Диагностика кризисного состояния как элемент системы антикризисного управления предприятием: место, роль, общая характеристика на пример

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка методологических положений и практических рекомендаций по диагностике кризисного процесса на различных его стадиях в рамках антикризисного управления организацией.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов диагностики кризисов в прцессах управления;
- рассмотреть особенности диагностики кризиса на предприятии;
- рассмотрение общих понятий и типологии кризисов.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы диагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления.
1.1. Диагностика как элемент системы антикризисного управления.
1.2. Особенности процесса диагностики финансового состояния предприятия.
1.3. Методы и механизмы расчета основных показателей финансовой диагностики.
1.4. Анализ действующих методик оценки финансового состояния предприятия, проблемы их применения
2. Диагностика финансового состояния ООО «Степ».
2.1. Алгоритм проведения диагностики финансового состояния предприятия
2.2. Экономическая характеристика ООО «Степ».
2.3. Расчет финансового состояния ООО «Степ».
2.4. Анализ тенденций финансового состояния ООО «Степ».
3. Финансовая диагностика сквозь призму антикризисного управления.
3.1. Прогнозирование вероятности банкротства
3.2. Определение типа финансовой устойчивости
3.3. Определение платежеспособности и ликвидности баланса ООО «Степ».
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Коэффициент автономии  имеет большое значение для инвесторов и кредиторов, т. к. чем выше значение коэффициента, тем меньше риск потери инвестиции и кредитов.

Изменения коэффициента финансирования представлены на рисунке 2.2:

 

Рисунок 2.2 – Изменения коэффициента финансирования

Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности организации финансируется за счет собственных, а какая – за счет заемных средств. Если величина коэффициента финансирования меньше 1, то большая часть имущества предприятия сформирована за счет заемных средств, а это может свидетельствовать об опасности неплатежеспособности и нередко затрудняет возможность получения кредита.

Так для анализируемого нами предприятия коэффициент финансирования в 2007 году составил 0,04, в 2008 – 0,3, в 2009 – 0,61. Видно явное увеличение суммы  заемных средств, привлеченных предприятием в расчете на единицу собственного капитала, без должного обеспечения собственным капиталом, что естественно не может покрыть собственным капиталом имеющиеся в распоряжении заемные средства.

Изменения коэффициента задолженности представлены на рисунке 2.3:

Рисунок 2.3 – Изменения коэффициента задолженности

 

Коэффициент задолженности  показывает отношение общей задолженности  по краткосрочным и долгосрочным обязательствам к собственному капиталу. В 2007 году коэффициент задолженности  составлял 24,3, превышая норму во много раза, положительная динамика следующих годов (2008 – 3,3, 2009 – 1,6) успешно вывела предприятие из рискованной ситуации.

Изменения коэффициента маневренности представлено на рисунке 2.4:

Рисунок 2.4 – Изменение  коэффициента маневренности

Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, в наиболее маневренную часть активов. Рассмотрим коэффициент маневренности нашего предприятия, который в 2007 году составлял -14,6, а к 2009 году снизился до -0,8. Высокое значение коэффициента положительно характеризует финансовое состояние фирмы. Чем выше показатель, тем больше у фирмы финансовых возможностей для маневра. В нашем случае коэффициент маневренности имеет отрицательное значение и связано это в большей степени наличием существенной доли трудно реализуемых активов в общем объеме собственных средств.

Изменения коэффициента платежеспособности представлены на рисунке 2.5:

Рисунок 2.5 – Изменение коэффициента абсолютной платежеспособности

Коэффициент абсолютной платежеспособности является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия, показывая, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств.

Данный коэффициент  для ООО «Дуэт» в 2007 году составлял 0,02 а к 2009 году, сделав стремительный скачек, увеличился в 20 раз и стал равным 0,41. Таким образом, в 2007 году только 2% имеющихся у организации краткосрочных обязательств могло быть погашено немедленно. В 2009 году данная ситуация кардинально изменилась – 41% краткосрочных обязательств мог быть погашено немедленно.

