Обеспечение финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью и задачами проекта являются - исследовать финансовое состояние предприятия ООО «СтройПодряд», выявить основные проблемы в хозяйственной деятельности и найти пути обеспечения финансовой устойчивости в будущем.
 оценить имущество предприятия и источники его финансирования;
 проанализировать ликвидность баланса и его платежеспособность;
 проанализировать финансовую устойчивость предприятия;
 проанализировать деловую активность;
 проанализировать эффективность деятельности компании;
 проанализировать вероятность банкротства и оценить степень риска;
 выявить проблемы и предложить пути обеспечения финансовой устойчивости.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Экономическое содержание и сущность анализа показателей финансовой устойчивости предприятия
5
1.1 Теоретические основы финансовой устойчивости предприятия
5
1.2 Показатели финансовой устойчивости предприятия
6
Глава 2. Анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия «ПермСтрой»
10
2.1 Общая характеристика ООО «ПермСтрой»
10
2.2 Анализ финансовой устойчивости
15
Глава 3. Пути обеспечения финансовой устойчивости ООО «ПермСтрой»
24
Заключение
30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

антикриз.упр.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

     

Структура актива баланса состоит из следующих  показателей: денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения; материальные оборотные  активы; основные средства и прочие внеоборотные активы. По этим показателям, прежде всего, определяют тенденции изменения оборачиваемости всех средств, имущества предприятия и его производственного потенциала.

     

При определении  тенденции изменения оборачиваемости  средств, помимо оценки изменения показателя общей оборачиваемости средств предприятия (исчисление соотношения выручки от реализации и средней стоимости баланса), изучают соотношение динамики внеоборотных и оборотных средств, а также используют показатели мобильности всех средств компании и оборотных средств. Структура источников средств предприятия (пассивы) включает в себя следующие показатели: задолженность перед бюджетом; кредиторская задолженность; собственные оборотные средства; доходы и резервы предприятия.

Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СтройПодряд»

2.1. Общая характеристика  ООО «СтройПодряд» 

     Основной  целью деятельности ООО является извлечение дохода.

     Для  достижения  указанной  цели товарищество осуществляет следующие  виды деятельности:

  • Строительство;
  • Ремонтно - строительные работы;
  • Проектные и издательские работы;
  • Посредническая деятельность;
  • Коммерческая деятельность;
  • Проектно - технологическая, правовая деятельность без оказания адвокатских услуг, разработка и экспертиза инвестиционных проектов и программ с привлечением специалистов и экспертов, в том числе иностранных;
  • Сдача в аренду оборудования, техники и других основных фондов предприятиям и населению.

     Целью предпринимательской деятельности является получение дохода. ООО «СтройПодряд» является коммерческой организацией, имеет гражданские права и несет связанные с его деятельностью обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ.

     Независимо  от вида строительства в его проведении участвуют организации, связанные  друг с другом правовыми отношениями. Схема правовых отношений организаций представлена ниже.  
 
 
 

     

     

     

     

       

     

     

 

Рисунок 1. Правовые отношения строительных организаций. 

     Инвестор - организация, финансирующая строительство. Как правило, инвестор не вмешивается в строительные вопросы и все права в распоряжении денежными средствами на это строительство передаются заказчику.

     Заказчик - организация, которая формирует  состав генеральных исполнителей, ведет  с ними денежные расчеты, осуществляет общее руководство строительством, организует приемку законченных объектов. Иными словами, заказчик - это как бы "хозяин-распорядитель" стройки в целом. Возможны ситуации, когда заказчик одновременно является и инвестором, т.е. строительство ведется за счет средств самого заказчика, полученных им, например, в результате предшествующей коммерческой деятельности (может быть и не связанной со строительством).

     Застройщик - владелец земельного участка, на котором  будет вестись строительство. Возможны ситуации, когда застройщик может быть одновременно и заказчиком и инвестором. Термин "застройщик" не является общепринятым, и некоторыми специалистами он понимается как термин свободного пользования, т.е. "застройщиком" могут иногда называть и заказчика, и инвестора, и владельца участка.

     Генеральный подрядчик - главный исполнитель  строительных работ, формирующий состав исполнителей более низкого иерархического уровня -субподрядчиков, ведущий с  ними денежные расчеты, принимающий  у них законченные работы. Чаще всего это крупная строительно-монтажная организация.

