Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 09:42, реферат
В условиях кризиса действенным средством решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство. Идеология этого феномена выработана методом проб и ошибок в ходе борьбы и многократных согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства.
В коллективном договоре могут содержаться
и другие обязательства и условия деятельности
сторон в зависимости от экономических
возможностей. Вместе с тем в него включаются
нормативные положения, если в действующих
законодательных актах содержится прямое
предписание об обязательной закреплении
этих положений в коллективном договоре.
Соглашение —
это правовой акт, регулирующий социально-трудовые
отношения и заключаемый на уровне Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации,
территории, отрасли, профессии. В зависимости
от уровня и сферы регулируемых социально-трудовых
отношений законодательством предусмотрена
возможность заключения различных видов
соглашений.
На федеральном уровне
заключаются:
На региональном уровне -
на уровне субъектов Российской Федерации
— заключаются:
На уровне административно-
Законодательство предусматривает возможность
заключения и других видов соглашений.
По договоренности сторон, участвующих
в переговорах, соглашения могут быть
двусторонними и трехсторонними. Содержание
соглашений определяется сторонами. Соглашения могут
предусматривать положения:
Действие соглашения распространяется
на работников, работодателей, орган исполнительной
власти, которые уполномочили участников
соглашения разработать и заключить его
от их имени.
Условия коллективных договоров и соглашений,
заключенных в соответствии с законодательством,
являются обязательными для работодателей,
на которых они распространяются.
В договоры запрещается
включать условия, ухудшающие положение
работников по сравнению с законодательством,
коллективными договорами и соглашениями.
^ Генеральные договоры (соглашения) определяют общие
принципы социально-экономической политики
и заключаются на федеральном и республиканском
уровнях. Федеральные генеральные соглашения
заключаются на трехсторонней основе.
В них участвуют общероссийские объединения
профессиональных союзов, общероссийские
объединения работодателей и правительство
Российской федерации. В республиканских
генеральных соглашениях присутствуют
те же участники, но республиканского
уровня.
^ В отраслевых тарифных
соглашениях определяются направления социально-экономического
развития отрасли. Его участники — соответствующие
профсоюзы, иные уполномоченные работниками
представительные органы, работодатели,
Министерство труда и социального развития
России. Социальные соглашения касаются
конкретных социально-экономических проблем
региона и также заключаются на трехсторонней
основе. Коллективные договоры заключаются
на предприятиях и в организациях для
регулирования трудовых отношений на
двусторонней основе «работник - работодатель».
В этой иерархии слабым звеном является
механизм обратной связи. Он должен формироваться
на правовой основе и отличаться от действующего
ныне юридически закрепленными правами
и ответственностью сторон. Опыт отдельных
стран показывает, что в переходный период
для осуществления эффективной обратной
связи наряду с традиционными органами
законодательной, исполнительной и судебной
властей целесообразно создавать организации,
представленные наемными работниками
и предпринимателями, а также другими
категориями активного населения.
^ Коллективные соглашения на уровне отрасли и региона
должны включать лишь предельные значения
гарантий условий труда и его оплаты. Но,
прежде всего они должны содействовать
достижению конкретных соглашений на
предприятиях. В них определяются права
и обязанности работников и работодателей
на предприятиях отрасли или региона.
Роль государства состоит в том, чтобы
создать лучшие правовые возможности
для заключения договоров и соглашений,
более полного учета в них интересов различных
групп работников как объединенных, так
и не объединенных в профессиональные
союзы. Достижению этой цели служат созданные
в 1993 г. при Министерстве труда и социального
развития РФ комиссии разрешения коллективных
трудовых конфликтов между сторонами
трудовых отношений, а в последующем и
региональные отделения. Эта служба также
координирует свою работу с федеральной
трехсторонней комиссией.
Эффективность социального партнерства
во многом зависит от равноправия работников
и работодателей, свободы предпринимательства
и социальной защиты наемного труда, участия
работников в управлении, разрешения возникающих
противоречий путем переговоров, согласия
при решении общих задач по развитию производства
и повышению результативности труда.
В сложившейся практике социального партнерства
нет равноправия сторон. Общеизвестно,
что условием возникновения и функционирования
социально-трудовых отношений в рыночной
экономике является юридическая независимость
субъектов этих отношений. Осуществляемая
реформа восстановила права собственности
работника на свою рабочую силу. Однако
в условиях глубокого кризиса социально-экономической
системы он не может выступать в качестве
самостоятельной, активной личности и
быть равноправным партнером. Все его
устремления направлены на то, чтобы выжить,
обеспечить потребности своей семьи, сохранить
рабочее место. Возможности изменить такое
положение весьма ограничены и тем, что
экономическая ситуация вынуждает предпринимателей
ущемлять права и интересы наемных работников,
чтобы не стать банкротами, грубо нарушая
при этом действующее законодательство.
