Кризис на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «кризис» теснейшим образом связано с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки.

Содержание

Стр.1 Введение
Стр.2-7 Глава 1. Экономический кризис. Причины и фазы цикла экономического кризиса.
Стр.8-19 Глава 2. Экономический кризис в жизнедеятельности предприятия.
Стр.20 Заключение
Стр.21 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

антикризис почти готовое.docx

— 46.88 Кб (Скачать файл)

2.  Негативная динамика со стороны внешней среды: снижение объемов материальных и сырьевых ресурсов, повышение цен на сырье и техническое оснащение.

3.  Сокращение темпов производства соседних отраслей.

4.    Потеря конкурентного статуса на фоне общего усиления конкуренции на рынке.

5.  Неблагоприятные правительственные меры в отрасли предприятия: повышение таможенных пошлин, налоговых ставок, нежелательные изменения валютного курса рубля.

6.  Нестабильная обстановка в регионе, где находится предприятие. Это может быть неблагоприятная экологическая, политическая, социальная обстановка.

7.   Нестабильность действий иностранных партнеров.

8.    Новые открытия и инновационные разработки предприятиями-конкурентами.

9.   Старение и ухудшение технической базы предприятия: износ, моральное устаревание, использование технологий, вызывающих потери и снижение качества продукции.

10.    Трудности с персоналом: недостаточный профессиональный уровень, несоответствие навыков сотрудников новым требованиям и технологиям, снижение заинтересованности.

11.     Недостаточная организация управленческой структуры, ее застойность.

12.   Финансовая политика характеризуется наличием заемных средств, падением курса акций предприятия.

Итак, симптомов  кризисов очень много. Однако, помимо них, еще существуют и причины кризиса. Между ними очень тесная связь, однако для правильного анализа и прогнозирования нужно уметь разбираться в этих понятиях.

Симптомы - это начальные признаки, самые первые «звонки». Они проявляются в различных показателях и, самое главное, в их динамике, характеризующей функционирование предприятия. Анализ таких показателей, как, например, производительность, финансовое состояние, эффективность, текучесть персонала может отражать состояние производственной основы предприятия. Наиболее важную роль играют финансово-экономические и социально-экономические показатели. Состояние показателей оценивается, с одной стороны, относительно нормативных величин, а с другой - относительно друг друга.

Симптомом предкризисного состояния может  являться отклонение показателей от нормы, отклонение от средней величины и т. д.

Симптомы  не являются отражением причин кризиса. Симптом - это первоначальное проявление кризисной ситуации, причины же кроются  гораздо глубже, они могут складываться продолжительное время и зависят от многих факторов. Признак кризиса - это объективное состояние или событие, которое говорит о наступлении кризиса.

Причины кризиса - это события или явления, в  результате которых данный кризис наступил.

К примеру, инфляция является фактором кризиса, причиной же будет увеличение массы денег. Симптомы - повышение цен, неожиданный рост заработной платы и т. д.

На предприятии  признаком кризиса могут быть, к примеру, снижение качества продукции, большая задолженность по кредитам, причиной - финансово-экономические затруднения, ухудшение общего состояния экономики, недостаточный уровень профессионализма сотрудников. Симптомы - первые показатели отрицательной динамики, рост финансовых вопросов и т. д.

Нужно также  учитывать тот факт, что предприятие - это система, потому что оно состоит  из взаимосвязанных между собой элементов, компонентов и является целостным механизмом. А система, как известно, может быть устойчивой или неустойчивой. Устойчивость системы зависит от факторов, которые могут быть внешними и внутренними.

Если рассматривать  плановую экономику, то устойчивость социально-экономических систем обуславливалась большей частью внешними факторами. В таких условиях устойчивость предприятия достигалась за счет принятия мер извне, и кризис не возникал. Однако, это не является показателем того, что кризисов не было. Они существовали на более высоких уровнях - отраслевых, государственных.

