Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:28, контрольная работа
Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают.
Можно выделить и другие не менее значимые причины, побуждающие коммерческие банки к реорганизации бизнеса. К числу таких причин следует отнести глобализацию экономики, ужесточение требований органов надзора во всем мире к капитальной базе кредитных институтов и оценке ее достаточности, амбициозность намерений собственников, побуждающих менеджмент проводить агрессивную политику, направленную на завоевание конкурентных преимуществ. Эти и другие причины дают импульс развитию процессов, связанных с реорганизацией.
Одним из побудительных мотивов слияний и поглощений в банковской сфере является ужесточение требований органов надзора к выполнению требований к достаточности капитала.
Сделки, совершаемые на банковском рынке в форме слияний или присоединений, в международной практике и в России подлежат обязательному регулированию как в части соблюдения равноправной конкуренции, так в части их юридического оформления.
В нашей стране реорганизация кредитных организаций в форме слияния и присоединения осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственной регистрации юридических лиц", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), "О банках и банковской деятельности", Инструкцией Банка России "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" № 75-И; организаций, находящихся в процессе реорганизации,- с учетом норм Положения № 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения", Инструкцией Банка России № 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации", учредительными документами банка и нормативными актами Федеральной антимонопольной службы.
К сожалению, в российском законодательстве понятие "реорганизация" не раскрывается, в нормативных актах выделены лишь формы ее проведения. Например, в ГК РФ, федеральных законах и инструкциях Банка России есть указания на то, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Согласно законодательству реорганизация кредитной организации в форме слияния или присоединения рассматривается в качестве меры предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Очевидно, что такая реорганизация может не только проводиться как принудительная мера воздействия со стороны органа надзора, но и осуществляться по инициативе собственников коммерческого банка, о чем свидетельствуют международный опыт и российская практика. Под реорганизацией следует понимать изменение структуры организации при сохранении направленности ее развития.
В банковской системе реорганизация - это изменение организационной структуры и юридического статуса коммерческого банка при условии сохранения выполняемых им функций и операций.
В России реорганизация кредитных организаций проходит, как правило, в форме присоединения, хотя законодательством предусмотрены и иные формы. В зарубежной практике наряду с термином "слияние" используется термин "поглощение", указывающий на недружественный, насильственный характер реорганизации.
В Федеральном законе "Об акционерных обществах" определено, что под слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением деятельности последних.
Присоединение - это прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу - присоединяющему.
Другими словами, при слиянии оба банка перестают быть юридическими лицами, на их базе создается новая организация; при присоединении один из банков сохраняет свой юридический статус.
При реорганизации в форме слияния юридические лица считаются реорганизованными с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
С правовой точки зрения слияние двух и более юридических лиц представляет собой такой процесс взаимоотношений между ними, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. С точки зрения организационно-экономической и применительно к банковскому сектору это будет означать появление нового банка вместо двух или более ранее зарегистрированных и лицензированных банков, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новый банк должен пройти государственную регистрацию и лицензирование.
В отличие от этого присоединение одного или нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому лицу (присоединяющему) означает: с правовой точки зрения - переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; с организационно-экономической точки зрения применительно к банковскому сектору - аннулирование лицензии присоединяемого банка (банков) и его (их) ликвидация как самостоятельного юридического лица (лиц) и одновременно сохранение присоединившего банка с его перерегистрацией (в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии.
С экономической (финансовой) точки зрения суть слияния банков и присоединения банка к другому банку одинакова - укрупнение банков в форме централизации банковских капиталов (данный процесс часто называют концентрацией капитала, но это неверное употребление термина).
К общим процедурным характеристикам процессов реорганизации банков можно отнести следующие положения.
1. При реорганизации, предполагающей создание нового банка (банков), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ему (им) новой лицензии. При этом он принимает во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные банки. К новому банку обычные для вновь создаваемых банков требования к размеру уставного капитала не предъявляются.
В Положении Банка России № 12 обозначены следующие основные этапы реорганизации банков в форме слияния или присоединения:
Нормативные требования к содержанию перечисленных стадий следующие.
Подготовка договора о слиянии или присоединении. При подготовке договора должны быть решены следующие вопросы:
Ø порядок и условия слияния или присоединения;
Ø порядок конвертации долей уставного капитала каждого банка в доли уставного капитала нового банка;
Ø права владельцев долей капитала реорганизующихся банков;
Ø порядок возникновения новых обязательств, сторонами которых могут выступать реорганизующиеся банки, до создания (согласования изменений и дополнений в устав) нового банка;
Ø дата составления списка участников реорганизуемых банков, имеющих право участвовать в общем совместном собрании участников нового банка;
Ø открытие филиалов нового банка на основе реорганизованных банков.
Уведомление территориального учреждения (учреждений) Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении.
Уполномоченный на то орган управления банка не позднее, чем за 30 дней до проведения общего собрания участников банка, на котором предполагается принять решение о его реорганизации, уведомляет территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения о предстоящей реорганизации и о предполагаемом месте нахождения нового банка, а также о месте и времени проведения общего собрания участников. К уведомлению прилагаются:
Ø проект договора о слиянии или присоединении;
Ø проект бизнес-плана нового банка, содержащий обоснование возможности будущего банка соблюдать пруденциальные нормы деятельности, структуру управления и внутреннего контроля, информацию о предполагаемых руководителях банка, оценку стоимости активов и пассивов реорганизующихся банков;
Ø проекты передаточных актов, составленные на основе балансов каждого из банков (за исключением присоединяющего банка), которые должны содержать положение о правопреемстве по обязательствам в отношении их кредиторов и должников, а также перечень имущества, относящегося к основным средствам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и другим видам ценностей, которые будут передаваться новому банку;
Ø проект устава (при слиянии) или проект изменений и дополнений в устав (при присоединении) нового банка;
Ø проект сводного баланса нового банка на последнюю отчетную (месячную) дату с расшифровками взаимных обязательств и взаимного участия в капитале банков, а также расчет экономических нормативов.
В день проведения заседания уполномоченного органа управления банка, действующего в форме открытого АО, на котором принято решение о проведении общего собрания участников банка по вопросу о реорганизации, в территориальное учреждение Банка России направляются по 2 копии протокола заседания указанного органа, списка участников заседания и проекта решения о соотношении номиналов конвертируемых при реорганизации акций (если проект данного решения не включен в протокол).
После получения указанного уведомления территориальное учреждение Банка России может провести в реорганизующемся банке внеплановую проверку для оценки его реального финансового состояния.
Рабочее совещание представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков.
Территориальное учреждение Банка России, по месту предполагаемого нахождения будущего нового банка не позднее 7 рабочих дней после получения уведомления о предстоящей реорганизации банков и прилагаемых документов направляет в советы этих банков и в территориальные учреждения Банка России по месту их нахождения уведомление о созыве рабочего совещания представителей всех заинтересованных сторон. Совещание проводится не позднее 3 недель с момента получения уведомления о предстоящей реорганизации банков. На нем обсуждаются цели реорганизации, способы и сроки их достижения.
Общие собрания участников реорганизующихся банков. Общее собрание участников каждого банка проводится в соответствии с законодательством и его учредительными документами. В протоколе собрания участников каждого из банков, представляемом в территориальное учреждение Банка России, должны быть определены следующие вопросы: