Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 16:24, контрольная работа
Одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
В настоящее время рыночной экономике России присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности (банкротству) хозяйствующих субъектов. Предприятия различных организационно-правовых форм оказались в тяжелом экономическом положении.
Если предприятие
признается банкротом, а структура
его баланса –
1) проведение реорганизационных мероприятий для восстановления платежеспособности предприятия;
2) проведение ликвидационных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Диагностика банкротства подразумевает под собой в первую очередь определение объекта анализа. Следует отметить тот факт, что отклонение от нормы коэффициентов не всегда свидетельствует о наличии ситуации банкротства. Кроме того, в некоторых ситуациях банкротство или ликвидация какого-либо предприятия невыгодны кредиторам и государству. Поэтому в законодательстве существует процедура восстановления платежеспособности предприятия.
Вышерассмотренный метод диагностики банкротства является нормативным. Вообще их существует несколько, но внимания заслуживает интегральная оценка. Наиболее распространенным методом в ней является модель Альтмана. Она представляет собой пятифакторную модель, факторами которой являются такие параметры диагностики риска банкротства:
1) отношение рабочего капитала к сумме всех активов предприятия;
2) уровень рентабельности капитала;
3) уровень доходности активов;
4) оборачиваемость капитала;
5) коэффициент отношения суммы собственного капитала к заемному.
В принципе, ни один из этих и других существующих методов не дает стопроцентных результатов. Но благодаря им можно получить хотя бы примерную картину риска банкротства, что тоже является немаловажным.
Диагностика кризисной ситуации является
наравне с методами ее преодоления
незаменимой частью любой управленческой
политики. Она дает данные, которые
можно будет использовать в будущих
периодах, указывает на ошибки и
недостатки существующей производственной
и управленческой системы, выявляет
причины возникновения
В разных литературных источниках встречаются разные системы диагностирования кризиса. Многое зависит от конкретных условий и ситуации.
Наиболее полная система отражает диагностику кризиса в рамках внутренней и внешней среды бизнеса. Такая комплексная оценка позволяет лучше судить об истинных причинах возникновения кризиса, а следовательно, и эффективнее с ними справляться.
Первый этап. Установление объекта анализа.
Установление объекта
Очень важно определить все уровни предприятия, которые оказались на критической отметке. Упущение из виду какого-либо объекта не позволит разработать точный план анализа, вследствие чего будут получены недостоверные выводы.
Второй этап. Определение системы параметров.
Определение системы основных параметров и показателей, по данным которых можно будет судить о состоянии предприятия на данный период. Также на этом этапе определяются методы сбора данных показателей. В настоящее время большинство предприятий оснащены современными электронно-вычислительными программами на основе использования компьютерной техники. Это позволяет значительно сокращать время и усилия сотрудников. Кроме того, благодаря таким программам погрешность составляет меньший процент по сравнению со старыми методами. Если позволяют сроки, то устанавливается возможность проведения аналогии данных отчетного (кризисного) периода с прошлыми периодами. Это поможет выявить уровень отклонения в деятельности предприятия и точнее определить глубину кризиса.
Третий этап. Определение ответственных лиц.
Руководитель предприятия
Помимо этого, руководитель назначает главного специалиста, который следит за ходом исследований, суммирует полученные данные и предоставляет их руководителю.
Четвертый этап. Исследование среды бизнеса.
Как уже отмечалось, факторы возникновения кризисной ситуации могут быть как внутренние, так и внешние. Если данные о внутренней среде свидетельствуют об отсутствии причин внутри предприятия, то исследуется внешняя среда. Во многих организациях с целью экономии времени идет одновременная оценка внутренних и внешних факторов. Однако это требует больших усилий и, как правило, затрат.
Выявление причин кризиса дает намного больший объем информации, чем это может показаться на первый взгляд. Здесь речь идет в первую очередь о макро– и микросреде бизнеса. Часто кризис возникает по причине неудовлетворительной управленческой политики, плохой организации взаимосвязей между отделами и т. д.
Пятый этап. Обоснование выводов.
На этом этапе обрабатывается вся полученная информация. Часто устраиваются переговоры, на которых обсуждается текущее состояние предприятия. Определяются первоочередные направления и задачи. Распространенным явлением стало создание временной команды для решения той или иной проблемы: в ее состав, как правило, входят сотрудники, специализирующиеся по текущей проблеме.
Шестой этап. Разработка плана и выбор стратегии.
Этот этап является заключительным.
План составляется на основе работы всех
предыдущих этапов. В этом периоде
определяются основные меры и методы
преодоления сложившейся
Для диагностики состояния
Это независимые аудиторы, маркетологи, исследователи и т. д. К их помощи прибегают в том случае, если ощущается недостаток собственных специалистов или если затруднительно определить предмет исследования. Обычно такая практика «приглашения» используется более молодыми предприятиями в силу неопытности. Однако и крупные фирмы прибегают к услугам специалистов.
3.Профилактика банкротства
в управлении предприятием
Под антикризисным управлением деятельностью
предприятия понимается управление, которое
направлено на вывод предприятия из возникшей
кризисной ситуации, а также предотвращение
ее в будущем. Высший уровень этого творчества
проявляется в умении разрабатывать и
своевременно применять профилактические меры против
несостоятельности предприятия. Они представляют
собой процесс постоянных и последовательных
инноваций во всех звеньях и областях
деятельности предприятия.
Опыт показывает, что суть разработки
и применения профилактических мер сводится
к следующему. В каждый конкретный момент
развития предприятия определяется набор
задач, решение которых необходимо для
достижения поставленных перед ним стратегических
целей. Все задачи нужно разделить на две
группы: имеющие способ решения и не имеющие
его.