Сейчас  время рыночной экономики, и теперь кроме внешних факторов приходится учитывать и внутренние факторы  устойчивости предприятия. Главным  является принцип самоорганизации - предприятие проводит собственный анализ деятельности и ее взаимодействия с внешней средой.

Вследствие  процесса жизнедеятельности систем (предприятий) происходит изменение  их структуры. Развитие системы заключает  в себе множество циклов. Их множество, они накладываются друг на друга, поэтому исследование и анализ процессов деятельности предприятия представляет определенные трудности.

Сейчас  в различной литературе можно  встретить различные подходы  к выделению циклов развития предприятия. Однако в обобщенном виде эти циклы  можно представить в пятиэтапной  системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненный цикл предприятия

          Реорганизация




 

Высшая точка

Спад

Подъем (развитие)





 


Становление





Санация





 


Банкротство


 

Возникновение

 

Ликвидация


 

 

 

 

 

 

 

 

Первый  этап имеет название эксплерентного. Он характеризует зарождение предприятия, установление его первоначальной организационной структуры. Это скрытый этап будущего развития. Четкой структуры предприятие еще не имеет, но уже можно выделить направление деятельности, определенные черты, характеристики. Говорить об окончательном оформлении предприятия нельзя, но на этом этапе уже начинаются пробные операции, исследование рынка на спрос. Любое предприятие заключает в себе определенную долю риска. Это связано с тем, что в момент возникновения предприятия на рынке уже действует большое число конкурентов. Поэтому многие предприятия просто-напросто разоряются. Поэтому сейчас во многих странах проводятся мероприятия по поддержке малого бизнеса в виде льгот, снижения ставок налогообложения и т. д. Причинами кризиса в этих случаях могут быть: 1) отсутствие слаженного аппарата управления, способного направлять действия сотрудников; 2)недостаток ресурсов - финансовых, трудовых, технологических, материальных; 3)невостребованность продукции, производимой на предприятии; 4)недостаточные условия труда и социального обеспечения по сравнению с конкурирующим предприятием; 5)низкая заработная плата работников.

Характеристика фирмы-эксплерента

Факторы развития:

1.Фанатизм лидера, возглавляющего  коллектив.

2.Сплоченность коллектива  вокруг его лидера.

3.Мобильность и гибкость  перехода к радикальным новациям.

4.Минимальный управленческий  аппарат.

5.Простые организационные  связи.

6.Высокая мобильность  кадров в освоении новых видов  деятельности.

7.Высочайшая взаимозаменяемость  специалистов.

8.Четкая специализация  научной направленности.

9.Творческая атмосфера  в коллективе.

10.Интеллектуальный продукт  имеет большую значимость.

Условия создания:

1.Наличие оригинальной  идеи, проверенной на предмет  практической необходимости.

2.Наличие специалистов (инноваторов), заинтересованных в реализации идеи.

3.Перспективы производства  и сбыта продукции. Полученной  на основе данной идеи

Ключевые принципы организации:

1.Лучшая организация-отсутствие  всякой организации

2.У нас полный разгул  демократии- будете делать только то и так, что и как я скажу.

Причины кризиса:

1.Чрезмерный фанатизм  лидера и неумение его идти  на компромисс

2.Попадание в коллектив  другого лидера или интригана

3.Ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, трудовых)

4.Большая зависимость  от рыночной конъюнктуры

5.Слабые кредитные возможности

6.Перегрузки

7.Условия труда и социальное  обеспечение значительно хуже, чем  на более крупных предприятиях

8.Удельная заработная  плата значительно ниже, чем на  более крупных предприятиях

9.Сложности превращения  интеллектуального продукта в  интеллектуальную собственность.

