Реформация. Жизнь и деятельность Николая Гусовского, одного из представителей Возрождения и Реформации на Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

В Беларуси реформационные процессы были особенно актуальны, поскольку Люблинская уния 1569 года привела не только к полонизации, но и окатоличиванию значительной части населения белорусских земель. Католическая церковь разжигала религиозную нетерпимость, освящала закрепощение крестьянства, препятствовала развитию национальной культуры земель бывшего великого княжества Литовского. Общественная мысль под воздействием социальных противоречий общества стала сочувствовать реформационному движению, возглавила которое мелкопоместная шляхта. Она видела в реформации возможность протеста против наступления магнатов на мелкое и среднее землевладение. Магнаты, в свою очередь, рассматривали реформацию как средство борьбы со своим главным конкурентом в обществе – духовенством. [1,112]

Содержание

Введение…………………………………….……….…………… 3
1. Понятие реформации………………………………………………………… 3
2. Жизнь и деятельность Николая Гусовского, одного из
представителей Возрождения и Реформации на Беларуси…………………. 4
Заключение……………………………………………………………………… 7

Вложенные файлы: 1 файл

Реформация.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования  Федерации профсоюзов Беларуси

Международный институт трудовых и социальных отношений

 

Витебский филиал

 

               Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

Реформация. Жизнь и деятельность Николая  Гусовского, одного из представителей Возрождения и Реформации на Беларуси.

 

 

 

                                                           

 

                                                                Выполнила студентка группы № 1361

                                                                Лукашова Елизавета Александровна

 

 

 

 

 

 

                                       

                                                  Витебск 2013 г.

                                                           

 

 

 

                                                            Оглавление

                                                                                                                                  Стр.

Введение…………………………………….……….…………… 3

1. Понятие реформации…………………………………………………………    3

2. Жизнь и деятельность Николая Гусовского, одного из

 представителей Возрождения  и Реформации на Беларуси………………….    4       

Заключение………………………………………………………………………    7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформация

Реформация - идейно-политическое течение, связанное с реформированием  места и назначения католической церкви и её духовенства в жизни  общества и государства. Его участники  вели борьбу с римско-католической церковью под религиозными знаменами, что выражалось в распространении  реформационных учений. Реформирование религиозной жизни неизбежно вызывало потребность реформирования и социальной действительности. В этом смысле направленность Реформации и Возрождения совпадает, поэтому часто эти идейные и культурные процессы изучают вместе, как нечто близкое и родственное. Вместе с тем реформационная идеология имеет отличительные особенности. В её основу положен принцип личной веры, означающий отрицание посредничества духовенства между человеком и Богом. Истина может быть постигнута самим человеком через чтение Священного Писания (Библии). Хронологически Реформация более позднее явление, нежели Возрождение. Считается, что началом реформационного движения стали 95 тезисов немецкого мыслителя Лютера, провозглашённые им против католической церкви в 1517 году в городе Виттенберге. В Беларуси распространение реформационного движения началось в середине XIV века. Оно охватило не только верующих-католиков, но также и православных. В протестантизм перешли известнейшие магнатские фамилии ВКЛ – Радзивиллы, Пацы, Сапеги и др.

В Беларуси реформационные процессы были особенно актуальны, поскольку  Люблинская уния 1569 года привела не только к полонизации, но и окатоличиванию значительной части населения белорусских земель. Католическая церковь разжигала религиозную нетерпимость, освящала закрепощение крестьянства, препятствовала развитию национальной культуры земель бывшего великого княжества Литовского. Общественная мысль под воздействием социальных противоречий общества стала сочувствовать реформационному движению, возглавила которое мелкопоместная шляхта. Она видела в реформации возможность протеста против наступления магнатов на мелкое и среднее землевладение. Магнаты, в свою очередь, рассматривали реформацию как средство борьбы со своим главным конкурентом в обществе – духовенством. [1,112]