     Субподрядчики - строительные организации, привлекаемые генеральным подрядчиком для  выполнения специальных видов работ, например, земляных, электромонтажных, сантехнических, отделочных и т.д.

     Генеральный проектировщик - главный исполнитель проектных работ, выполняющий основную их часть собственными силами, а остальную - силами привлекаемых субподрядных проектных организаций "проектировщиков". Генеральный проектировщик обычно сам формирует состав исполнителей (проектировщиков), ведет с ними денежные расчеты, принимает у них законченные проектные работы (по аналогии со строительным генподрядчиком). Чаще всего это крупная проектная организация, специализированная на каком-либо виде строительства (промышленном, гидротехническом, гидромелиоративном и т.д.).

     Проектировщик (субподрядный) - организация, привлекаемая генеральным проектировщиком для  выполнения той или иной части  проекта "на правах субподряда" (т.е. является как бы исполнителем у исполнителя).

     Изыскатель - организация, привлекаемая проектировщиком (генеральным или субподрядным), реже непосредственно заказчиком, для выполнения инженерных изысканий на территории строительства. Обычно изыскания выполняют специализированные (изыскательские) организации, реже изыскательские отделы крупных проектных организаций.

     Все организации-участники работают на договорной (контрактной) основе. В  договорах (или контрактах) организация  выполняющая работу именуется "исполнитель", а организация, заказывающая эту  работу и оплачивающая ее, именуется "заказчик". Например, в договоре генподрядчика с субподрядчиком генподрядчик "заказчик", а субподрядчик - "исполнитель". Таким образом, термин "заказчик" употребляется на практике в двух смыслах. Это может быть основной распорядитель денежных средств по строительству в целом, общий координатор и контролер этого строительства, любой из участников строительства, заключивший хозяйственный договор, в котором он выступает как "покупатель" (т.е. оплачивает работу).

     В данной схеме анализируемое предприятие ООО «СтройПодряд» выступает как генеральный подрядчик и может выступать как субподрядчик в отдельных видах работ для иных генеральных подрядчиков.

     В отрасли «Строительство» ООО  «СтройПодряд» выполняет полный комплекс работ, имеет лицензию на производство строительно-монтажных работ в сейсмических зонах. Выступая, как генеральный подрядчик по объектам строительства, привлекает самостоятельно субподрядчиков на отдельные виды работ.

     В общем виде структура управления ООО «СтройПодряд» выглядит следующим образом:

     

     

       

      

Рисунок 2. Структура управления ООО «СтройПодряд» 

     Линейные  подразделения - это подразделения, реализующие основной вид деятельности т.е. ведущие строительно-монтажные  работы и создающие строительную продукцию (в строительных управлениях - это строительные участки, в трестах - строительные управления и т.д.).

     Функциональные  подразделения - это отделы, обеспечивающие нормальное функционирование руководства - бухгалтерия, производственно-технический  отдел, отдел кадров и т.д.

     Вспомогательные производственные подразделения —  это участки или отделы, обеспечивающие нормальную работу линейных подразделений - ремонтные службы, транспортные подразделения  и т.д.

     Анализ  финансовой деятельности компании за 2009 – 2010гг.  проводится по данным финансовой отчетности:

  • бухгалтерского баланса (форма 1)
  • отчёта о прибылях и убытках (форма 2) 

     Бухгалтерский баланс представляет собой перечень имущества предприятия и источников его приобретения на конкретную дату. Имущество предприятия, отраженное в активе баланса делится на оборотные (краткосрочного пользования) активы (I раздел актива баланса) и внеоборотные (долгосрочного пользования) активы (II раздел актива баланса).

     К оборотным активам относятся  ресурсы предприятия, использующиеся в процессе производственного цикла, то есть производственные запасы, товары, хранящиеся на складе, текущая дебиторская задолженность и т.д.

     К внеоборотным активам относятся  основные средства, оборудование предприятия, нематериальные активы, а также долгосрочные финансовые вложения сроком использования более одного года.

     Источники формирования имущества находящегося в активе, отражены в пассиве баланса, который в свою очередь состоит  из трех разделов:

    • краткосрочные обязательства
    • долгосрочные обязательства
    • капитал

     Необходимым звеном в системе рыночной экономики  является институт несостоятельности (банкротства) хозяйственных субъектов. Поэтому особую актуальность приобретает  вопрос оценки структуры баланса, т.к. по неудовлетворительной структуре  баланса принимается решение о несостоятельности предприятия.

