Примеры проведения антикризисного управления и профилактических программ финансового оздоровления предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы базируется на том, что возникающие кризисы отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, при этом она подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как, внешние факторы, определяемые воздействием общих циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития. Следовательно, выработка собственной антикризисной политики это не только комплекс мероприятий по урегулированию кризиса, но и целенаправленная индивидуальная программа финансового оздоровления предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Классификация и причины организационных кризисов
1.2 Задачи антикризисного управления
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Санация (финансовое оздоровление) предприятия как понятие
2.2 Классическая модель финансовой санации
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА САНАЦИИ. КОНТРОЛИНГ И ЕГО РОЛЬ В САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Разработка плана санации
3.2 Сущность и основные задачи финансового контролинга
3.3 Примеры проведения антикризисного управления и профилактических программ финансового оздоровления предприятий
3.3.1 Смоделированные ситуации, способные применить антикризисное управление
3.3.2 Реальные факты по проведению мер санации и банкротства предприятий
3.3 Примеры проведения антикризисного управления и профилактических программ финансового оздоровления предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным  судом и вступает в силу только после такого утверждения. Для этого  арбитражный управляющий суда подает в хозяйственный суд заявление об утверждении мирового соглашения в течение пяти дней со дня его заключения.

Существует два  случая, когда хозяйственный суд  имеет право отказать в утверждении  мирового соглашения, а именно: при  нарушении порядка заключения мирового соглашения, установленного Законом; если условия мирового соглашения противоречат законодательству.

Утверждение хозяйственным  судом мирового соглашения является основанием для прекращения дела о банкротстве.

С одной стороны, процедура банкротства является достаточно эффективным инструментом для восстановления платежеспособности предприятия, которая во многих случаях позволяет достаточно успешно избавиться от долгов и фактически начать работу без долгов и обязательств, не растеряв при этом активы предприятия после проведения кредиторами исполнительного производства против должника, а также сохранив за собой контроль над предприятием. Более того, проведение такой процедуры во многих случаях является также достаточно выгодным и для кредиторов (в том числе государства). Как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве, в случае ликвидации предприятия государство получает в среднем 15 – 30% причитающихся ему налогов (обязательных платежей). Что касается кредиторов следующих очередей, их требования, как правило, удовлетворяются даже в меньшем объеме. Это объективно связано с отсутствием рынка на «старое» оборудование и производственные активы, а следовательно, с незначительными денежными поступлениями в результате реализации ликвидационной массы на открытом рынке.

С другой стороны, наиболее действующим способом предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация, т.е. его финансовое оздоровление (восстановление платежеспособности) и как следствие увеличение капитала, прибыли, расширение рынков сбыта, повышение конкурентоспособности продукции в долгосрочном периоде.

 

3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА САНАЦИИ. КОНТРОЛИНГ  И ЕГО РОЛЬ В САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1 Разработка  плана санации

План финансового  оздоровления разрабатывают, как правило, финансовые и контролинговые службы предприятия, независимые аудиторские и консалтинговые фирмы. Необходимость привлечения внешних консультантов во время разработки плана обусловлена тремя основными причинами:

1)   затратами рабочего времени, необходимого для разработки плана;

2)   потребностью в соответствующих знаниях и опыте;

3)   потребностью в объективности.

Для разработки плана  санации используют весь методический и функциональный арсенал контролинга. При этом следует руководствоваться  следующими принципами:

1)   завершенность – учет всех наиболее важных обстоятельств дела (все позиции плана должны базироваться на целиком проверенных данных);

2)   содержательность – рассмотрение только тех обстоятельств, которые относятся к процессу санации;

3)   правильность – правдивое освещение проблематики кризиса с отображением всех предпосылок и беспрерывной логической цепочки аргументов;

4)   ясность – правдивое и однозначное освещение и отображение информации;

5)   объективность – четкая граница между фактическими данными, собственным взглядом контролера и выводами.

Планирование охватывает финансовые, производственные и трудовые ресурсы предприятия, процессы хозяйственной  деятельности. Общая структурно-логическая схема плана санации может  иметь вид:

 

Рисунок 3.1 Структурно-логическая схема санации[9]

 

Введение  содержит общую характеристику объекта  планирования. Здесь приводятся сведения о правовой форме организации  бизнеса, форме собственности, организационной  структуре, сфере деятельности, а  также краткая историческая справка  о развитии предприятия. Кроме того определяется цель составления плана, его заказчик и методы разработки.

