Порядок заключения, структура и содержание коллективного трудового договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

С развитием и изменением экономической и социальной жизни общества роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись. В условиях становления и развития рынка труда в современных условиях и новых по своему характеру общественных связях в современной России происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнёрского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
1.1 Генезис коллективного трудового договора в российском трудовом праве
1.2 Понятие и значение коллективного договора
1.3 Функции коллективного договора
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
2.1 Стороны коллективного договора
2.2 Механизм заключения коллективного договора
2.3 Структура и содержание коллективного трудового договора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика контр. раб..doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

     2.2 Механизм заключения коллективного договора 

     Исходя  из вышесказанного, можно сформировать несколько вариантов заключения коллективного договора.

     Вариант 1. В организации действует одна первичная профсоюзная организация, объединяющая в своих рядах более половины работников.

     Такая первичная организация обладает исключительным правом на представительство интересов работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением. Это соответствует международным стандартам в сфере труда. Согласно Рекомендации № 91 Международной организации труда (1951), коллективный договор должен заключаться представительными организациями трудящихся и лишь при отсутствии таких организаций – иными представителями работников.

     Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют  право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ). Это можно сделать путем обращения в профком с соответствующим заявлением или на общем собрании (конференции).

     Подчеркнем, что Трудовой кодекс устанавливает  право работников, не являющихся членами  профсоюза, уполномочить профком на представительство их интересов  во взаимоотношениях с работодателем, а не обязанность профкома собирать подобные полномочия. Работники, не являющиеся членами профсоюза, получают гарантию защиты своих интересов при ведении коллективных переговоров, при решении различных вопросов социально-трудовых отношений в организации. Взамен они могут добровольно участвовать в формировании финансовой основы деятельности профсоюзной организации. Согласно ст. 377 ТК РФ, в организациях, в которых заключены коллективные договоры, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из их заработной платы на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами.

     Профком первичной организации, объединяющей большинство работников, может не учитывать в процессе коллективных переговоров мнения и пожелания непрофсоюзного меньшинства, не уполномочившего его представлять свои интересы. Заключенный профкомом коллективный договор будет распространяться на всех работников, однако содержание этого правового акта в значительной мере зависит от позиции профсоюзных представителей на переговорах.

     Вариант 2. В организации отсутствует профсоюз или действует одна первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников.

     В этом случае в организации проводится общее собрание (конференция) работников, на котором они поручают представление своих интересов профсоюзной организации (если она есть) либо иному представителю (ст. 31 ТК РФ). Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих, а конференция – если на ней присутствует не менее 2/3 избранных делегатов (ст. 399 ТК РФ). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции) (ст. 410 ТК РФ).

     Работники на общем собрании (конференции) могут  избрать представительный орган для ведения коллективных переговоров и осуществления других форм социального партнерства в организации или поручить выступать от своего имени уже имеющемуся в организации представительному органу. В отличие от Закона о коллективных договорах и соглашениях, разрешавшего представлять интересы работников только органам общественной самодеятельности, Трудовой кодекс позволяет избирать для этой деятельности отдельных работников. Это удобно для небольших организаций, которые, как показывают исследования, в ряде случаев поступали так и раньше. Например, в ходе проведенного автором изучения московских коллективных договоров, заключенных на 1998-2000 годы, в выборке оказались девять организаций, где интересы работников на переговорах представлял один человек [24]. Тогда это не соответствовало нормам законодательства, а теперь является правомерным.

     Наличие иного представителя не может  являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ст. 31 ТК РФ) и использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (п. 1 ст.16 названного закона). А поскольку одним из основных прав профсоюзов является право на ведение коллективных переговоров, даже самая малочисленная первичная профсоюзная организация не может быть исключена из переговорного процесса. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации (п. 3 ст.16 Закона о профсоюзах). Им следует настаивать, чтобы доля участия профсоюзных представителей в этих органах была не меньшей, чем отношение численности членов профсоюза ко всем работникам организации. 

     2.3 Структура и содержание  коллективного трудового  договора 

     Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации и у индивидуального предпринимателя.

     Коллективные  договоры, как об этом свидетельствуют  их анализ и сложившаяся практика, содержит несколько групп вопросов [17]. Об этом же, в принципе, гласит статья 41 ТК РФ.

     К первой группе следует отнести локальные нормы и обязательства, касающиеся важнейших условий труда (заработная плата и ее индексация, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, условия и охрана труда, льготы для отдельных категорий работников и др.).

     Ко  второй группе относятся правовые положения, регулирующие отношения, тесно связанные с трудовыми, представляющие собой определенные гарантии и обязательства со стороны работодателя в плане повышения квалификации, переподготовки, соблюдения интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества, условий высвобождения, отказа от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора и др.

