Основные методы предупреждения кризисов и банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Новеллой нового закона о несостоятельности (банкротстве) можно назвать специальную вторую главу, предусматривающую предупреждение банкротства, где указано, что все субъекты и органы исполнительной власти "обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций" (п.1 ст.26 Закона).
Характер и целеустремленность предупредительных мер определяется знанием динамики, структуры и причин банкротства в целом по стране, в регионах юридических лиц различных организационно-правовых форм и граждан. Это зависит от распространенности и динамики отдельных видов банкротств и типов процедур банкротства.

Содержание

Введение 3
1. Общие понятия и типология кризисов 4
2. Основные методы предупреждения банкротства 7
2.1 Диагностика финансового состояния предприятия 7
2.2 Формирование антикризисных стратегий 16
2.3 Деструкция и финансовое оздоровление 19
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 40.56 Кб (Скачать файл)

1) определяется удельный  вес продукции, выпускаемой по  государственному или муниципальному  заказу;

2) анализируется структура  выпускаемой продукции.

2. Анализ состава и структуры выпускаемой продукции. В состав товарной продукции включаются: основная продукция; работы промышленного характера; товары народного потребления; прочая продукция.

Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов  продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции характеризует устойчивое состояние производства. Снижение удельного  веса основных видов продукции является индикатором спада производства.

3. Анализ конкурентоспособности продукции. Резкое снижение объемов выпускаемой продукции становится одной из главных причин неплатежеспособности российских предприятий.

Однако снижение объемов  продукции объясняется и низкими  конкурентными качествами продукции. Поэтому анализ конкурентоспособности  продукции должен дополнить оценку состояния производства и реализации продукции. Предприятие, производящее неконкурентоспособную продукцию, обречено на снижение выручки от реализации, рост дебиторской задолженности, приводящие к хронической неплатежеспособности предприятия, а, следовательно, к угрозе банкротства. Платежеспособность предприятия  находится в прямой зависимости  от спроса на выпускаемую продукцию, определяемого ее конкурентными  преимуществами и соответствием  цен данным преимуществам.

Конкурентоспособность выпускаемой  продукции характеризуется степенью удовлетворения конкретной потребности  по сравнению с лучшей аналогичной  на данном рынке.

Выпуск неконкурентоспособной  продукции часто становится главной  причиной остановки предприятий  и появления цепочек неплатежей.

Оценка конкурентоспособности  и рыночной привлекательности выпускаемой  продукции основывается на анализе: емкости рынка выпускаемой продукции; конкурентоспособности изделий: ассортимента выпускаемой продукции; определения соответствия отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.

Оценка емкости рынка  выпускаемой продукции характеризуется  двумя показателями: общая емкость  рынка продукции; доля предприятия  на рынке выпускаемой продукции.

Анализ конкурентоспособности  продукции основывается на понимании  конкурентоспособности изделия (товара, работы) как совокупности характеристик  данного изделия, отличающих его  от изделий-аналогов предприятий-конкурентов  по степени удовлетворения аналогичных  потребностей покупателя и по уровню затрат на его покупку и последующую  эксплуатацию.

Анализ конкурентоспособности  продукции включает следующие этапы:

а) анализ рыночной ситуации и выбор наиболее конкурентоспособной  продукции в качестве базы для  сравнения. Сравнивать конкурентоспособность  можно по изделиям, входящим в один и тот же класс по техническим  параметрам;

б) определение перечня  групп сравниваемых параметров по товарам-конкурентам;

в) определение значимости (удельного веса) каждого параметра;

г) определение сводного параметрического индекса;

д) определение интегрального  показателя конкурентоспособности.

Сравниваемые параметры  товаров-конкурентов классифицируются по трем группам: технические, экономические, маркетинговые.

К техническим параметрам относятся:

1) показатели, характеризующие  качество товара: назначение; надежность; производительность; безопасность; ремонтопригодность  и т. д.;

2) нормативные показатели, характеризующие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.

К экономическим параметрам относятся: отпускная цена; себестоимость продукции; затраты на эксплуатацию; затраты на установку, консультирование и т.д.

К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия (торговая марка), реклама, организация технического (гарантийного) обслуживания, условия  платежа, сроки поставки и т. д.

В сегодняшних условиях маркетинговые  характеристики играют особую роль. Они  отражают рыночную привлекательность  продаваемой продукции, которая  характеризуется: организацией фирменной  торговой сети; стимулированием продаж путем создания системы скидок; организацией службы сервиса; эффективностью рекламной  компании и т. д.

4. Оценка производственного потенциала предприятия является следующим логическим этапом диагностики экономического состояния является оценка соответствия потребляемых производственных ресурсов объемам выпускаемой продукции. Оцениваются производственный потенциал предприятия, эффективность и возможность его использования в целях финансового оздоровления предприятия.

В составе производственных ресурсов учитываются: персонал, внеоборотные активы, оборотные активы.

Оценка обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами и их использования  должна осуществляться в целях диагностики  социального банкротства, которое  выражается снижением численности, уровнем квалификации работников, заработной платы.

Оценка обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами включает:

- анализ динамики численности  и структуры персонала;

- оценку соотношения темпов  изменения производительности труда  и средней заработной платы.

Снижение численности  персонала - один из индикаторов финансового  кризиса на предприятии.

В процессе оценки необходимо сделать заключение о способности  персонала участвовать в финансовом оздоровлении предприятия.

5. Важнейшим фактором финансовой устойчивости предприятия, являются состав и структура активов, а также выбор стратегии управления ими.

Оценка состояния и  использования внеоборотных активов  производится с целью определения:

- стоимости и структуры  внеоборотных активов;

- финансовой нагрузки  в виде незавершенного капитального  строительства;

- стоимости и структуры  основных средств предприятия  и их динамики;

- доли неиспользуемых  основных средств в сопоставлении  с затратами на их содержание;

- показателей эффективности  использования основных средств.