Первый  раздел отображает исходную ситуацию на предприятии. Оценка внешних условий, в которых функционирует предприятие, является основой стратегического  планирования и включает в себя изучение общих политико-экономических тенденций, анализ отрасли и рыночного сегмента. Во время изучения общей политико-экономической ситуации учитывается развитие экономики в целом, демографическая ситуация, технологические новации, изменение политической среды. Соответствующая оценка дает возможность выяснить возможности адаптировать стратегию развития предприятия к изменениям в общественно-политической жизни страны.

Анализ  финансово-хозяйственного положения  охватывает два аспекта: производственно-хозяйственную деятельность и финансовое положение. Приводятся данные о фактическом финансовом и имущественном положении предприятия (фактический объем реализации, величина прибыли или убытка, уровень задолженности, коэффициенты платежеспособности, ликвидности, финансового левериджа).

Анализ  причин финансового кризиса и  слабых сторон заключается в систематизации и оценке определенных факторов и  их влиянии на финансово-хозяйственную  деятельность предприятия. Цель такого анализа – локализировать и устранить указанные факторы. Симптомы кризиса выявляются в результате анализа слабых сторон предприятия, которые могут проявляться в таких сферах как привлечение капитала, рынок, персонал, законодательство.

Существующий потенциал. Здесь характеризуются сильные  стороны предприятия, его возможные шансы на существующий потенциал в кадровой, производственной, технологической, маркетинговой и других сферах. Потенциал развития предприятия характеризуется следующими главными факторами:

1)   финансовое обеспечение и возможности привлечения дополнительного капитала;

2)   существование квалифицированного персонала;

3)   существование надежных и дешевых источников поставки сырья и материалов;

4)   существование рынков сбыта продукции;

5)   производственный потенциал;

6)   эффективная организационная структура;

7)   высокое качество менеджмента.

В случае продолжительного финансового кризиса  факторы, которые определяют потенциал  предприятия, постепенно утрачивают силу, то есть позиции предприятия ослабляются. Эффективную санацию можно обеспечить благодаря планомерному развитию и использованию существующего у предприятия потенциала, а также ослаблению факторов, которые ограничивают возможности санации. На основании анализа исходной ситуации приходят к выводу о целесообразности и возможности санации предприятия или о необходимости его ликвидации.

Второй  раздел должен характеризовать стратегические цели санации предприятия, целевые  ориентиры и разработку стратегии. Здесь приводится также оперативная (Crach-) программа, которая отражает мероприятия, направленные на покрытие текущих убытков, восстановление платежеспособности и ликвидности предприятия. Только при условии удачного выполнения этой программы предприятие будет способно реализовать план санации, то есть реализовать мероприятия по восстановлению прибыльности и достижению стратегических конкурентных преимуществ. В каталог санационных мероприятий согласно Crach-программы могут входить:

1)   рефинансирование дебиторской задолженности (форфейтинг, факторинг, обращение в хозяйственный суд);

2)   мобилизация скрытых резервов благодаря продаже отдельных позиций активов;

3)   увеличение и уменьшение уставного капитала;

4)   реструктуризация кредиторской задолженности;

5)   замораживание инвестиционных вложений;

6)   возвратный лизинг;

7)   распродажа по сниженным ценам товаров, спрос на которые низкий.[10]

Третий  раздел включает в себя конкретный план мероприятий по восстановлению прибыльности и конкурентоспособности предприятия в долгосрочном периоде: план маркетинга и оценка рынков сбыта; план производства и капиталовложений; организационный план; финансовый план.

В плане  маркетинга и оценки рынков сбыта  продукции определяются: рыночные факторы, которые влияют на сбыт продукции и вместимость рынка; мотивацию потребителей; степень эластичности спроса на уровень платежеспособности спроса на продукцию предприятия; условия сбыта; отраслевые риски; ситуацию на смежных товарных рынках. Количественная оценка части рынка, принадлежащей предприятию, осуществляется по основным потребителям готовой продукции со ссылкой на текущие объемы реализации и перспективы ее увеличения. Приводится список возможных конкурентов, выясняются их преимущества и недостатки; приводится схема реализации продукции; рассматриваются методы стимулирования реализации и предложения с целью достижения оптимального соотношения реализационной цены и себестоимости. Определяются возможности и пути расширения рынков сбыта. Оценивается деятельность предприятия с точки зрения антимонопольного законодательства.

