Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 17:05, контрольная работа
Рынок трудa как экономическая категория, его особенности и функционально-организационная структура. Принципы государственной политики в области занятости и безработицы. Система подготовки кадров. Система найма, контрактная система. Фонд поддержки безработных. Система переподготовки и переквалификации. Биржи труда. Правовое регулирование занятости.
Ведение……………………………………………………………………….. 3
1. Особенности российского рынка труда………………………………… 4
2. Современное состояние рынка труда, проблемы безработицы………. 10
Заключение…………………………………………………………………… 14
Список использованной литературы……………………………………….. 16
В настоящее время положение на российском рынке труда определяется в первую очередь динамикой предложения труда, т.е. численностью экономически активного населения, спросом на труд, т.е. занятыми в народном хозяйстве и их сбалансированностью, т.е. безработными.
Существенное уменьшение спроса на труд, а также его структурная деградация, проявляющаяся в опережающем спаде в «старых приоритетных отраслях», обусловили массовую безработицу, которая до титла наивысшего уровня в 10,4 млн. человек, или 14,6% от экономически активного населения в феврале 1999 г. Затем общая численность безработицы в России стала сокращаться; в 2002 г. среднегодовая численность составила 5,7 млн. человек, но в конце года и в начале 2003 г. безработица возросла, достигнув в апреле 2003 г. 6,3 млн. человек.
Важным
индикатором безработицы помимо
ее численности выступает
- среднее время поиска работы неуклонно увеличивается: в 2002 г. по сравнению с 1992 г. возросло на 195,4% (8,6 и 4,4 месяца);
- увеличение времени поиска работы происходит вместе с ростом численности безработных (исключением были 1995–1996 гг., когда численность безработных практически оставалась без изменений, а среднее время поиска работы в 1996 г. возросло на 0,8 месяца);
- наивысший уровень безработицы имел место в 1999 г., составив 9094 тыс.;
- в течение 1992–2005 г. минимальная величина среднего времени поиска работы приходится на 1992 г., минимальная – на 1999 г.
Безработица отражает только один момент проблемы занятости населения в стране – общую нехватку рабочих мест. Другие аспекты занятости: низкий доход от занятости, частичное отсутствие работы, низкая производительность труда в сведениях о безработице не отражаются.
Важно отметить, что в России численность занятых, охваченных страхованием по безработице либо другими государственными системами социальной поддержки, невелика. Поэтому лишь незначительная часть безработных может длительное время быть незанятой. В связи с этим трудоспособное население объективно заинтересовано в повышении своей экономической активности.
Существенным индикатором статистики рынка труда является неполная занятость, или скрытая безработица. Выделяют три типа скрытой безработицы:
- излишняя численность работников – скрытая безработица первого типа;
- недоучет части безработных – второй тип скрытой безработицы;
- накопление избыточной численности работников вследствие существенного уменьшения объема производств и сравнительно небольшого сокращения занятых – третий тип скрытой безработицы.
Неполная
занятость непосредственно
Снижение показателей безработицы в 2009 году было связано с развитием экономики, что привело к появлению новых рабочих мест. Официально регистрируемый уровень безработицы в России в 2009 году сократился и достиг 1,5 млн. человек. Но в связи с финансовым кризисом к ноябрю 2010 года по данным Росстата, общее число безработных россиян выросло на 8% по сравнению с ноябрем 2009 года, при этом из них официально зарегистрировались 1,3 миллиона человек, а пособие по безработице получил 1 миллион граждан.
В настоящее время в качестве экстренной меры по быстрому решению проблемы у правительства можно назвать увеличение с 2011 года максимального размера пособий по безработице до 4900 руб. в месяц. Помимо этого, правительство выделит дополнительные ресурсы – от 10 до 50 миллиардов рублей – для службы занятости. Эти деньги предполагается потратить на переквалификацию потерявших работу граждан, организацию общественных работ, строительство инфраструктурных объектов и строительство вообще.
С ростом безработицы напрямую увязана еще одна проблема – проблема трудовой миграции. На 2009 год правительство снизило вдвое квоту на привлечение иностранной рабочей силы. При этом в России сейчас проживают порядка 10 млн. выходцев из стран СНГ. Как известно, большинство из них не имеют ни регистрации, ни официального заработка. В связи с кризисом многие из них уже лишились дохода; согласно пессимистическим прогнозам, в ближайшие полгода на улице окажутся всего около 4 млн. мигрантов. Это чревато и обострением конкуренции на рынке труда между коренным населением и мигрантами, и резким осложнением криминогенной обстановки, о чем уже открыто заговорили представители правоохранительных органов.
Проблемы безработицы в России столь же важны и остры, как и во всем мире. По оценкам МОТ, в мире насчитывается 160 млн. человек полностью безработных. Однако эти данные не отражают реальных масштабов трагедии. Если учесть скрытую безработицу, то масштабы безработицы достигнут 1 млрд. человек. Проблемы безработицы в мире в текущем десятилетии могут еще более обостриться, поскольку потребуется 500 млн. рабочих мест только для того, чтобы обеспечить работой новых участников мирового рынка труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет собой многослойную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на "открытый" и "скрытый".
Рынок труда
в России еще до сих пор функционирует
в условиях независимости института
социального партнерства, который
только зарождается и охватывает
не все уровни. Это крайне затрудняет
выработку политики солидарности и
согласия в вопросах ценообразования,
заработной платы, доходов, налоговой
системы с учетом интересов разных
субъектов рынка труда, существенно
снижает роль этого инструмента
регулирования в становлении
рыночного механизма
Для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда, что же касается биржи труда, то она занимается в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т.п.
Основными
задачами Министерства труда и социального
развития Российской Федерации являются
разработка предложений и реализация
основных направлений и критериев
государственной социальной политики
по решению комплексных проблем
социального развития, народонаселения,
повышению уровня жизни и доходов
населения, развитию социального страхования,
кадрового потенциала, совершенствованию
системы оплаты труда и социального
партнерства, организации пенсионного
обеспечения и социального
Нынешний экономический кризис, поразивший российскую экономику во второй половине 2008 года, нанес сильнейший удар по всем основным сегментам делового сектора российской экономики. Очень сильно от этого пострадал рынок труда, что привело к увеличению числа безработных в стране.
На рубеже 2010-2011 годов государство приняло целый ряд важных решений, связанных с регулированием рынка труда. Одни были разработаны и намечены к принятию еще в период быстрого экономического роста, другие стали непосредственной реакцией на начавшийся кризис. Неожиданно высокая активность, проявленная государством впервые кризисные месяцы, вполне могла изменить привычный ход работы российского рынка труда, направив его реакцию по иному руслу, чем прежде.
Изменение
экономической обстановки в России
и в мире качественно изменит
рынок труда через 15 лет. В 2020 году
компании будут, как никогда, ценить
в работниках интеллект, способность
творить и уживаться в
Список использованных источников