Различные подходы к антикризисному управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 01:06, реферат

Краткое описание

Цели и задачи: проанализировать различные подходы к данной теме и вывести определение антикризисного управления на уровне предприятия, выявить основные причины кризисных ситуаций, описать критерии принятия решений антикризисным управляющим и правовые основы антикризисного управления, в целом рассмотреть планирование в антикризисном управлении.

Содержание

Введение ..................................................................................................................... 2
Глава I. Сущность и правовые основы антикризисного управления .......... 4
1.1. Определение понятия «кризис». Особенности кризиса на предприятии.......4
1.2. Понятие, цели и содержание антикризисного управления ............................8
1.3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии ................11
Глава II. Оценка и диагностика кризисного финансового состояния предприятия ..........................................14
2.1. Предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия ..................................14
2.2. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации на предприятии с использованием финансовых индикаторов ................. …16
2.4. Разработка системы антикризисных мероприятий ......................................18
Заключение ................................................................................................................ 22
Список использованных источников и литературы ............................................. 25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат готовый по антикризисному регулированию.docx

— 53.49 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение  ..................................................................................................................... 2

Глава I.  Сущность и правовые основы антикризисного управления .......... 4

1.1. Определение понятия «кризис». Особенности кризиса на предприятии.......4

1.2. Понятие, цели и содержание  антикризисного управления  ............................8

1.3. Основные причины возникновения  кризисной ситуации 

       на предприятии  ...................................................................................................11

Глава II.  Оценка и диагностика  кризисного финансового состояния  предприятия  ..................................................................................................................14

2.1. Предварительная оценка масштабов  кризисного финансового 

       состояния предприятия  .....................................................................................14

  2.2. Анализ методик прогнозирования  кризисной ситуации 

        на предприятии  с использованием финансовых  индикаторов ................. …16

2.4. Разработка системы антикризисных  мероприятий   ......................................18

Заключение ................................................................................................................ 22

Список использованных источников и литературы  ............................................. 25

 

 

Введение

Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления  это реформирование российской экономики  и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани  банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой, по аналогии с  теорией дарвина, выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует "окружающей среде", должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий  постоянно принимать решения  в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата  различными кризисными ситуациями, результатом  которых может стать несостоятельность  или банкротство.

В России около 80% всех предприятий  по существующим меркам давно следует  считать банкротами, об этом говорит  и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисной политики и финансового  оздоровления предприятия − это  заказ практики, причем потребность  в антикризисном управлении возникает  не только в российской экономике  переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисной политике играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических  элементов финансового обеспечения  предпринимательства, позволяющих  управлять денежными потоками и  находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса.

Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса  являются слишком неблагоприятные  макроэкономические условия: нарушение  традиционных хозяйственных связей, спад спроса, резкие трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, нестабильность финансового  рынка.

Только применение комплекса методов  из различных разделов экономики  может дать сегодня тот необходимый  экономический эффект и вывести  российские предприятия из того кризисного состояния, в котором они находятся.

Цели и  задачи: проанализировать различные подходы к данной теме и вывести определение антикризисного управления на уровне предприятия, выявить основные причины кризисных ситуаций, описать критерии принятия решений антикризисным управляющим и правовые основы антикризисного управления, в целом рассмотреть планирование в антикризисном управлении.

В первой главе вводятся понятие  «кризис» и «антикризисное управление», определяются цели и содержание антикризисного управления. Выделяются также основные принципы, на которых базируется система  антикризисного управления и даётся оценка роли финансового менеджмента  в системе антикризисной политики. В этой же главе анализируются  основные причины кризиса на предприятии, и приводится обзор законодательства, регулирующего действия антикризисного управляющего, перечислены основные направления его действий. Такими направлениями, в частности, являются осуществление мониторинга финансового  состояния предприятия с целью  раннего обнаружения признаков  его кризисного развития, определение  масштабов кризисного состояния  предприятия, а также исследование основных факторов, обуславливающих  кризисное развитие предприятия;

Вторая глава полностью посвящена  вопросам, связанным с выявлением необходимости антикризисного управления − распознаванию и диагностике  неблагополучного финансового состояния  предприятия на ранней стадии кризиса, методик прогнозирования и предупреждения кризисной ситуации на предприятии  с использованием финансовых индикаторов, а также разработке системы антикризисных  мероприятий.  

Глава I. Сущность и правовые основы антикризисного управления

 

1.1. Определение понятия «кризис». Особенности кризиса на предприятии  

Кризис - это не обязательно плохая новость, это просто констатация факта. И если относиться к этому факту как к любому другому, если понимать, что в это сложное и непредсказуемое время, в которое мы живем и работаем, все возможно, в том числе и кризис, который может означать крах для вас и вашего бизнеса, а именно: при соответствующем планировании кризис может обернуться благом для вашей компании. Китайцы уже много веков назад согласились с концепцией о том, что кризис - необязательно зло. По-китайски «кризис» − «вэй- джи», что переводится на европейские языки как комбинация слов «опасность» и «возможность».

Слово "кризис" происходит от греческого слова "crisis", которое означает "приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации".

