Содержание
Введение…
Глава 1. Предмет и функции антикризисного
управления..
Глава 2. Методы антикризисного
управления …
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Антикризисное
управление стало одним из самых "популярных"
терминов в деловой жизни России. Однако
его содержание расплывчато. В литературе
не фиксируются признаки отличия антикризисного
и обычного управления. Внимание, как правило,
акцентируют не на "лечении" кризиса,
а на мерах по его недопущению и механизме
банкротства. Поскольку на достижение
этой цели направлена вся управленческая
теория и практика, особое содержание
антикризисного управления не понятно.
Создается впечатление, что единственным
обоснованием существования термина являются
правительственные постановления, создавшие
институт антикризисных управляющих:
антикризисное управление – это то, чем
занимаются антикризисные управляющие.
Однако, анализируя
опыт реорганизации предприятий, почерпнутый
в ходе консультационной деятельности,
можно прийти к выводу, что антикризисное
управление может и должно обрести свою
"нишу" в управленческой теории и
практике.
Необходимо лишь
корректно определить его отличие от управления
в обычном режиме. Путь к этому, лежит через
уточнение понятия "кризис предприятия".
Глава 1. Предмет и функции антикризисного
управления.
Любая социально-экономическая
система развивается циклично, меняется
соотношение управляемых и неуправляемых
процессов, изменяются человек, его потребности
и интересы. В любой момент существует
опасность кризиса, даже тогда, когда кризис
не наблюдается, когда его фактически
нет. Поэтому управление социально-экономической
системой в определенной мере должно быть
всегда антикризисным.
Предметом антикризисного управления является
система отношений, возникающая по поводу
экономического кризиса. АУ исследует
условия возникновения, специфику и формы
проявления, этапы и динамику развития,
периодичность появления и меры по ликвидации
последствий экономических кризисов на
различных уровнях хозяйствования. При
этом объектом исследования могут являться
не только малые экономические системы,
как это принято в теории и на практике
развития антикризисного управления,
но и большие экономические системы.
Термин антикризисное управление
или имеет неоднозначное значение. В одних
случаях под ним понимают управление организацией
в условиях общего кризиса экономики,
в други – управление организацией, в
предверии банкротства, в третьих же связывают
понятие антикризисное управление с деятельностью
антикризисных управляющих в рамках судебных
процедур банкротства.
По нашему мнению, наиболее
верным является системный подход к антикризисному
управлению, когда оно рассматривается
как целый комплекс определенных мероприятий.
Исходя из этого, мы приводим в нашей работе
следующее определение антикризисного
управления:
«Антикризисное управление
– это управление в условиях риска и предотвращение
банкротства организации; это система
управленческих мер по диагностике, предупреждению,
нейтрализации и преодолению кризисных
явлений и их причин на всех уровнях экономики.»
Любое управление в определенной
мере должно быть антикризисным или становится
антикризисным по мере вступления организации
в полосу кризисного развития. Игнорирование
этого положения имеет отрицательные
последствия, а его учет способствует
безболезненному прохождению кризисных
ситуаций.
Суть антикризисного управления
выражается в следующих положениях:
- кризисы можно предвидеть,
ожидать и вызывать;
- кризисы в определенной
мере можно ускорять, предварять,
отодвигать;
- к кризисам можно и
необходимо готовиться;
- кризисы можно смягчать;
- управление в условиях
кризиса требует особых подходов,
специальных знаний, опыта и искусства;
- кризисные процессы могут
быть до определенного предела
управляемыми;
- управление процессами
выхода из кризиса способно
ускорять эти процессы и минимизировать
их последствия.
Кризиcы различны, и управление
ими также может быть различным. Это многообразие
проявляется в системе и процессах управления
(алгоритмах разработки управленческих
решений) и особенно в механизме управления.
Не все средства воздействия дают необходимый
эффект в предкризисной ситуации.
Рассмотрим более подробно
каждый элемент антикризисного управления.