Обычно приводимое в  литературе по финансовому менеджменту нижнее значение коэффициента абсолютной платежеспособности составляет 0,25 (или 25%), следовательно, у нашей организации имеется избыток свободных денежных средств, которые могли бы быть пущены в оборот. При этом увеличение объемов товарооборота смогло бы улучшить общую картину платежеспособности организации.

Изменения коэффициента промежуточной платежеспособности представлены на рисунке 2.6:

Рисунок 2.6 – Изменения коэфициента промежуточной платежеспособности

Значение данного коэффициента говорит о возможности предприятия погасить краткосрочные обязательства имеющимися денежными средствами, финансовыми вложениями и привлечением для ее погашения дебиторской задолженности. В мировой практике нормальным считается значение равное 1 и более, для России 0,7–0,8. В нашем случае данный коэффициент в в 2007 году был равен 0,04, в 2008 – 0,13, в 2009 – 0,15, что на много ниже нормы.

Изменения коэффициента текущей платежеспособности представлены на рисунке 2,7:

Рисунок 2.7 – Изменения  коэффициента текущей платежеспособности

Коэффициент текущей  платежеспособности характеризует, в  какой степени все краткосрочные  обязательства обеспечены оборотными активами, нормальное значение от 1 до 2 (еще лучше не менее 2). Для нашего предприятия в 2007 году он составил 0,4, а к 2009 возрос до 0,53.

Изменения коэффициента абсолютной ликвидности представлены на рисунке 2.8:

Рисунок 2.8 – Изменения  коэффициента абсолютной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время, должен быть равен 0,2 – 0,3. У нас коэффициент абсолютной ликвидности в 2007 составлял 0,01, а к 2009 году он стремительно увеличился и стал равным 0, 14, таким образом, вплотную приблизившись к норме.

Изменения коэффициента ликвидности баланса представлены на рисунке 2.9:

Рисунок 2.9 – Изменения  коэффициента ликвидности баланса

Общий показатель ликвидности  баланса фирмы показывает, платежные возможности фирмы при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Значение этого коэффициента должно быть больше или равно 1. Данный коэффициент в 2007 году составлял 0,2, а к 2009 году он увеличился в 2 раза и стал равным 0,4.

Изм-ния коэффициента финансовой рентабельности представлены на рисунке 2.10:

Рисунок 2.10 – Изменения коэффициента финансовой рентабельности

Коэффициент финансовой рентабельность характеризует эффективность  использования капитала и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с одного рубля авансированного в капитал. Данный коэффициент в 2007 году составлял 0,03, в 2008 году увеличился до 0,1, однако в 2009 году составил 0,7. Увеличение данного коэффициента свидетельствует о повышении спроса на услуги фирмы, в нашем случае спрос на услуги и продукцию ООО «Дуэт» еще не устоялся.

Изменения коэффициента рентабельности собственного капитала представлены на рисунке 2.11:

Рисунок 2.11 – Изменения коэффициента рентабельности собственного капитала

Коэффициент рентабельности собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Он должн обеспечивать окупаемость вложенных в предприятие средств. Динамика коэффициента оказывает влияние на уровень котировки акции фирмы, однако в нашем случае складывается отрицательная динамика: в 2007 году коэффициент рентабельности собственного капитала составил 0,8, в 2008 – 0,7, а к 2009 году снизился до 0,2, что составило 25% от данного показателя 2007 года.

Изменения коэффициента рентабельности продажи продукции  представлены на рисунке 2.12:

Рисунок 2.12 – Изменения коэфициента рентабельности продажи продукции

Рентабельность продаж показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли. Коэффициент рентабельности продажи продукции показывает, сколько прибыли приходится на рубль товарной продукции. Данный коэффициент в 2007 году составлял 0,01 а в 2008–2009 годах стал равняться 0,05. Увеличение и стабилизация данного коэффициента свидетельствует о повышении и устойчивости спроса на продукцию предприятия.