     Структура стоимости имущества даёт общее  представление о финансовом положении  предприятия. Она показывает долю каждого  элемента в активах и соотношении  заёмных и собственных средств, покрывающих их в пассивах.

     В процессе функционирования предприятия и величины активов, их структуры претерпевают постоянные изменения. Наиболее общие представления об имевших место, качественных изменениях в структуре средств их источников, можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчётности.

     Вертикальный  анализ показывает структуру средств  предприятий и их источников. Преимущество вертикального анализа по сравнению  с горизонтальным, является использование  в нём относительных показателей, которые в определённой степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчётности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике. Ниже привожу вариант вертикального анализа актива и пассива баланса по трансформированной номенклатуре статей.

      • 2.2 Анализ финансовой  устойчивости 
       

           Финансовая  устойчивость является отражением стабильного  превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия  и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

           Для оценки финансовой устойчивости предприятия  был проведен анализ финансового  состояния ООО «СтройПодряд».

           Коэффициент независимости (автономии) определяется отношением собственного капитала ко всему авансированному капиталу (или к валюте баланса) по следующей формуле:

                                                                                                                                    

           где Кн - коэффициент независимости;

           СК — собственный капитал;

           Вб — валюта баланса, т.е. общая сумма финансирования.

           Чем выше значение коэффициента, тем финансово  более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие. Нормативное значение для данного  показателя равно 0,6.

           2009г.: 1 354 561,69:1 354 809,98 = 0,9998

           2010г.: 1 356 129,77:1 356 138,70 = 0,9999

           Изменение: 0,9999 – 0,9998 = 0,0001

           Коэффициент зависимости показывает насколько активы предприятия финансируются за счет заемных средств. Слишком большая доля заемных средств снижает платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость и соответственно снижает доверие к нему контрагентов и уменьшает вероятность получения кредита. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

                                                                        (5)

           где Кз - коэффициент зависимости;

           ЗК — заемный капитал;

           Вб — авансированный капитал (валюта баланса).

           2009г.: 248,29:1 354 809,98 = 0,018

           2010г.: 8,93:1 356 138,70 = 0,0006

             Изменение: 0,0006 – 0,018 = -0,0174

           Коэффициент финансирования представляет собой отношение собственного капитала к привлеченному капиталу. Коэффициент показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств, а какая — за счет заемных. Ситуация, при которой величина коэффициента финансирования < 1 (большая часть имущества предприятия сформирована за счет заемных средств), может свидетельствовать об опасности неплатежеспособности и нередко затрудняет получение кредита. Рассчитывается по формуле:

            ,                                                             (6)

           где Кф — коэффициент финансирования;

           СК — собственный капитал;

           ЗК  — заемный (привлеченный) капитал.

           Чем выше уровень этого коэффициента, тем для банков и инвесторов надежнее финансирование предприятия.

           2009г.: 1 354 561,69:248,29 = 5 456

           2010г.: 1 356 129,77:8,93 = 151 862

           Изменение: 151 862 – 5 456 = 146 406

           Коэффициент финансовой устойчивости, или, как его еще называют, коэффициент покрытия инвестиций. Он характеризует долю собственных и долгосрочных заемных средств в общем (авансированном) капитале[10].  Определяется по формуле:

                                                               (7)

           где Кфуст - коэффициент финансовой устойчивости;

           Ск - собственный капитал;

           Ко - краткосрочные обязательства;

           До - долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты и займы).

           2009г.: (1 354 561,69+0):1 354 809,98 = 0,9998

           2010г.: (1 356 129,77+0):1 356 138,70 = 0,9999

           Изменение: 0,9999 – 0,9998 = 0,0001

           Определим значения всех коэффициентов для предприятия «СтройПодряд»  по состоянию на начало и на конец отчетного периода – 2009 года. Рассчитанные коэффициенты отобразим в таблице 6. 
       

           Таблица 6 

           Коэффициенты  финансовой устойчивости предприятия  ООО «СтройПодряд» за 2010 год. 

      Показатели На начало 2010 года На конец 2010 года Изменения
      Коэффициент независимости 0,9998 0,9999 0,0001
      Коэффициент зависимости 0,018 0,0006 -0,0174
      Коэффициент финансирования 5 456 151 862 146 406
      Коэффициент финансовой устойчивости 0,9998 0,9999 0,0001

       

           По  данным таблицы 6 можно сделать следующие  выводы: коэффициент независимости  важен как для инвесторов, так  и для кредиторов предприятия, поскольку  он характеризует долю средств, вложенных  собственниками в общую стоимость  имущества предприятия. Значение данного коэффициента более чем удовлетворительное и незначительно повысилось на конец года. Отклонение составило 0,0001%. Данные факты положительно характеризуют финансовую устойчивость предприятия.