В плане  производства и капиталовложений приводятся сведения об использовании оборудования, его износ, затраты, связанные с  обновлением (приобретение нового оборудования, ремонт и реконструкция), возможности аренды или лизинга. Дается характеристика производственного процесса, определяются его «узкие» места, коммерческие связи с поставщиками сырья. Конкретные мероприятия по расширению ассортимента продукции и повышению ее качества с целью достижения конкурентных преимуществ. Указывается, какое именно оборудование, техническую документацию, технологию, «ноу-хау» у кого и на каких условиях, в какой срок и на какую сумму необходимо приобрести. На этом основании оценивается потребность в инвестициях. План производства и соответствующих капиталовложений составляется в форме бюджета.

В организационном  плане дается характеристика организационной  структуры предприятия, рассматриваются  возможности реструктуризации (реорганизации) и перепрофилирования, анализируется управленческий и кадровый состав, приводится фактическое количество работающих и вносятся предложения по его уменьшению, намечаются мероприятия по усилению мотивации работников и усовершенствованию организации менеджмента. В случае необходимости выясняются возможности слияния, присоединения или разукрупнения с учетом требований антимонопольного законодательства.

Финансовый  план должен содержать в себе:

1)   прогноз объемов выпуска и реализации продукции;

2)   баланс денежных поступлений и расходов;

3)   сводный баланс активов и пассивов (до начала санации, в отдельные периоды, во время санации и после ее проведения);

4)   анализ путей достижения безубыточности предприятия;

5)   формы и источники мобилизации финансовых ресурсов;

6)   графики освоения, окупаемости и возврата финансовых ресурсов (если они были привлечены на возвратной основе).

В финансовом плане приводится также сумма  расходов на разработку плана санации  и, возможно, проведение санационного аудита. На основании финансового  плана определяется общая потребность предприятия в финансовых ресурсах из внешних источников. Объем внешнего финансирования равен разнице между общей потребностью предприятия в финансовых ресурсах (инвестиции в основные и оборотные средства) и прогнозированной выручкой от реализации отдельных объектов, входящих в активы, продажа которых осуществляется в рамках санации. Полученное значение корректируется на положительный или отрицательный Cash-Flow, который ожидается в период проведения санации.

Четвертый раздел содержит расчет эффективности санации, а также список мероприятий по организации реализации плана и контроля за его выполнением. Детализируются ожидаемые результаты выполнения проекта, а также прогнозируются возможные риски и убытки.

Основные  критерии оценки эффективности санации следующие: ликвидность и платежеспособность; прибыльность; дополнительная стоимость, созданная в результате санации; конкурентные преимущества. Если за основу брать критерий прибыльности, то эффективность санации определяется отношением прогнозированного объема дополнительной прибыли к размеру вложений на проведение санации.

Результаты  санации (кроме преодоления неплатежеспособности и восстановления конкурентоспособности) можно оценить, зная дополнительную прибыль предприятия, то есть разницу  между суммой прибылей после санации и размером прибылей (убытков) до ее проведения. Для более объективной оценки эффективности прогнозируемый объем прибыли приводится к настоящей стоимости. Вложения в проведение санации рассматриваются как инвестиции санатора в предприятие, находящееся в финансовом кризисе, с целью получения прибыли (в абсолютной или относительной форме).

Дополнительная  стоимость, созданная в результате санации, представляет собой абсолютный прирост стоимости активов предприятия, который ожидается в результате реализации плана санации. Она определяется как разница между потенциальной стоимостью предприятия (после проведения санации) и его стоимостью до санации. Потенциальная стоимость определяется при помощи приведенных к настоящей стоимости будущих денежных потоков. Этот метод определения эффективности санации базируется на дисконтировании будущего Cash-Flow. Проблема здесь заключается в точности прогнозирования будущего денежного потока.

Поскольку дополнительная стоимость может  определяться как разница между стоимостью предприятия после санации (за вычетом суммы вновь привлеченного капитала) и ликвидационной стоимостью предприятия, сопоставление указанных величин играет решающую роль в принятии кредиторами решения по акцептированию плана санации или ликвидации предприятия. Эта стоимость предприятия берется во внимание и инвесторами, которые могут финансировать санацию на условиях паевого участия.

3.2 Сущность и основные задачи  финансового контролинга

Одной из причин возникновения кризисной  ситуации на большинстве украинских предприятий является низкий уровень менеджмента. Именно неквалифицированные и ошибочные действия руководства привели большинство субъектов хозяйствования к черте банкротства. Существенным фактором, который обусловливает принятие неправильных управленческих решений, является отсутствие на отечественных предприятиях системы контролинга. Понятие «контролинг» происходит от английского «to control», которое в экономическом понимании обозначает управление, наблюдение, регулирование, контроль. В теории и практике существует много подходов к толкованию содержания контролинга и его функций.

Информация о работе Примеры проведения антикризисного управления и профилактических программ финансового оздоровления предприятий