В xvii-xviii столетиях понятие кризис стало применяться и в отношение к процессам, происходящим в обществе, как то военные, политические кризисы, при этом использовалось почти не измененное значение кризиса, взятое из медицины.

И, наконец, в XIX веке значение перешло в экономику. "Классическое" экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами.

Кризис − это период нестабильности или такого состояния бизнеса, когда  надвигаются серьезные перемены. Причем результат этих перемен может  быть как крайне неблагоприятный, так  и положительный. Как правило, исходные шансы на успех 50x50, однако это соотношение можно исправить с помощью умелого менеджмента.

Каждый, кто может предсказывать  или планировать кризис (или «поворотный  момент», если для вас слово «кризис» все еще имеет ярко выраженный негативный оттенок») в своем бизнесе  априори имеет гораздо более  высокие шансы на успех, чем тот, кто позволяет кризисам застигнуть себя врасплох. Вопреки распространенному  убеждению, кризис не обязательно влечет за собой крах, разорение, банкротство, увольнения. На самом деле, кризис на предприятии просто характеризуется определенной степенью риска и неопределенности.

Понятие "кризис предприятия / кризис на предприятии" описывает  в современной экономической  литературе различные феномены в  жизни предприятия, от просто помех  в функционировании через различные  конфликты вплоть до уничтожения  предприятия. Далее кризис предприятия  можно понимать как незапланированный  и не желаемый, ограниченный по времени  процесс, который в состоянии  существенно помешать или даже сделать  не возможным функционирование предприятия. Вид находящихся под угрозой  основополагающих / концептуальных целей  предприятия и размер этой угрозы определяет силу кризиса.

Таким образом, с практической, бизнес- ориентированной точки зрения, кризис − это любая нестандартная ситуация, в которой возникает риск.

Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия  как экстремальная форма, или  успешное преодоление кризиса.

Промежутки между началом и  завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны  есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны  существуют неожиданно возникающие  кризисные процессы, высокой интенсивности  и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия  и носить характер непреодолимой  катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия. При  кризисе господствует нехватка времени  и решений. Оценка ограниченного  времени для принятия решений  зависит от состояния кризиса  и определяет этим нехватку времени  или срочность решения проблем.

При кризисе важной является проблема управления. Высокая комплексность  управления в условиях кризиса позволяет, с одной стороны, оказывать влияние  на развитие автономных процессов и  охватывает, с другой стороны, специфическую  проблематику руководства: необходимость  его высокого качества и наличие  только двух вариантов конечного результата действий менеджмента, т.е. возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса.

        Стратегический кризис – это когда потенциал развития предприятия, который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно поврежден, исчерпан или нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, к примеру, это упущенное технологическое развитие, или отставание от него, не адекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.

Результативный кризис, или еще возможно его назвать оперативный кризис, описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса/превышения пассивов над активами. Примером причин вызывающих кризис результатов могут являться: потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия, недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать, для повышения доходов потенциал развития предприятия.

При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнении к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса , превышения пассивов над активами.

Кризис в широком смысле, как  смена повышательной тенденции  понижательной − неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Исходя из этого  посыла, любое управление является антикризисным, а содержание и методы эффективного и антикризисного управления не отличаются.

Кризис как непосредственная угроза выживания предприятия. Здесь имеется два аспекта – внешний и внутренний. Внешний заключается в способности предприятия мобилизовать необходимый объем оборотных средств для выполнения своих обязательств перед кредиторами – выплаты и обслуживания долгов. Внутренний – в способности обеспечить объем оборотных средств, требуемых для ведения хозяйственной деятельности. Поддержание величины оборотных средств на соответствующем уровне осуществляется за счет денежных и эквивалентных им ресурсов предприятия. Таким образом, в экономическом смысле кризис означает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной и финансовой потребностей в оборотных средствах. 

 

1.2.  Понятие, цели и содержание  антикризисного управления 

 

Термин “антикризисное управление”, как отмечается в работах  некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся.1 Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.2

Категория антикризисного управления устанавливает понятийную демаркацию одного типа управления от другого. Многозначность экономического, особенно управленческого  понимания этой категории, обусловливается  двойственной природой любого кризиса, который одновременно созидает и  разрушает, т.е. формирует предпосылки  и подготавливает условия для  дальнейшего развития и освобождает  от прежней стратегии бизнеса.

В соответствии с этим, теории, акцентирующие внимание на разрушительной функции кризиса, предлагают воспринимать кризис как ситуацию, остро угрожающую существованию  предприятия. Кризисная ситуация в  таком случае требует немедленного преодоления, локализации последствий  методами антикризисного управления, чтобы сохранить прежде всего  материальную основу для продолжения  хозяйственно-экономической деятельности при остром дефиците оборотных средств.

Теории, рассматривающие  кризис как явление, ориентированное  на ломку старого и развитие нового, воспринимают его позитивно. Поэтому  в основу заложена не борьба с кризисом, а реструктуризация системы, соответствующая  новым отношениям.

Таким образом, устранение  с рынка  обанкротившихся предпринимательских  структур − непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.

Информация о работе Различные подходы к антикризисному управлению