           Коэффициент зависимости характеризует зависимость  фирмы от внешних займов. Чем больше показатель, тем больше долгосрочных обязательств у компании и тем рискованнее сложившаяся ситуация, которая может привести к банкротству фирмы. По данным бухгалтерского баланса и расчетам видно, что долгосрочных обязательств у фирмы нет, а значение коэффициента уменьшается на конец года, что соответственно говорит об уменьшении зависимости фирмы.

           Коэффициент финансирования показывает, какая часть  деятельности предприятия финансируется  за счет собственных средств, а какая  за счет заемных. Рост данного показателя на конец 2010 года позволяет говорить о достаточно высокой финансовой устойчивости предприятия и небольшом риске для его кредиторов.

           Коэффициент финансовой устойчивости или стабильности, показывает удельный вес тех источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности длительное время. Ввиду того, что предприятие не пользовалось долгосрочными кредитами, значение коэффициента финансовой устойчивости совпадает с ранее рассчитанным значением коэффициента независимости.

           Рассчитанные  коэффициенты независимости и финансовой устойчивости свидетельствуют о  достаточно высоком значении этого  показателя на конец года, что составляет 99,9% валюты баланса. Большая часть  имущества предприятия на конец  года формируется за счет собственных источников. Рост значения этих коэффициентов показывает, что риск предприятия почти нулевой; реализовав незначительную часть имущества, предприятие может погасить свои текущие обязательства.

           Таким образом, анализируя показатели финансовой устойчивости и  показатели ликвидности, можно сделать вывод, что истинное финансовое положение предприятия стабильно.

           Финансовое  положение предприятия находится  в непосредственной зависимости  от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Этим характеризуется деловая активность предприятия.

           Исходная  информация для расчетов показателей  деловой активности по  ООО «СтройПодряд»  за 2009 и 2010 года представлена в таблице 7. 
       
       
       
       
       
       

      Таблица 7 

           Исходная  информация для расчетов показателей оборачиваемости по ООО «СтройПодряд» за 2009 и 2010 года.

           тыс. руб                                                                                                                           

      Показатели 2009г. 2010г. Изменения
      Доход от реализации продукции и неосновной деятельности без НДС 4 256,90 9 141,93 4 885,03
      Административные  расходы (себестоимость по предприятию) 3 990,21 7 303,16 3 312,95
      Доход от обычной деятельности до налогообложения 266,69 1 834,77 1 568,08
      Доход от обычной деятельности после налогообложения 266,69 1 834,77 1 568,08
      Средняя стоимость совокупных активов 698 834,99 1 355 474,34 656 639,35
      Средняя стоимость текущих активов 6 812,85 763,10 -6 049,75
       

       

           Средняя величина(стоимость) активов (совокупных или текущих) по данным баланса определяется по формуле:

                                                                                (8)

           где СВа средняя величина активов

           Ан - величина активов на начало периода

           Ак – величина активов на конец периода

           Средняя стоимость совокупных активов:

           2009г.: (42 860,02+1 354 809,98):2 = 698 834,99

           2010г.: (1 354 809,98+1 356 138,70):2 = 1 355 474,34

           Изменение: 1 355 474,34 – 698 834,99 = 656 639,35

           Средняя стоимость текущих активов:

           2009г.: (12 967,63+658,07):2 = 6 812,85

           2010г.: (658,07+868,13):2 = 763,10

           Изменение: 763,10 – 6 812,86 = -6 049,35

           Как видно из таблицы 7, показатели доходов  на предприятии за 2010 год повысились по сравнению с 2009 годом больше, чем  вдвое, что положительно характеризует эффективность деятельности предприятия, но также повысилась себестоимость по предприятию (расходы).

           Средняя стоимость совокупных активов предприятия  увеличилась на 656 639,35, что положительно характеризует динамику имущественного состояния предприятия.

           Коэффициенты  оборачиваемости (деловой активности) рассчитываются как отношение дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой сумме  отдельных элементов капитала или  активов, скорость оборота которых  изучается.

           Коэффициенты оборачиваемости активов характеризуют эффективность использования активов.