Источниками информации оценки являются: форма № 1 "Баланс предприятия"; форма № 5

"Приложение к балансу", а также инвентарные карточки, акты приемки (передачи) основных  средств.

В процессе оценки стоимости  и структуры внеоборотных активов  необходимо определить удельный вес  внеоборотных активов в стоимости  имущества; структуру внеоборотных активов по следующим видам:

а) нематериальные активы;

б) основные средства;

в) незавершенное строительство;

г) долгосрочные финансовые вложения

В процессе диагностики определяются:

- финансовая нагрузка  в виде потребности в средствах  на завершение капитального строительства.  Для разработки мероприятий по  финансовому оздоровлению необходимо  оценить степень готовности незавершенных  объектов и неустановленного оборудования, объем средств для завершения строительства, а также возможные варианты использования незавершенного строительства;

- доходность долгосрочных  финансовых вложений предприятия.

Анализ финансового состояния  неплатежеспособных предприятий показывает, что долгосрочные финансовые вложения, как правило, практически неликвидны. Однако дочерние фирмы предприятия, акциями которых владеет предприятие-должник, могут рассматриваться как источник дополнительного финансирования при  реализации мероприятий по восстановлению платежеспособности.

Состояние и движение основных средств предприятия характеризуют  следующие показатели:

а) коэффициент износа основных средств – отношение начисленного износа к первоначальной

стоимости основных средств;

б) коэффициент обновления основных средств;

в) коэффициент выбытия  основных средств.

Основным показателям  эффективности использования средств  является показатель фондоотдачи, который  характеризует объем продукции, полученный с одного рубля основных средств.

Показатель фондоотдачи  часто характеризуют как коэффициент  оборачиваемости основных средств.

На каждом конкретном предприятии  величина оборотных активов, их состав и структура зависят от характера  и сложности производства, длительности производственного цикла, стоимости  сырья и условий его поставки, принятого порядка расчетов и  т. д. В различных отраслях удельный вес оборотных активов в стоимости  имущества неодинаков: на машиностроительных предприятиях он объективно ниже, чем  на предприятиях легкой промышленности.

Анализ стоимости оборотных  активов включает изучение структуры  оборотных активов и ее изменения  с целью оценки их ликвидности. Анализ структуры оборотных активов  осуществляется по следующим видам: производственные запасы; незавершенное  производство; готовая продукция  и товары для перепродажи; товары отгруженные; расходы будущих периодов; дебиторская задолженность; денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

Таким образом, устойчивый выпуск продукции, обеспеченность производственными  ресурсами, наличие внутренних резервов повышения эффективности использования  производственных ресурсов свидетельствуют  о возможности применения методов  финансового оздоровления.

Спад производства, признаки социального банкротства (низкий уровень  заработной платы, снижение численности, в том числе квалифицированного персонала), высокая степень износа основных средств, низкая ликвидность  оборотных средств - любой из этих взаимосвязанных факторов может  стать причиной неплатежеспособности предприятия.

Неплатежеспособность проявляется  в таком размещении и использовании  финансовых ресурсов, при котором  предприятие не может погасить свои обязательства перед кредиторами. Поэтому необходимо определить влияние  показателей, характеризующих экономическое  состояние предприятия, на размещение и эффективность использования  финансовых ресурсов.

Повышение оборачиваемости  запасов свидетельствует о повышении  эффективности управления запасами, подъеме производственной активности предприятия. Снижение оборачиваемости  запасов позволяет сделать вывод  о накоплении запасов предприятия. Необходимо сравнить длительность оборота (срок хранения) производственных запасов  и готовой продукции.

Снижение оборачиваемости  производственных запасов может  свидетельствовать как о "затухании" производства, так и о "замораживании" части средств в производственных запасах ради спасения производства от инфляционных процессов, снижения риска не поставки сырья, материалов, комплектующих изделий.

Снижение оборачиваемости  готовой продукции свидетельствует  о проблемах предприятия со сбытом продукции, неэффективности или  отсутствии маркетинговой политики.

Комплексная диагностика  экономического состояния предприятия, проводимая на основе предложенных показателей  и методов, позволит оценить производственный потенциал предприятия.

 

2.2 Формирование  антикризисных стратегий

Формирование и реализация стратегии антикризисного управления предприятия предполагает разработку комплексной системы адаптивных мер, сокращающих стратегический разрыв между состоянием реальной среды  и потенциалом организации и  обеспечивает ее вывод из кризисного состояния.

В общем смысле «кризис  предприятия» означает процесс, который  ставит под угрозу существование  предприятия. Теория циклического развития разработана для воспроизводственного процесса в целом. На предприятии  при правильной организации управления «кризиса» можно избежать. Это  подтверждается и российской практикой, когда в условиях общего кризиса  часть предприятий не только сумела остаться «на плаву», но и обеспечила устойчивый рост объемов, прибыльности производства. Кризисную ситуацию нельзя рассматривать как статическое  состояние. Она представляет собой  процесс развития, который изменяет, разрушает имеющуюся структуру  связей и отношений или вновь  формирует ее. Кризисная ситуация на предприятии является переломным моментом в деятельности предприятия. Кризис предприятия в общем смысле представляет собой ограниченный по времени процесс. Он может быть управляемым  или удерживаемым в определенных границах; находиться как под влиянием внутрифирменных, так и внешних  факторов. Кризисные процессы в зависимости от предприятия, его структуры, инновационного потенциала и т.д. отличаются по продолжительности, интенсивности и имеют последствия различной степени тяжести.

Информация о работе Основные методы предупреждения кризисов и банкротства