     Третью  группу составляют нормы, регулирующие социальное обслуживание работников (предоставление медицинских услуг, дотации на питание, компенсации транспортных расходов, обеспечение жильем и др.).

     Вопросы социального обеспечения и медицинского страхования работников составляют четвертую группу соответствующих правовых норм.

     Нормы, содержащиеся в коллективных договорах, по их юридической природе правоведы характеризуют как нормы-соглашения [32].

     Необходимо  обратить внимание на то, что обязательственные  условия коллективного договора не предполагают правил поведения общего порядка, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда носят конкретный характер и касаются взаимных обязательств сторон, выполнение которых погашает сами обязательства.

     В коллективные договоры включаются и  информационные положения, которых  нет в действующем законодательстве и подзаконных правовых актах, актах социального партнерства более высокого уровня.

     При необходимости в содержании коллективного  договора должны найти отражение  меры по сохранению действующих рабочих  мест, по подготовке работающих для перемещения на другие вакантные должности, а также к работе по другим специальностям.

     Помимо  этого для сохранения рабочих  мест стороны коллективного договора могут взять на себя следующие обязательства:

     - отказаться от приема на работу  на вакантные места или ограничить  его с целью трудоустройства высвобожденных работников из данной организации или у индивидуального предпринимателя;

     - не производить сверхурочных  работ (или сократить их объем), а также работ в выходные и праздничные дни, если позволяют условия производства, для того чтобы все работники организации или индивидуального предпринимателя были заняты на работе равномерно в установленное рабочее время;

     - предусмотреть возможность перевода  отдельных структурных подразделений на неполный рабочий день, предупредив их об этом в соответствии с требованиями ТК РФ;

     - предусмотреть первоочередное увольнение (с соблюдением требований трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов), временных и сезонных  работников, а также совместителей  и др.

     В заключенных положениях коллективного  договора должны содержаться указания на срок его действия, порядок внесения изменений и дополнений, процедура урегулирования разногласий между сторонами, их ответственность, а также порядок контроля за соблюдением коллективного договора.

     Как утверждает С.В. Ведяшкин, на современном этапе уже нельзя сводить роль локального нормотворчества только к той или иной форме конкретизации норм федерального и республиканского уровней [19]. Практика применения действующего законодательства позволяет более широко трактовать роль и место локального нормотворчества в правовом регулировании труда в современной России. Данная позиция по вопросу правовой природы локальных норм представляется наиболее взвешенной и обоснованной. Тем более что в настоящее время она находит свое подтверждение в действующем законодательстве. Так, более широко возможности локального нормотворчества в организации закреплены в ст. 41 ТК РФ, где, в частности, сказано, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

     - формы, системы и размеры оплаты  труда;

     - выплата пособий, компенсаций;

     - механизм регулирования оплаты  труда с учетом роста цен,  уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

     - занятость, переобучение, условия  высвобождения работников;

     - рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления  и продолжительности отпусков;

     - улучшение условий и охраны  труда работников, в том числе  женщин и молодежи;

     - соблюдение интересов работников  при приватизации организации,  ведомственного жилья;

     - экологическая безопасность и  охрана здоровья работников на  производстве;

     - гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

     - оздоровление и отдых работников и членов их семей;

     - контроль за выполнением коллективного  договора, порядок внесения в  него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение  нормальных условий деятельности представителей работников;

     - отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.

     Приведенный перечень вопросов, по которым могут  приниматься обязательства сторон коллективного договора, не носит  исчерпывающий характер. Это значит, что с учетом экономических возможностей организации в договор могут включаться и другие положения, устанавливающие лучшие условия труда по сравнению с нормами федерального и регионального уровней.

     Признаются  недействительными только такие  условия договоров о труде, в  том числе содержащиеся в коллективном договоре и иных локальных актах, которые ухудшают положение работников по сравнению с действующим федеральным и региональным (в субъектах Федерации) законодательством о труде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     С вступлением в силу Трудового  кодекса РФ, правовые нормы, регулирующие действие коллективного договора, претерпели заметные изменения.

     Во-первых, если раньше коллективный договор заключался на срок от одного года до трех лет (ст. 14 Закона о коллективных договорах и соглашениях), то теперь указание на минимальный срок его действия в законодательстве отсутствует. Таким образом, стало возможным появление колдоговоров, действующих непродолжительное время - например, квартал или полугодие. Максимальный срок, на который можно заключить этот правовой акт, остался прежним - три года.

Информация о работе Порядок заключения, структура и содержание коллективного трудового договора