           Коэффициент оборачиваемости  совокупных активов предприятия принято рассчитывать с помощью формулы:

                                                                             (9)

           где Коса – коэффициент оборачиваемости совокупных активов;

           ВРП – выручка (доход) от реализации продукции (работ, услуг);

           СВа – средняя величина активов предприятия.

           2009г.: 4 256,90:698 834,99 = 0,0060

           2010г.: 9 141,93:1 355 474,34 = 0,0067

           Изменение: 0,0067 – 0,0060 = 0,0007

           Коэффициент оборачиваемости текущих активов - характеризует эффективность использования активов с точки зрения объема продаж. Определяется как:

                                                                         (10)

           где Кота – коэффициент оборачиваемости текущих активов;

           ВРП – выручка (доход) от реализации продукции (работ, услуг);

           СВта – средняя величина текущих активов предприятия.

           2009г.: 4 256,90:6 812,85 = 0,62

           2010г.: 9 141,93:763,10 = 11,98

           Изменение: 11,98 – 0,62 = 11,36

           Продолжительность одного оборота в  днях - показывает средний срок, за который возвращаются в хозяйственный оборот денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции[10].

           Определяется  по формуле:

                                                                                                   (11)

           где До – продолжительность одного оборота в днях;

           СВа – средняя величина активов предприятия;

          n – число дней в периоде (для упрощения расчетов считают что в году 360 дней)

           ВРП – выручка (доход) от реализации продукции (работ, услуг)

           До (для совокупных активов):

           2009г.: (698 834,99×360):4 256,90 = 59 099

           2010г.: (1 355 474,34×360):9 141,93 = 53 377

           Изменение: 53 377 – 59 099 = -5 722

           До (для текущих активов):

           2009г.: (6 812,85×360):4 256,90 = 576

           2010г.: (763,10×360):9 141,93 = 30

           Изменение: 30 – 576 = -546

           Динамику  изменения показателей оборачиваемости  активов 2010 года по сравнению с 2009 годом  отобразим в таблице 8. 

      Таблица 8

           Показатели  оборачиваемости активов за 2009 – 2010гг. 

      Наименование  показателей 2009 год 2010 год Изменения
      Коэффициент оборачиваемости совокупных активов 0,0060 раз 0,0067 раз 0,0007
      Коэффициент оборачиваемости текущих активов 0,62 раза 11,98 раз 11,36
      Продолжительность 1 оборота совокупных активов (в днях) 59 099 53 377 -5 722
      Продолжительность 1 оборота текущих активов (в днях) 576 30 -546

       

           Как видно из таблицы 8, продолжительность  оборота текущих активов уменьшилась  на 546 дней, то есть средства, вложенные в анализируемом периоде в текущие активы, проходят полный цикл и снова принимают денежную форму на 546 дней меньше, чем в предыдущем периоде.

           Продолжительность оборота совокупных активов также  уменьшилась на 5 722 дня.

           Повышение оборачиваемости активов положительно характеризует деловую активность предприятия, хотя оборачиваемость совокупных активов все же низкая, ввиду того, что активы в основном представлены основными средства, т.е. долгосрочными активами. Необходимо более рационально распределить структуру активов предприятия, увеличить объем денежных средств для продолжения производственно-хозяйственной деятельности, хотя бы на уровне прошлого года.

    • Глава 3. ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

           Основные  мероприятия по повышению платежеспособности предприятия при определенной финансовой поддержке:

        • переход на предоставление новых услуг, повышение их качества;
        • повышения эффективности маркетинга;
        • снижение общих затрат;
        • повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда реализации краткосрочных финансовых вложений;
        • другие мероприятия.

           В условия экономического спада особое значение приобретает  антикризисное  управление, основанное на:

      1. выявлении возникающих проблем, их ранжировании;
      2. формировании подходов к решению проблем.
      3. Выявление возникающих проблем и их ранжирование

           Проблемы  необходимо рассматривать комплексно, начиная от источников возникновения  проблем и кончая подходами к  их решению. Источником возникновения  большинства проблем, с которыми столкнулись казахстанские предприятия, являются глобальные и казахстанские изменения. Эти изменения настолько фундаментальны, что предприятие оказывается не в силах на них воздействовать. Предприятию остается лишь понять требования рынка и адаптироваться к ним.

      1. Формирование подходов к решению проблем.

