направлением в этой области является продажа недвижимости для наполнения государственного бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, предлагаемый учеными Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН). Суть его заключается в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников.

В-четвертых, с деятельностью  государства тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства. За 2006 - 2007 гг. продукция сельского хозяйства сократилась на 38%. А ведь с сельским хозяйством связана жизнь и деятельность почти 40 млн. сельских жителей.

Наконец, в поле государственного регулирования находятся отношения  собственности в регионах. Формально  перевести недвижимость из одной  формы собственности в другую не является проблемой. Важно добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства. На практике же превалирует передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государства их бюджетам, что связано с пониманием того, что предприятие - имущество, имеющее определенную стоимость. Упускается из виду, однако, главное, а именно: предприятие является основным структурообразующим элементом экономики. В нем для производства продукции соединяются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, оно является источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и местом приложения сил большинства трудоспособного населения страны.

5. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

 

Любое вмешательство  государства в экономику связано  с двумя вопросами: во-первых, почему государство это делает? И, во-вторых, как оно это делает? Пониманию проблематики первого вопроса помогают 1 и 4 главы. Ответ на второй вопрос обычно связывают с нормативно-законодательной деятельностью, финансовым регулированием, деятельностью в сфере производства и перераспределения доходов.

Поскольку проблемы банкротства  и ликвидации предприятий, инвестиционная политика в антикризисном менеджменте подробно рассматриваются в специальных главах, сосредоточим внимание на вопросах, являющихся ключевыми в тех или иных видах государственного регулирования кризисных ситуаций.

Виды государственного регулирования:

1) Нормативно-законодательная  деятельность. В условиях кризиса  особое значение приобретает  государственное нормативное регулирование  в сфере социальных ценностей.  Это вмешательство государства  вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, в получении потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля над соблюдением законов и нормативных актов, связанных, например, с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.

Исключительно велика роль государства в регулировании  таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

2) Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика в известной мере реализует, и  общие цели, которые стоят перед  любой бюджетной системой. Это  концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.

3) Ценовая политика. Государству надлежит решить  проблему несоответствия цен  на ресурсы и транспортные  тарифы природным условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям. Специфика ценового регулирования обусловлена тем, что высокие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ресурсы обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой посредников и непомерно высокой налоговой нагрузкой на ресурсы.

4) Промышленная  политика. Преодоление кризисного  состояния требует создания материальной  основы для повышения уровня  жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить  решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой  оптимизации структуры народного  хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение  роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к  интеграции национальных экономик обусловливают  стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкое.

5) Социальная политика. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.

В таких условиях стратегия социальной политики государства  должна предусматривать регулирование  рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель социального страхования - предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой, обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения.

В условиях кризиса  возрастает необходимость сочетания  рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях - от федерального до муниципального.

 

 

Заключение

 

Чтобы выйти  из тяжелого кризисного положения, государство  призвано осуществить систему крупномасштабных мер, в том числе:

- привлечь внутренние  и зарубежные источники накопления для расширения и качественного обновления производства;

- изменить всю воспроизводственную структуру макроэкономики (поднять сельскохозяйственное производство, создать высокоразвитый индустриальный потребительский сектор, проводить конверсию оборонной промышленности, значительно развить сферу услуг);

- оказать всемерную помощь отечественным товаропроизводителям в увеличении выпуска высококачественных предметов потребления;

- наладить устойчивый рост макроэкономики на основе всесторонней интенсификации, эффективного использования новейших достижений научно-технической революции.

 

 

Список литературы

 

1. Антикризисное  управление: Учебник. – 2-е изд., доп. И перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Антикризисное  управление: Учебник/Р.А. Попов. –  М.: Высш. шк., 2005.

3. Буянов В,  П., Кирсанов К.А., Михайлов Л.М.  Рискология. Управление рисками. - М., 2004.

4. Коротков Э.М.  Концепция российского менеджмента:  Учебное пособие. – М.: ДеКА, 2005.

5. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

6. МИРОВОЙ КРИЗИС: Общая Теория Глобализации. Делягин М. Г., ИНФРА-М, 2003.

7. Родионова  Н.А., Антикризисный менеджмент. –  М., 2001.

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций: необходимость, возможность, механизм