Изменения коэффициента рентабельности текущих затрат представлены на рисунке 2.13:

Рисунок 2.13 – Изменение  коэффициента рентабельности текущих  затрат

Коэффициент рентабельности текущих затрат характеризует окупаемость издержек производства и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный коэффициент в 2007 году составлял 0,01, в 2008 году увеличился до 0,06, а в 2009 году был равен 0,05. Динамика данного показателя, как правило, свидетельствует о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью продукции.

Изменения оборачиваемости  дебиторской задолженности представлены на рисунке 2.14:

 

 

 

Рисунок 2.14 – Изменения  оборачиваемости дебиторской задолженности

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает насколько эффективно компания организовала работу по сбору оплаты за свою продукцию. В нашем случае наблюдается снижение данного показателя, что может сигнализировать о росте числа неплатежеспособных клиентов и других проблемах сбыта, но может быть связано и с переходом компании к более мягкой политике взаимоотношений с клиентами, направленной на расширение доли рынка. Чем ниже оборачиваемость дебиторской задолженности, тем выше будут потребности компании в оборотном капитале для расширения объема сбыта.

Изменения периода оборачиваемости  дебиторской задолженности по каждому  году представлены на рисунке 2.15:

Рисунок 2.15 – Периоды  оборачиваемости дебиторской задолженности

 

Период оборачиваемости  дебиторской задолженности представляет собой средний период (в днях), необходимый для взыскания дебиторской задолженности. Используется для оценки системы расчетов с дебиторами.

Изменения оборачиваемости кредиторской задолженности представлены на рисунке 2.16:

Рисунок 2.16 – Изменения  оборачиваемости кредиторской задолженности

Оборачиваемость кредиторской задолженности оценивают совместно с оборачиваемостью дебиторской задолженности. Неблагоприятной для предприятия является ситуация, когда коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности значительно больше коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.

Чем выше данный показатель, тем быстрее компания рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей.

В нашем случае кредиторская задолженность имеет тенденцию  стабильного роста и значительно  меньше дебиторской задолженности.

Изменения периода оборачиваемости  кредиторской задолженности по каждому  году представлены на рисунке 2.17:

Рисунок 2.17 – Периоды  оборачиваемости кредиторской задолженности

Период оборачиваемости кредиторской задолженности представляет собой средний период (в днях), необходимый для расчета предприятия со своими поставщиками. Используется для оценки системы расчетов с кредиторами.

Изменения коэффициента фондоотдачи основных средств представлено на рисунке 2.18:

Рисунок 2.18 – Изменения  коэффициента фондоотдачи основных средств

Считается, что для  фирмы предпочтительны высокие  значения данного показателя. Это  означает, что на каждый рубль выручки  организация делает меньше вложений в основные средства. Снижение показателя может означать, что для текущего уровня выручки сделаны излишние инвестиции в здания, оборудование и другие основные средства. Повышение фондоотдачи, помимо увеличения объема реализованной продукции, может быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, так и за счет их более высокого технического уровня. В целом, чем выше фондоотдача, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует или о недостаточном объеме реализации, или о слишком высоком уровне вложений в основные средства.

Таким образом, стоит  отметить, что ООО «Степ» имеет положительную динамику всех показателей, по всем заметна тенденция на увеличение. Финансовое состояние фирмы в 2009 заметно улучшилось по сравнению с анализируемыми годами.

По выбранному алгоритму  диагностики финансового состояния  расчет показателей не выявил каких-либо явных недостатков. В ряде случаев  показатели дублируют друг друга и не структурированы в разрезе укрепленных блоков финансового состояния. В выбранном алгоритме используются коэффициенты для всех фирм в целом, то есть, нет учета специфики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Финансовая  диагностика сквозь призму антикризисного  управления.

3.1. Прогнозирование  вероятности банкротства

 

Рассмотрим, есть ли угроза банкротства для ООО «Степ». Воспользуемся формулой Э. Альтмана, которая построена на анализе фирм, успешно действовавших, но обанкротившихся, она наиболее оптимальна и точна для российских условий.

Информация о работе Диагностика кризисного состояния как элемент системы антикризисного управления предприятием: место, роль, общая характеристика на пример