           Стоящие перед предприятиями проблемы –  это:

      • поиск партнеров;
      • формирование эффективного производства, оказания услуг;
      • обеспечение социальной вовлеченности служащих в производственные процессы;
      • формирование творческого характера труда;
      • получение полезных синергетических эффектов (полезный эффект взаимодействия подсистем предприятия);
      • полнота реализации миссии.

           Приведенная классификация обладает тем свойством, что проблемы высших уровней начинают проявляться только после решения проблем предыдущих уровней.

           Рассмотрим  подробнее предложенные ранее классификации  проблемы и возможности их решения.

           Поиск партнеров.

           При привлечении партнеров могут  быть использованы две стратегии:

      • поиск постоянных, надежных и проверенных партнеров;
      • поиск партнеров, наиболее благоприятных при данной конъюнктуре рынка;

           Первая  стратегия позволяет экономить  на транзакционных издержках по поиску и проверке надежности партнеров, в  том числе на юридической проработке договоров, потерях от неисполнения партнерами своих обязательств. Так как проверенные надежные партнеры закрепили свою репутацию в прошлом.

           Вторая  стратегия позволяет работать с  партнером, предлагающим лучшие условия. Оборотной стороной стратегии служат возможные потери в случае неисполнения партнерами своих обязательств. Так как никто не может гарантировать надежность нового непроверенного партнера.

           Политика  привлечения  партнеров строится на основе:

        1. Экономического стимулирования работы по привлечению партнеров. Без достаточного экономического стимулирования работы по привлечению партнеров работники предприятия будут наблюдать за этой проблемой как сторонние наблюдатели.
        2. Экономических прав подразделений. Экономические права подразделений позволят им самостоятельно заняться поиском партнеров, что существенно снижает стоимость упущенных возможностей.
        3. Интеграции (способ оформления отношений партнеров). Интеграция позволяет закрепить отношения с партнерами, снизив риски понести издержки вследствие некорректного поведения партнеров, а также ухода старых и поиска новых партнеров.

           Проблема  форматирования эффективного бизнеса включает:

        • эффективное использование имеющихся возможностей;
        • эффективный поиск новых возможностей.

           Проблема  эффективного использования уже  имеющихся возможностей решается при  помощи рациональной организации производственного процесса. Меры по рациональной организации производственного процесса охватывают использование: вертикальной организационной структуры, вертикальной интеграции.

           Вертикальная  организационная структура –  организационная структура, предполагающая основанные на формальной иерархии отношения.

           Горизонтальная  организационная структура –  организационная структура, предполагающая отношения, основанные в существенной мере на неформальных связях, например на общих интересах, целях, проблемах. Она рассчитана на лиц одного ранга, поэтому формальный приказ со стороны одного сотрудника другому невозможен.

           Интеграция  вдоль производственного цикла  позволяет получить экономию на транзакционных издержках. Вертикальной организационной  структуре наиболее адекватны вертикальная интеграция.

           Эффективное использование возможностей опирается  на:

        1. Горизонтальную организацию структур. Горизонтальная организация структуры позволяет компании обрабатывать большой объем информации путем вовлечения сотрудников в процессе формирования решений.
        2. Горизонтальную интеграцию. Горизонтальная интеграция позволяет переходить на тот или иной вид параллельной продукции в зависимости от конъюнктуры рынка.
        3. Адаптацию к изменениям и поиску новых возможностей.
        4. Конкуренцию качеством. Конкуренция качеством и сервисом рассчитана на чувствительных  к качеству  покупателей. Этот тип конкуренции применяется на рынках науко- и технологически емкой продукции. На рынке продукции конечного потребления  этот тип конкуренции характерен для технологически развитых стран с хорошей оплатой труда.
        5. Конкуренцию ценой. Конкуренция ценой рассчитана на наиболее чувствительных к цене покупателей и требует вертикальных организационной структуры и интеграции с целью экономии издержек.
        6. Аккумулирование опыта. Аккумулированным опытом называются приобретенные в процессе производства знания, навыки, методы, опыт. Аккумулированный опыт позволяет производить продукцию, затрачивая меньшее количество ресурсов.

           Обеспечение социальной вовлеченности  служащих в производственные процессы.

           Социальная  вовлеченность служащих позволяет  вовлечь сотрудников в процесс  производства, решить часть проблем, возникающих вследствие инертности и формальности вертикальных организационных  структур, ускорить процесс аккумулирования опыта.