Задачи 1-й группы включаются в соответствующие
планы развития деятельности предприятия.
Задачи 2-й группы переходят в разряд проблем.
Их решение сводится к поиску новых подходов,
методов и технологий, требует реформ
в организации деятельности. Из всех проблем
выбирают ключевые. Ключевые проблемы – это такие проблемы, без решения которых
цель стратегического развития предприятия
не может быть достигнута, поэтому их называют
еще стратегически важными проблемами.
Разрешение ключевых проблем возможно
в двух направлениях: с помощью применения
мер постепенного улучшения состояния
предприятия и посредством реформирования
его деятельности. Исходя из выбранной
стратегии формулируются соответствующие
политика и технология антикризисного
менеджмента.
Технология управления по результатам включает
в себя следующие мероприятия:
· определение условий введения мер по
антикризисному менеджменту;
· составление перечня наиболее пагубных
для предприятия проблем;
· формулирование целей, на которые должны
быть направлены усилия по организации
работы по антикризисному менеджменту;
· разработка прогнозной структуры баланса
предприятия и порядка перехода к ней
в процессе антикризисного менеджмента;
· распределение обязанностей и сфер ответственности
среди представителей руководящего звена
предприятия;
· расчет минимально допустимых потребностей
в ресурсах всех видов для обеспечения
эффективного функционирования предприятия
в условиях кризиса;
· организация информационных потоков
, обслуживающих систему антикризисного
менеджмента;
· выработка методов проведения антикризисных
процедур и контроль за их реализацией;
· анализ возможных проблем по основным
направлениям деятельности предприятия,
вероятность возникновения которых высока,
и разработка предупредительных мер по
их решению;
· разработка примерных сценариев антикризисного
менеджмента для наиболее вероятных условий
возникновения кризиса;
· выработка критериев активизации или
ослабления антикризисного менеджмента;
· достижение необходимой скорости принятия
чрезвычайных мер;
· повышение качества исполнительной дисциплины;
· формирование антикризисных механизмов,
обеспечивающих реализацию плана финансового
оздоровления;
· определение даты окончания действия
чрезвычайных мер.
Для успешной реализации профилактических
мер на предприятии необходимо соблюдение
следующих условий:
· формирование у руководящего звена определенного
уровня знаний и практических навыков
финансового менеджмента;
· разработка эффективных стратегических
бизнес-планов развития предприятий, объединенных
в комплексную программу экономического
развития региона;
· создание регионального центра обучения,
экспертизы и консультирования;
· оснащение ведущих предприятий региона
передовыми программными продуктами.
Бескризисное функционирование предприятия
в условиях неопределенности рыночной
конъюнктуры требует мгновенной реакции
руководителя при появлении любого негативного симптома
в состоянии подведомственного ему хозяйствующего
субъекта. С этой целью разумно иметь банк
мер, рекомендуемых к применению в конкретных
обстоятельствах.
Все профилактические меры по степени
их важности и в зависимости от требуемой
срочности их проведения можно объединить
в три группы: косметические, экстренные
и чрезвычайные. Среди таких мер могут
быть следующие:
· инновационное реформирование, т.е. повышение
восприимчивости деятельности предприятия
к использованию инноваций и привлечение
инвестиций под прибыльные проекты ;
· умелое проведение стратегического и
финансового менеджмента;
· факторинг – уступка банку или факторинговой
компании права на истребование дебиторской
задолженности; договор-цессия, по которому
предприятие уступает свое требование
к дебиторам банку в качестве обеспечения
возврата кредита;
· лизинг;
· сокращение расходов на содержание объектов
жилсоцкультбыта или передача их в муниципальную
собственность;
· прекращение убыточных видов деятельности;
· непрерывное обучение руководящего состава
предприятия;
· реструктуризация предприятия;
· консолидация как период постреструктуризации;
· повышение конкурентоспособности продукции;
· управление запасами при минимуме оборотных
средств;
· сокращение производственного цикла
и цикла обращения;
· электронизация ведения бизнеса и мн.
др.
Заключение
В заключение следует отметить,
что одной из категорий рыночного
хозяйствования является банкротство
(несостоятельность) хозяйствующих
субъектов. Вся жесткость рыночного
механизма объясняется тем, что
банкротство предприятий и
Банкротство – стало фактом в России.
С одной стороны банкротство – крах, гибель
предприятия. Но с другой стороны – это
толчок к изменению в лучшую сторону, возможность возрождения с учетом прошлых ошибок. Процедуры, используемые в качестве
необходимых для вывода предприятия из кризисного
состояния устанавливаются законодательно.
В зависимости от особенностей функционирования
предприятий, их места в сложившейся системе
хозяйственных связей, роли, которую они
играют в региональном хозяйственном
комплексе и в соответствующей отрасли,
могут быть предложены различные процедуры:
продажа предприятия целиком; преобразование его в акционерное
общество и продажа контрольного пакета
на инвестиционных торгах, коммерческом
аукционе или конкурсе; применение процедур
внешнего управления; продажа на инвестиционных
торгах с одновременной реструктуризацией
капитала; диверсификация производств;
ликвидация предприятия как юридического
лица возможным сохранением имеющих самостоятельное
значение активов предприятия путем продажи
их единым имущественным лотом в процессе
конкурсного производства; реструктуризация
в рамках санации на основе негосударственных
средств.
Опыт работы Федерального управления
по делам о несостоятельности (банкротстве)
показывает, что в случае своевременного
и грамотного применения процедур банкротства
в отношении предприятий-должников удается
достичь снижения кредиторской задолженности,
в том числе и по задолженности предприятия
своим работникам по заработной плате.
Список литературы
Информация о работе Основные подходы к установлению фактов банкротства предприятия