Жизнь и деятельность Николая Гусовского

Крупнейшим деятелем культуры того времени был поэт Николай Гусовский (1470-1533). Он родился в семье крестьянина-охотника. Получил образование в Беларуси, Вильне, Польше и Италии. В детстве отец приобщил его к профессии охотника, которая воспитала в нём мужество, смелость и выносливость. Наблюдения за жизнью природы обогатили память знаниями о богатстве белорусских лесов и рек, о повадках зверей, о многих явлениях природы. На эти качества обратил внимание один из крупнейших деятелей ВКЛ того времени Эразм Тэлак. С его помощью Гусовский стал советником дипломатической миссии. В 1518 году он в составе миссии направился в Рим, что дало ему возможность познакомиться с достижениями культуры Возрождения. Под влиянием впечатлений он создал своё лучшее произведение  « Carmen de statura feritate ac venatione bisontis » (« Песня о виде, ярости зубра и охоты на него » ). Это выдающееся произведение является своеобразным гимном белорусской земле, её народу. [2,38]

В 1528 в Кракове он издал  поэтический сборник « Песня  про зубра » , который состоял из прозаического посвящения , одноименной поэмы и 11 стихов , написанных преимущественно в римский период . В посвящении, адресованном королеве Боне , поэт просил её взять на себя государственное покровительство над талантливыми и опытными в науке и искусстве людьми . Поэт смог приподняться над узкосословным , кастовым мышлением и выступил как выразитель передовых общественно - политических и эстетических взглядов того времени и популяризатор истории и культуры Беларуси и Литвы на мировой арене , представитель ренессансного реализма. В поэме ярко выраженный патриотический призыв к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов перед угрозой тyрецкого и татарского нашествия , прославление действенной , свободной , гармонично развитой и мужественной личности , идея патриотизма и антивоенный пафос , ренессансно – утопическая концепция гармоничных взаимоотношений человека , общества и природы , межгосударственных отношений . Все части произведения объединены темой судьбы родины , преданности родной земле. Гусовский создал художественно - исторический гимн красоте своей земли. Зубр в поэме - аллегорический образ родного края , символ его бывшей мощи. Большая заслуга Николая в постановке им проблемы охраны природы , бережного отношения к ней, рационального использования и умножения природных богатств родины . Для Николая Гусовского природа - всенародное достояние и источник здоровья , радости , воспитания высоких патриотических и эстетических чувств . Поэт первый в славянской литературе увидел и отразил начало кризиса социально -политического строя Великого княжества Литовского , критиковал социально- классовую политику Польши и Великого княжества Литовского , был выразителем настроений бояр , шляхты и горожан. Внутренняя противоречивость мировоззрения Гусовского в абстрактности его гуманизма , противоречия между верой и знаниями , ортодоксией и вольнодумством , идеализмом и стихийных материализмом . С возмущением поэт писал о страданиях простого народа. С целью морально - этического совершенствования общества , повышения его образованности Н.Гусовский пропагандировал систему латинского европейского образования( «семь свободных наук »).

В войнах поэт видел одну из важнейших причин несчастий человечества , страданий родины и народа. Он призывал прекратить междоусобицы между повелителями христианской Европы , проповедовал равенство народов . Гражданской позицией писателя он считал пробуждение национального сознания своего народа. Николай дал прекрасные образцы гражданской патриотической лирики. Призывал соотечественников задуматься над тяжелым положением родины , осознать , что главный ее бич - это политика владельцев . Певец природы , работы и свободного человека в белорусском и вообще восточноевропеской литературе , Гусовский выразил трогательность и горячую любовь к родной земле.