           Существенную  роль в формировании социальной вовлеченности  сотрудников играют экономические  подразделения, позволяющие привязать  компенсацию сотрудников к благосостоянию подразделений и к вкладу сотрудников  в это благосостояние.

           Социальная  вовлеченность служащих делает фирму более устойчивой во время кризиса.

           Формирование  творческого характера  труда.

           По  мере ужесточения конкуренции все  большее значение приобретают различные  премии и монопольные ренты, которым  обладает предприятие. Премия – дополнительный доход вследствие наличия некоторого конкурентного преимущества. Монопольная рента - дополнительный доход вследствие наличия некоторого исключительного, монопольного положения.

           Так, предприятие, выпускающее товары повышенных качеств и надежности, может поднять цену и получать дополнительную надбавку за качество – премию за качество. Предприятие, имеющее собственный источник дешевых ресурсов, имеет дополнительный доход вследствие их меньшей себестоимости.

           Развитие  рынка приводит к тому, что все  виды монопольных рент начинают учитываться в цене. Премия за аккумулированный опыт, выражаемая в меньшей себестоимости продукции, становится одним из важнейших факторов конкуренции.

           Творческий  характер труда служащих позволяет  ускорить процесс накопления знаний и умений.

           Получение полезных синергетических  эффектов.

           Современное предприятие является сложной самоорганизующейся системой. Связано это с тем, что  в условиях рыночной экономики предприятие  должно предугадывать и следовать  изменениям рыночной конъюнктуры. В настоящее время многие предприятия имеют клиентов как в государственном, так и в коммерческом секторе. Ориентация на синергетические эффекты между выполнением госзаказа и удовлетворением коммерческого спроса позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества: меньшую себестоимость и лучшее качество продукции.

           Выпуская  смежные виды продукции, предприятие  также может получать синергетические  эффекты, например, за счет более быстрого аккумулирования знаний, опыта, использования  одного и того же оборудования, одних и тех же каналов продвижения продукции на рынок.

           Полнота реализации миссии.

           Миссия  предприятия – удовлетворение некоторой  потребности: например, миссия ООО «СтройПодряд»  удовлетворение потребности населения  в предоставлении строительных, ремонтно-строительных и арендных услуг. Четкое понимание миссии позволяет формировать портфель ассортимента, стратегически дающий более сильные и длительные полезные синергетические эффекты.

           Формирование  оптимального портфеля товаров и  услуг происходит на основе анализа всех смежных видов продукции и услуг, которые может производить фирма. Оптимальный портфель ассортимента позволяет легко адаптироваться к колебаниям конъюнктуры рынка, сглаживать сезонные колебания, полностью использовать производственный потенциал.

           Для того, чтобы укрепить платежеспособность и ликвидность предприятия нужно:

        • улучшить маркетинг, изучить и сегментировать потребительский рынок;
        • правильно и экономично распределить денежные средства предприятия;
        • стимулировать покупателей продукции к своевременному погашению дебиторской задолженности.

           При выполнении вышеуказанных мероприятий  ООО «СтройПодряд» укрепит свою ликвидность и платежеспособность.

           По  анализу предприятия можно сделать  следующие выводы, что в целом  предприятие имеет устойчивое финансовое положение, и хорошую структуру баланса. Можно посоветовать расширить ассортимент предлагаемых услуг, увеличить основные средства с целью расширения видов деятельности, сократить долгосрочную дебиторскую задолженность, сократить расходы предприятия, чтобы увеличит чистую прибыль. 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

           Данная  работа посвящена изучению оценки финансовой устойчивости предприятия на примере  ООО «СтройПодряд».

           В первой главе работы рассмотрены  теоретические вопросы оценки финансовой устойчивости предприятия. Приведены классификация методов и приемов финансового анализа, а также показатели финансовой устойчивости предприятия.

           Дана  характеристика  и оценка следующим  показателям:

           - структура баланса;

           - ликвидность баланса и его  платежеспособность;

           - финансовая устойчивость;

           - деловая активность;

           - рентабельность;

           - банкротство и риск.

           Основными документами для анализа финансового  состояния были бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет  о движении денежных средств.

           Во  второй главе данной пректа произведен анализ финансовой устойчивости ООО «СтройПодряд.

           Движение  денежных средств на предприятии  происходило только по текущей деятельности, основным источником их прихода явилась  выручка от реализации товаров, работ  и услуг. Отрицательным фактом в  движении денежных средств является снижение денежных средств в разрезе 2 лет.

