Методология антикризисного управления, подходы ,принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 06:04, контрольная работа

Краткое описание

Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление 06.03.2014 Поздняков А.А..docx

— 37.27 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Термин “антикризисное управление", как отмечается в работах некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.

 Антикризисное управление  предполагает высокий уровень  знаний экономических законов  развития общественных процессов  всеми членами общества, их высокая  исполнительная дисциплина и  ответственность; наличие профессионалов-управленцев  во всех сферах деятельности  общества и на всех уровнях  управления обществом, что решается  его сильной целенаправленной  кадровой политикой; высочайшая  степень информированности о  ситуации и вокруг нее; целеустремленность  и самоотдача общества и каждого  его члена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методология антикризисного управления, подходы ,принципы

 

Антикризисное управление - это:

.  обработка, изучение и анализ максимального объёма информации о состоянии внешней среды и возможностях внутренней среды;

 

. прогнозирование (предвидение) развития ситуации на основании анализа и оценки информации, а также возможностей интуиции и личных качеств кадров;

 

. выбор целей, опережающих время и конкурентов, т.е. максимализация целей, пользуясь при этом правилом: то, что невозможно сегодня, завтра станет реальностью;

 

. постановка задач по достижению выбранных целей перед обществом, разбивка задач на периоды и этапы, соответствующие всё возрастающим возможностям страны;

 

. разработка и реализация мероприятий по решению задач на каждом этапе, постоянный контроль за их выполнением;

 

. познание экономического механизма возникновения возможных кризисных ситуаций и создание системы сканирования (отслеживания) внешних и внутренних сред с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса и его "избегания";

 

. разработка политики поведения в случае возникновения кризисной ситуации.

Антикризисное управление использует следующие подходы:

 

. процессный, управление рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных процессов;

 

 . системный, управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов системы;

 

. ситуационный, управление рассматривается как подход к конкретной ситуации.

 

 Качество управления зависит от применения именно тех подходов, принципов и методов, которые на данный момент времени и в данной конкретной ситуации наиболее эффективны.

 

 Антикризисное управление предусматривает меры по предупреждению кризисной ситуации и меры по ликвидации кризиса в случае его возникновения. Оно изучает и анализирует возможности внутренней среды или внутреннее состояние системы (общества, государства) и изучает и прогнозирует возможные факторы влияния внешней среды (международные факторы).

 

 Для решения задач  по упреждению кризисной ситуации  и ликвидации кризиса в случае  его возникновения необходимы  специальные меры и подходы.

 

 

 

 

 

 Упреждение кризисной ситуации состоит из следующих этапов:

 

 . Образование антикризисной группы. Исполнитель-руководитель страны.

           . Анализ событий, фактов, обработка информации по интересующим вопросам и прогнозирование дальнейшего развития событий. Исполнитель - антикризисная группа.

 

          . Выбор и принятие решений по возможным возникновениям кризисных ситуаций. Исполнитель - руководитель страны.

 

           . Комплексный подход к реализации принятого решения по упреждению кризисных ситуаций.

 

          . При реализации упреждающих этапов, хотя и имеется время, но его необходимо использовать экономно, с целью и пользой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Этапы преодоления кризиса несколько отличаются от этапов упреждения кризисной ситуации:

 

 . Образование антикризисной группы.

 

 . Анализ и оценка событий, фактов, обработка информации в предельно сжатые сроки.

 

. Выбор и оперативное принятие решений в увязке с краткосрочными и среднесрочными целями.

 

 . Реализация мер по уменьшению вероятных потерь и смягчению тяжести последствий кризиса.

 

 . Реализация мер по восстановлению положения, существовавшего до возникновения кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стадии антикризисного  управления

 

Антикризисное управление на разных стадиях развития кризисной ситуации проявляется в разной степени.

Оно наиболее эффективно в предкризисной ситуации и при легких кризисах.

При усугублении кризиса эффективность управления снижается, т.е. снижаются возможности антикризисного управления, при этом затраты государства на преодоление кризиса достигают своего пика в какой-то точке, лежащей в зоне на отрезке среднего или тяжёлого кризиса в зависимости от уровня развития страны.

Выше этой точки затраты государства начинают уменьшаться из-за уменьшения экономических и финансовых возможностей страны (падение производства, инфляция, увеличение безработицы, обесценивание национальной валюты и т.д.), но увеличиваются влияния внешних финансовых источников под имущество и гарантии страны, охваченной кризисом (приобретение, слияние, займы и т.д.).