Так, для преодоления кризисного
состояния необходима система антикризисного
управления – это система методов предварительной
диагностики и возможной защиты организации
от банкротства. Данная система предусматривает
реализацию следующих этапов исследования:
- периодическое исследование
финансового состояния предприятия
с целью раннего обнаружения признаков
его кризисного развития, вызывающих угрозу
банкротства;
- определение масштабов
кризисного состояния предприятия;
- изучение основных факторов,
обусловивших кризисное развитие
предприятия;
- формирование целей и
основных механизмов антикризисного
управления предприятием при
угрозе банкротства;
- внедрение внутренних
механизмов финансовой стабилизации
предприятия;
- выбор эффективных форм
санации;
- финансовое обеспечение
ликвидационных процедур при
банкротстве предприятия.
Далее рассмотрим следующий
элемент нашей схемы – это механизмы антикризисного
управления. Механизм антикризисного
управления – это совокупность и методов
воздействия на деятельность людей, способствующих
развитию инициативы, улучшению ориентации
и оптимизму в критических ситуациях,
интеграции по ценностям профессионализма,
коллективизма. Механизм управления, характеризующий
средства воздействия имеет свои особенности
так как не всегда обычные cредства воздействия
дают необходимый эффект в предкризисной
или кризисной ситуации.
Процессы антикризисного управления
также имеют свои особенности:
- мобильность и динамичность
в использовании ресурсов, проведении
изменений и преобразований, реализации
инновационных программ;
- осуществление программно-целевых
подходов в технологиях разработки
и реализации управленческих
решений;
- повышенная чувствительность
к фактору времени в процессах
управления, осуществлению своевременных
действий по динамике ситуаций;
- усиление внимания к
предварительным и последующим
оценкам управленческих решений
и выбору альтернатив поведения
и деятельности;
- использование антикризисного
критерия качества управленческих
решений при их разработке
и реализации.
Все это в совокупности должно
найти отражение в стиле управления, который
надо понимать не только как характеристику
деятельности менеджера, но и как обобщенную
характеристику всего управления. Стиль
антикризисного управления должен характеризоваться
профессиональным доверием, целеустремленностью,
исследовательским подходом, самоорганизацией,
принятием ответственности.
Таким образом, антикризисное
управление – это диагностика причин
возникновения кризисных ситуаций в экономике
и финансах предприятия; комплексный анализ
финансово-экономического состояния предприятия
для установления методов его финансового
оздоровления; бизнес-планирование финансового
оздоровления предприятия; выработка
процедур антикризисного управления и
контроль за их проведением. Проблема
антикризисного управления несостоятельным
предприятием вытекает из самой природы
проводимых в стране экономических реформ.
Воздействие на предприятие с помощью
института банкротства позволяет перестроить
не только работу самого предприятия,
но и улучшить финансово-экономический
климат других хозяйствующих субъектов,
снизить объем неплатежей.
Глава 2. Методы антикризисного
управления
Актуальной проблемой является
выбор методов и процедур антикризисного
управления.
Процедуры, применяемые
к предприятиям-должникам, можно разделить
на две группы: реорганизационные и ликвидационные.
К реорганизационным процедурам относятся:
внешнее управление имуществом предприятия-должника;
досудебная санация.
Реорганизационные процедуры
применяются с целью сохранения предприятия-должника
и обеспечения его вывода из неплатежеспособного
состояния.
К ликвидационным
процедурам относятся: принудительная
ликвидация предприятия-должника по решению
арбитражного суда; добровольная ликвидация
несостоятельного предприятия под контролем
кредиторов. Ликвидация несостоятельных
предприятий осуществляется в процессе
конкурсного производства, при котором
определяется конкурсная масса — стоимость
ликвидируемого имущества должника, распределяемая
между кредиторами в порядке очередности.
Ликвидационные
процедуры ведут к прекращению деятельности
предприятия, поэтому они отражают содержание
банкротства в узком смысле. Наблюдение
— процедура банкротства, применяемая
к должнику с момента принятия арбитражным
судом заявления о признании должника
банкротом до момента, определяемого в
соответствии с законом в целях обеспечения
сохранности имущества должника и проведения
анализа его финансового состояния. Введение
наблюдения не является основанием для
отстранения руководителя предприятия-должника
и иных органов управления должника, которые
продолжают осуществлять свои полномочия
с ограничениями. Внешнее управление (судебная
санация) — процедура банкротства, применяемая
к должнику в целях восстановления его
платежеспособности с передачей полномочий
по управлению предприятием внешнему
управляющему.