   Если  первый этап прошел сравнительно  удачно, то можно говорить о  наступлении второго этапа, название  которого – патиентный, в котором происходит окончательное оформление предприятия и его структуры. Этап начинается с переходом деятельности на более высокий уровень, формирования разветвленной сети управления, повышения качества производимой продукции и производительности труда. Это этап упрочнения своих позиций, выбора конкурентной стратегии, вывод маркетинговой деятельности на новый уровень. Этот этап характеризуется в основном количественным ростом. Но здесь также существует опасность кризиса. Она, как правило, не связана с внутренними факторами, поскольку именно во внутреннем развитии на этом этапе наступает время устойчивости. Предприятие должно опасаться в первую очередь внешних воздействий - политических или экономических.

Характеристика фирмы-патиента:

Факторы развития:

1.Наличие группы лидеров,  работающих в одном направлении  и делящих все трудности одинаково.

2.Сплоченность коллектива  вокруг группы лидеров.

3.Мобильность и гибкость  перехода к новациям, в особенности  в начале существования фирмы  данного типа.

4.Неусложненные организационные  связи, в особенности в начале  существования фирмы данного  типа.

5.Небольшой управленческий  аппарат.

6.Значительная взаимозаменяемость  специалистов.

7.Изменение научной направленности  в ходе жизнедеятельности фирмы.

8.Творческая атмосфера  в коллективе.

9.Интеллектуальный продукт  значителен.

10.Умение формировать  потребности рынка исходя из  своих потребностей.

Условия создания:

1.Наличие новых изделий,  проверенных рынком.

2.Наличие специалистов, заинтересованных  в завоевании рынка.

3.Наличие необходимых  инвестиций.

4.Перспективы производства  и сбыта продукции.

Ключевые принципы организации:

1.Выживает только сильнейший.

2.Хорошо только то, что  плохо конкуренту.

3.Демократия хороша там,  где она нужна.

Причины кризиса:

1.Появление значительных  разногласий в коллективе.

2.Организация в коллективе  другой инициативной группы.

3.Ограниченность ресурсов  и прежде всего трудовых, способных  перестраиваться в ходе жизнедеятельности  фирмы.

4.Зависимость от рыночной  конъюнктуры.

5.Неумение формировать  потребности рынка исходя из  своих возможностей.

6.Имеющиеся перегрузки  в работе.

7.Условия труда и неподготовленность  производства.

8.Удельная заработная  плата несколько ниже, чем в  виолентах.

9.Проблемы превращения  интеллектуального продукта в  интеллектуальную собственность.

10.Недостаточная техническая  оснащенность.

11.Недостаточные производственные  мощности.

 

Третий этап  называется виолентным- этап зрелости, высокой конкурентоспособности, устойчивого функционирования. Очень часто многие предприятия на этом этапе принимают решение о снижении темпов динамики в сторону более стабильного существования. Они могут себе это позволить, поскольку обладают уже достаточными размерами, определенным постоянным процентом спроса и наличием сети дочерних предприятий. Как правило, первые позиции при такой политике утрачиваются, но оставаться все время первым можно только при постоянном инновационном режиме. К этому времени у предприятия формируется широкий ассортимент, географически масштабная расположенность, что позволяет в меньшей степени зависеть от исхода конкурентной борьбы. Но и здесь кроется угроза. Таким предприятиям уже трудно оставаться динамичными, тем более они сами частично отказываются от динамики. Утрачивается способность получения соразмерной прибыли при сохранении оборота. Причина может также крыться и в том, что у предприятий к этому этапу формируется множество других, косвенных направлений, которые с течением времени будут требовать все большего количества средств. При появлении разветвленной сети будет усложняться и управленческая структура.

 

 

 

 

Характеристика  фирмы-виолента

Факторы развития:

1.Наличие коллектива, работающего  над имиджем фирмы.

2.Высокое качество кадрового  состава.

3.Финансовая устойчивость.

4.Низкие удельные затраты  (в том числе накладные расходы).

5.Высокая техническая оснащенностью

6.Сформированная и стабильная  номенклатура продукции.

7.Единство научных и  производственных процессов.

Информация о работе Кризис на предприятии