 

 Из вышеизложенного следует, что чем тяжелее кризисная ситуация, тем меньше возможности государства самостоятельно ликвидировать её последствия и тем больше вероятность вмешательства внешних источников. Эта ситуация приводит к снижению и потере влияния государственных институтов власти на экономику страны и пропорциональная передача управления экономикой и, соответственно, власти внешним источникам.

 

 

 

 

 

 

Поэтому степень свободы каждого общества и государства можно определить, в какой-то мере, по доле участия государства и отечественных финансово-экономических институтов и предпринимателей (внутренние источники) в управлении экономикой и долей в управлении экономикой внешних источников, а также степенью эксплуатации наемного труда в принадлежащим им производственным структурам и единицам.    Показателями степени свободы государства и уровня эксплуатации наемного труда, могут быть: объём производства товаров и услуг (или объём продаж) и уровень заработной платы работников аналогичных производств, в зависимости от принадлежности к внутренним или внешним источникам.

 

 Упредить кризис, смягчить тяжесть его последствий и уменьшить потери при его возникновении и, в возможно короткое время, ликвидировать кризис - основные задачи антикризисного управления.

 

При движении от предкризисной ситуации к экстремальной, эффективность антикризисного управления снижается пропорционально росту затрат, потерь и времени.

Поэтому главная роль антикризисного управления - это недопущение или ликвидация кризисной ситуации в возможно кратчайшие сроки, когда эффективность антикризисного управления может быть максимальной.

При этом необходимо мобилизовать как управленческие, научные и производственные кадры, так и всю экономику страны на ликвидацию кризисных явлений в самом начале их возникновения, используя новейшие методы и способы как с научной экономической теории, так и практику реальной жизни (государственное регулирование товарно-денежных отношений, импорта, производства, стимулирование экспорта и др.).

 

 

Исходя из вышеизложенного, цель антикризисного управления можно также определить как разработка и реализация таких мероприятий, которые бы позволили нейтрализовать и устранить причины возникновения кризисной ситуации.

Первая стадия кризиса, часто скрытая, - это падение предельной эффективности капитала, показателей деловой активности фирмы, снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшается финансовое положение предприятия, сокращаются источники и резервы развития.

 Антикризисное решение  этих проблем может лежать  как в области пересмотра стратегии  фирмы и реструктуризации предприятия, так и её тактики, ведущей к  снижению издержек, сокращению штатов  управленческого аппарата и рабочих  мест, повышению производительности  труда и т.п. Однако масштаб  и сложность проблем можно  определить и предупредить только  на стадии диагностики, установив  цели и методы диагностирования, свойственные данному этапу.

Вторая стадия кризиса - появление убыточности производства. Данная проблема решается средствами стратегического управления и реализуется посредством добровольной реструктуризации предприятия. Применяемые в этом случае способы распознавания отличны от других своей направленностью, методами и требованиями к исходной информации.

 Третья стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных фондов у предприятия. Это отрицательно влияет на перспективы его развития, долгосрочное и среднесрочное планирование денежных потоков, рациональное бюджетирование и сопряжено со значительным сокращением производства, поскольку значительная часть оборотных средств направляется на погашение убытков и обслуживание возросшей кредиторской задолженности.

 

 Четвертая стадия - состояние острой неплатежеспособности. У предприятия нет возможности профинансировать даже сокращенное воспроизводство и продолжать платежи по предыдущим обязательствам. Возникает реальная угроза остановки или прекращения производства, а затем и банкротства. В этой ситуации диагностика с использованием коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, восстановления платежеспособности позволяет установить наличие факта финансовой несостоятельности и возможность нейтрализовать ее через процедуру банкротства.

 

 Таким образом, уточнение  понятий диагностики, этапов кризиса  предприятия и его банкротства, приводит к выводу, что первая, вторая и отчасти третья стадии  кризиса фирмы составляют содержание  кризиса для его собственников. Четвертая стадия представляет  собой угрозу для кредиторов. Введение в научный оборот  этих понятий и их обоснование, обогащает теорию антикризисного  управления объяснением специфики  диагностических процедур на  каждой стадии кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Исследование причин, обусловливающих процесс антикризисного управления, позволяет предложить следующую классификацию факторов возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия:

 

 внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура потребностей населения; уровень доходов и накоплений населения; величина платежеспособного спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция;

 внутренние: ошибочная рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Эффективность  антикризисного управления 

 

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от:

 

 радикально направленных  действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным  судом и которому передаются функции внешнего управления имуществом должника.

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления

других организационных и экономических мероприятий.

 План внешнего  управления предприятий может  предусматривать следующие меры  пот восстановлению платежеспособности  должника:

 

 . перепрофилирование производства;

Информация о работе Методология антикризисного управления, подходы ,принципы