Внешнее управление
имуществом должника состоит в назначении
арбитражным судом специального управляющего,
если есть основания полагать, что причиной
тяжелого финансового положения предприятия-должника
является неудовлетворительное управление,
и имеется реальная возможность восстановить
платежеспособность должника с целью
продолжения его деятельности путем осуществления
соответствующих организационных и экономических
мероприятий. Если цель внешнего управления
достигнута и платежеспособность восстановлена,
то арбитражный суд на основании отчета
внешнего управляющего может прекратить
процедуру банкротства; в противном случае
— либо продлить внешнее управление, либо
начать конкурсное производство.
Конкурсное производство
— процедура банкротства, применяемая
к должнику, признанному банкротом, в целях
соразмерного удовлетворения требований
кредиторов. Конкурсное производство
имеет целью: соразмерно удовлетворить
требования кредиторов и объявить должника
свободным от долгов; охранить стороны
от неправомерных действий по отношению
друг к другу. Конкурсное производство
осуществляет конкурсный управляющий.
Он распоряжается имуществом банкрота,
формирует конкурсную массу, взимает дебиторскую
задолженность, оценивает финансовое
состояние должника, управляет банкротом
и пр., имеет право обжаловать в арбитражном
суде сделки банкрота, заключенные в последние
шесть месяцев, предшествовавших объявлению
предприятия банкротом. В процессе конкурсного
производства конкурсная масса продается
на аукционной основе. Полученные средства
используются в порядке очередности, предусмотренной
Гражданским кодексом Российской Федерации.
Самостоятельная
санация. Речь идет о таком контроле за
уровнем эффективности менеджмента, который
не позволяет переходить рубежные значения
финансово-экономических показателей.
Ухудшение рубежных показателей ведет
к установлению уровня эффективности
хозяйствования, который признан неудовлетворительным.
Следствием такого развития внутриэкономических
процессов становится разрушение субъекта
хозяйствования. Важнейшей особенностью
этого периода является то, что контроль
за мерой эффективности хозяйствования
лежит на менеджере (генеральном директоре)
предприятия. Более того, вывести предприятие
из ухудшившегося экономического состояния
менеджер должен за счет как повышения
эффективности управления организацией,
так и за счет привлечения дополнительных
финансовых ресурсов, отсрочки платежей,
уменьшения дебиторской задолженности.
По сути, это задачи любого руководителя,
стремящегося не допустить кризисных
режимов работы предприятия как низкоэффективных
и порождающих новые организационные,
экономические и социальные проблемы.
Досудебная
санация - это внешняя по отношению к менеджеру
(генеральному директору), акционерам
и кредиторам поддержка. Внешней стороной
выступает арбитражный суд. Его действия
направлены на восстановление предприятия.
Главным способом восстановления платежеспособности
предприятия является помощь в поиске
компромиссов между претензиями акционеров,
инвесторов и менеджера, а также способов
привлечения дополнительных финансовых
ресурсов для предприятия-должника. При
этом должен быть достигнут главный показатель
ликвидности, обеспеченности собственными
средствами — удовлетворительная структура
баланса. Арбитражный суд создает условия
для того, чтобы заинтересованные лица
могли прийти к компромиссу.
Судебная санация
- это внешняя по отношению к предприятию
мера. Данное воздействие арбитражный
суд вводит в форме, установленной нормами
закона. Это прежде всего помощь руководителю
и только затем замена его на специального
(внешнего) управляющего. Цель действий
арбитражного суда и назначенного им управляющего
— добиться восстановления платежеспособности
предприятия-должника. Главным критерием
выступает уровень удовлетворительности
структуры баланса.
Банкротство
- это внешнее воздействие на должника
с целью соразмерного удовлетворения
требований кредиторов и изъятие хозяйствующего
субъекта из экономической жизни. На данном
этапе развития кризисных процессов на
предприятии задачу восстановления платежеспособности
решить уже невозможно. Банкротство —
это форма преодоления проблемы, при которой
текущие задачи решаются за счет перспективных,
причем как за счет средств кредиторов,
так и за счет средств акционеров.