Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 11:35, реферат
Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей тяжелую трансформацию экономического устройства, является гармония в
обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих
противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе цивилизованных переговоров.
Введение
1)Исторические аспекты становления социального партнерства
2)Определение социального пратнерства
3)Принципы социального пратнерства
4)Представители работников в социальном партнерстве
5)Уровни социального партнерства
6)Формы осуществление социального партнерства
7)Подходы в социальном партнерстве
8)Роль государства в системе социального партнерства
9)Особенности социального партнерства в России
10)Зарубежный опыт в формировании социального партнерства
Заключение
Список литературы
Базовые принципы социального партнерства определены Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях", федеральными законами: "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", рядом других законодательных актов. В соответствии с ними действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), ее отраслевые и региональные комиссии. На протяжении многих лет подписываются Генеральное соглашение , отраслевые, межотраслевые и региональные тарифные соглашения (правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли). Постепенно складывается система цивилизованных принципов разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, система посредничества, трудового арбитража и судов.
Однако в России рано говорить о сформировавшейся системе социального партнерства: её организационная структура далека от целостного вида. В настоящее время заложена только лишь основа всей системы - РТК, призванная "устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей" . У РТК есть все необходимые полномочия по организации проекта Генерального соглашения, коллективных переговоров, связанных с его принятием, обсуждением выполнения соглашений.
Успешному подъему социально-трудовых отношений мешает высокий уровень социальной напряженности в сфере труда. Несмотря на невысокую забастовочную активность продолжает расти количество коллективных трудовых споров и их участников. Гораздо важнее то, что социально-трудовые отношения в общем остаются отношениями противоположными и не переходят в стадию сопернических и тем более в стадию партнерских отношений работодателя и работника.
Разрешение появляющихся противоречий в большинстве случаев происходит с применением силовых мер, а не цивилизованных переговоров.
В целом можно вывести следующие ключевые особенности системы социального партнерства в России:
-"Размытость" субъектов социального партнерства. (Нет сформировавшегося класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45 ассоциациям и внутренним и международным союзам. Профсоюзное движение находится в стадии формирования)
-Отсутствие должной правовой базы. (Принятые законы "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О коллективных договорах и соглашениях", Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы - санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г., по данным ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с объединениями работодателей, а остальные - либо с федеральными министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных договоренностей).
-Узкая сфера договорно-правового регулирования коллективных трудовых отношений. (Так, из 2,3 млн. объектов единого государственного регистра предприятий и организаций колдоговоры имеют лишь 118,8 тыс. Конечно, свыше половины зарегистрированных предприятий относятся к категории мелких и единоличных. Однако даже среди 660 тыс. предприятий, учитываемых органами по труду, доля охваченных договорным регулированием составляет всего 17%, в том числе среди государственных предприятий - 36,6, среди муниципальных - 29,5, среди совместных, частных, кооперативных и малых - 12,9, среди прочих - 11,1%.)
-Заключение коллективных договоров и соглашений не гарантирует их добросовестное выполнение(Это связано с недостаточной разработанностью правовых механизмов регулирования социально-трудовых отношений, неумения и нежелания социальных партнеров добиваться компромисса.)
-Декларативный характер отраслевых тарифных соглашений. (Многие из них остаются на бумаге, т.к. за работодателя их подписывают министерства и ведомства, не имеющие на то достаточных полномочий от приватизированных предприятий. Например, в горнометаллургическом комплексе отраслевое соглашение в 1995 г. было заключено между Комитетом по металлургии и отраслевым профсоюзом. Вместе с тем только 43 АО (примерно десятая часть) делегировали право подписи Комитету, который тем самым уже не может в полной мере выступать стороной, представляющей работодателя. Сходная ситуация наблюдается в оборонном комплексе, управлении воздушным движением и др.)
-Недостаточная материальная база социального партнерства. (Следует предпринять огромные усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т.д.;)
-Отсутствие теоретической и социально-психологической
подготовки к восприятию социального
партнерства (ментальное восприятие, система
пропагандистско-
В итоге это приводит к тому, что договорно-правовое регулирование трудовых отношений во многом остается формальным и не выполняет доверенных ему на него задач, а во многих случаях играет прямо противоположную своему назначению роль - способствует обострению конфликтов и подрывает саму идею коллективно-договорного регулирования.
В формировании системы социального партнерства как ключевой части гражданского общества и социальной политики государства важно усиление роли договорных отношений в разрешении большинства социальных вопросов. Все важные проблемы социальной политики - усовершенствование системы оплаты труда и социального обслуживания, обеспечение эффективной занятости, развитие системы подготовки кадров и повышения квалификации рабочих и служащих, улучшение условий и охраны труда, защита трудовых прав граждан - должны регулироваться, как правило, на основе договоренностей между социальными партнерами. Это требует сбалансированности прав и обязательств каждой из сторон при заключении договоров и соглашений, повышения ответственности за их выполнение.
Говоря о состоянии
Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего завершения в социальном партнерстве. Причина - невыполнение подписанных соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений. Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений - отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведение диалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (или должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни работодатели к их подготовке не допускаются.
В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.
Государственное вмешательство во
взаимоотношения рабочих
Модели социального партнерства |
Страны |
Характерные особенности моделей |
Первая модель |
Страны Северной Европы: Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция |
Высокий уровень централизации договорного процесса Действует принцип трипартизма МОТ, согласно которому все решения относительно социально-трудовых отношений (СТВ) принимаются при активной роли властных структур и за участ те всех социальных партнеров Деятельность сторон СТВ подробно регламентирована законодательством, четко определены полномочия и разработаны процедуры разрешения трудовых споров (конфликтов) Организационный ре вень СТВ очень высокий Соглашения, заключаемые между социальными партнерами, является основой для всех отраслей и предприятий Благодаря взаимодействию и социальному диалогу, на общенациональном уровне почти всегда д достигается компромисс и социальное согласие Доля работников, объединенных в профсоюзы, в скандинавских странах достигает 90є 90 % |
Вторая модель |
Страны Центральной Европы (Австрия, Италия, Германия, Франция, Швейцария) Великобритания, Ирландия |
На национальном уровне не создаются постоянно действующие органы социального партнерства Правительства стран регулярно проводят консультации с национальными объединениями профсоюзов и работодателей Совместные решения на национальном уровне почти не принимаются, но иногда заключаются общенациональные соглашения и важнейших вопросов СТВ Основной уровень социального партнерства - региональный и отраслевой Именно на этих уровнях принимаются основные соглашения Доля работников, объединенных в профсоюзы, колеблется в пределах от 30 до 60 60 % |
Третья модель |
Испания, Португалия, Греция, США, Япония |
Переговорный процесс на микроэкономическом уровне Роль профсоюзного движения незначительная Считается, что в постиндустриальном обществе отмирает защитная функция профсоюзов В практике СТВ широко в используется система индивидуальных трудовых контрактов, при нарушении которых работник сам может отстоять свои права через суд Доля работников, объединенных в профсоюзы, достигает 3030 % |
Информация о работе Зарубежный опыт формирования социального партнерства в России