           В третьей главе данной работы рассмотрены  пути обеспечения финансовой устойчивости ООО «СтройПодряд». По итогам  проведенной  работы можно сделать вывод о  приоритете перехода финансами на основе анализа финансовой устойчивости с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночных условий  и поиска путей их достижения.

           Главная цель коммерческого предприятия  в современных условиях - получение  максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

           Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом.

           Основным  видом деятельности ООО «СтройПодряд»  является строительство, ремонтно–строительные  работы и сдача в аренду основных средств. В отрасли «Строительство»  ООО «СтройПодряд» выполняет  полный комплекс работ, имеет лицензию на производство строительно-монтажных работ в сейсмических зонах. Выступая, как генеральный подрядчик по объектам строительства, привлекает самостоятельно субподрядчиков на отдельные виды работ. За 2009 – 2010 гг. ООО «СтройПодряд» не сроило новых зданий и сооружений, а преимущественно сдавало в аренду уже имеющиеся в наличии основные фонды (административное здание с офисами).

           Рассчитанные  коэффициенты финансовой устойчивости позволяют сделать вывод о  том, что ООО «СтройПодряд» является стабильно финансово устойчивым строительным предприятием и его финансовое положение и конкурентоспособность укрепляются год от года.

           Анализируемое предприятие ООО «СтройПодряд» для получения чистого дохода в размере 1834,77 тысяч руб при величине выручки от реализации 9141,93 тысяч руб предприятие задействовало в отчетном году текущие активы в размере 763,1 тысяч тенге (в среднем).

           Руководству предприятия можно посоветовать увеличивать рыночную и деловую  активность, тем более что имеющиеся  ресурсы основательны и риска нет ввиду отсутствия возможности банкротства.

           Исследования  показали, что деятельность предприятия  финансируется за счет собственных  средств. Налицо тенденция к росту  финансовой устойчивости фирмы.

           Чем прибыльнее фирма, чем стабильнее её доход, тем большим становится её вклад в социальную  сферу государства,  в её экономический потенциал, наконец тем лучше живут люди, работающие на таком предприятии.

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

           
      1. Абрамов А. Е.  Основы анализа финансовой, хозяйственной  и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч.  М.: Экономика и финансы АКДИ, 1994-96 .
      2. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000 г. – с.256
      3. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1994.
      4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2001 г. – с.656: ил.
      5. Болдырев В.О. О современных методах финансового анализа. // Бизнес и банки. – 1998 г. - № 6.
      6. Ефимова О. В. Финансовый анализ - М: Бухгалтерский учет, 1996.
      7. Ковалев В. В.  Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика,1996.
      8. Ковалев  В.В. Финансовый анализ. -  М.: Финансы и статистика, 2000 г. - с.512: ил.
      9. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2000г. – с.768: ил.
      10. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: 2000 г. – с.510
      11. Моляков Д. С.  Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 1996.
      12. Попов В.М. Финансовый бизнес-план: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000 г. – с. 480
      13. Торговое дело: экономика и организация. /Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 1997 г.
      14. Управление инвестиционным проектом. Опыт IBM. Пер. с англ. -  М.: ИНФРА-М, 1995.
      15. Холт Роберт Н.  Основы финансового менеджмента. - Пер. с англ. - М.:  Дело, 1993.
      16. Хеддевик К.  Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, 1996.
      17. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: «ИНФРА-М», 2000 г. – с.208
      18. Финансовый анализ деятельности фирмы.  Москва  Ист-сервис  2002.
      19. Под ред. Е.В. Кузнецовой Финансовое управление компаний. – М.: Фонд “Правовая культура”, 1995 г.
      20. Под ред. Г.Б. Поляка Финансовый менеджмент. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997 г.
      21. Под ред. В.И. Терехина Финансовое управление фирмой. – М.: Экономика,1998 г.
      22. Хорнгрен Т., Форстер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 1996 г.
      23. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1995 г.
      24. Е. Ю. Ремизова, Е. С. Султанова МСФО. Учет и отчетность. М: Омега-Л, 2010 г., 136 стр.
      25. Материалы сайта www.unilib.org
      26. Материалы сайта www.finanalis.ru
      27. Материалы сайта www.finance-and-business.ru
      28. Материалы сайта www.cfin.ru
      29. Материалы сайта www.glossary.ru
      30. Материалы сайта www.investorov.net


    Информация о работе Обеспечение финансовой устойчивости предприятия