Ярко показал жизнь  мужественных , трудолюбивых людей , охотников, ратников , пахарей , их рабочую и ратную деятельность , быт и обычаи, идеализировал образ великого князя Витовта . В народной мудрости он видел неисчерпаемый источник поэзии , информации и одну из причин стойкости народного духа . Поэт положил начало взимания народной мудрости белорусов . Он овладел богатством белорусского народного юмора , принципами его обличительного воздействия , выступал против тех , кто считал , что ученая латинская поэзия по своему характеру несовместима с творчеством народа. « Песня про зубра » написана им на классической латыни , но в ней есть признаки живого белорусского языка . Поэзия Николая Гусовского повлияла прямо или опосредованно на становление историографии Великого княжества Литовского , процветание латинской , белорусской , польской и польско-белорусской литературы , на развитие таких жанров в восточноевропейской литературе , как лирика - эпичная, историческая и сатирическая поэма , элегия, эпиграмма.

Николай Гусовский - также автор поэмы « Новая и славная победа над турками в июле месяце » (Краков,1524 ) , созданной им за день по горячим следам событий . Написанная больным , измученным от неустроенности жизни человеком , она удивляет силой художественного осмысления народного подвига. Поэт гордится тем, что победа над турками под Трамбоулем добыта народным ополчением. Это произведение оказало заметное влияние на развитие жанра героической поэмы и хроники в литературе Беларуси , Польши и Литвы .

В краковский период им создана и поэма « Жизнь и подвиги св. Гиацинта » ( 1525 ) . В её посвящении краковскому воеводе Христофору поэт говорит о необходимости « открытия » дел знаменитых людей прошлого для популяризации их жизни. В этом дидактически - религиозном произведении автор проповедовал христианско - гуманистический подвиг как служение народу . В понимании Н.гусовского  Польша и Русь составляют единое целое - славянский регион . Поэтому образ темный гиацинт , деятельность которого проходила в Польше и на Pycи , дорогой сердцу поэта идейной сущностью. Многие строки поэмы - гимн человеческому разуму и духовному величию . Поэма утверждала единство лучших принципов раннехристианской моpaли , идеалов народной этики и ренессансных элементов и отрицала мораль господствующих классов . В этом обнаружились демократизм , народность мировоззрения, публицистичность и гражданское мужество Гусовского. [3,127]

Одной из наиболее важных проблем, которые интересовали Николая, была проблема идеального правителя. Посещая  различные страны, изучая их историю  и современное политическое устройство, Гусовский пытался найти такой эталон политического и государственного деятеля, который должен был стать образцом для подражания. В конечном итоге мыслитель пришёл к выводу, что таким идеальным правителем является великий князь литовский Витовт, отличавшийся от других исторических личностей своей мудростью, справедливостью, честностью и добротой. По мнению Гусовского, который являлся противником захватнических и междоусобных войн, именно Витовт в идеале проявил свои лучшие качества не только в военной сфере, но и в мирной созидательной деятельности.[1,111]

Николай Гусовский видел в народной мудрости неисчерпаемый источник для поэзии. Выступал за творческое освоение белорусами античной литературы, мифологии, латинской культуры, важную роль в улучшении народных нравов отводил искусству и науке. Гусовский – основатель жанра лиро-эпической поэмы в литературе Восточной Европы, создатель ренессансного художественного стиля в литературе Беларуси. [4,289]

 

Список использованной литературы:

1. Беларусоведение : учебное пособие / Л.В. Вонсович. – Минск : ТетраСистемс, 2005. – 111 с.

2. История Беларуси с  древнейших времён до нашего  времени / И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. – Минск : Аверсэв, 1998. – 38 с.

3. Асветнiкi зямлi беларускай, X – пачатак XX ст. / пад рэд. Г.П. Пашкова. – Мiнск : Беларуская энцыклапедыя, 2001. – 127 с.

4. Рэспублiка Беларусь / пад рэд. Г.П. Пашкова. – Мiнск : Беларуская энцыклапедыя, 2006. – 289 с.

 

 


Информация о работе Реформация. Жизнь и деятельность Николая Гусовского, одного из представителей Возрождения и Реформации на Беларуси