В России рабочая сила была и остается
дешевым товаром. Эквивалентный обмен
отсутствует, и в определенной степени
она по-прежнему присваивается. Вот почему
профсоюзы добиваются преодоления отчуждения
работника от своей рабочей силы, стремятся
сделать его равноправным партнером, привести
в соответствие цену рабочей силы стандартам
цивилизованного мира. Рыночная модель
труда предполагает ликвидацию всех форм
принуждения людей - труду; свободный выбор
профессиональной деятельности; свободный
перелив рабочей силы между отраслями,
профессиональными группами и территориями;
конкуренцию между работниками и работодателями;
формирование оплаты труда по законам
спроса, предложения и цены рабочей силы;
создание системы государственных гарантий,
социальной защищенности граждан от безработицы.
Кризисная ситуация в стране диктует необходимость
ускорения организации инфраструктуры
рынка труда, где для наемных работников
должна быть создана реальная возможность
выбора конкретной формы деятельности
в соответствии с личными склонностями
и квалификацией, где была бы конкуренция
не только продавцов рабочей силы, но и
работодателей.
В условиях кризиса для наемных работников
принципиальное значение имеет создание
коллективной защиты своих прав через
профсоюзы, которые, как правило, выступают
в качестве их представителей в переговорном
процессе. Специфика состоит в том, что
профсоюзы и администрация многих предприятий
объединены общим интересом — сохранением
производства, а следовательно, рабочих
мест и минимальных социальных гарантий
работникам. Это, в частности, объясняет
причину объединения директоров и профсоюзных
организаций против правительства в преодолении
и смягчении налогового гнета, отстаивании
льгот для своего предприятия, а нередко
и целой отрасли.
Руководящие органы профсоюзных организаций
осуществляют мониторинг изменений в
среде работодателей — предпринимателей
и их управляющих, директоров предприятий.
Ведь от них прежде всего зависит цивилизованность
социально-трудовых отношений, установление
равноправия в отношении наемных работников,
обеспечение бесконфликтной ситуации.
Между тем, как свидетельствуют данные
НИИ труда, в этой сфере на предприятиях
еще много нерешенных вопросов. Так, уровень
нижней границы заработной платы в большинстве
случаев не связан с гарантиями, предусмотренными
территориальными и отраслевыми соглашениями.
Вне сферы договорного регулирования
остается оплата труда служащих, специалистов
и руководителей подразделений.
Важной особенностью формируемой мотивационной
системы является создание механизма
непосредственной связи поощрения за
добросовестный и инициативный труд с
прямой материальной ответственностью
за недополучение возможного хозяйственного
эффекта. В настоящее время заработная
плата растет, как известно, в условиях
снижения уровня производительности труда.
Однако ставить вопрос в условиях кризиса
об установлении определенного соотношения
между темпами роста этих показателей
неразумно. Вместе с тем в дальнейшем на
предприятиях следует придерживаться
определенных коэффициентов этого соотношения
в зависимости от особенностей отраслей,
а также при прогнозировании инфляции
индексации заработной платы и доходов,
уровня безработицы.
Для того чтобы социальное партнерство
достигало своих целей и прежде всего
согласия при решении задач по развитию
и повышению эффективности производства
путем соблюдения интересов каждой из
сторон, не допуская конфликтов, профсоюзы
добиваются дифференцированного подхода
к заключению коллективных договоров.
При обсуждении и подписании коллективных
договоров, их содержания и структуры
они считают необходимым учитывать специфику
предприятия, статус и характер деятельности.
Другими словами, иметь в виду особенности
предприятия в зависимости от форм собственности,
размера и объема производства, состояния
его экономики (рентабельное или убыточное),
принадлежности к отрасли, местонахождения,
состава работников (половозрастного
состава), наличия социальной инфраструктуры.
К сожалению, коллективные договоры не
заключаются не только на многих государственных
предприятиях, их практически нет в кооперативах,
закрытых акционерных обществах. Объясняется
это, с одной стороны, тяжелым финансово-экономическим
положением и невозможностью администрации
обеспечить их реальное выполнение и,
с другой стороны, безразличием работников
к заключению этих договоров вследствие
неверия в возможности отстоять свои интересы
и противостоять работодателям.
В США коллективные договоры разнообразны
по форме и содержанию, так как нет типовых.
На практике можно встретить договоры,
умещающиеся на двух-пяти страницах, есть
по 100, 200 и более страниц. Тем не менее большинство
коллективных договоров охватывает такие
важнейшие сферы прерогативы профсоюзной
организации и администрации, как оплата
труда и продолжительность рабочего дня;
трудовой стаж и гарантии занятости; механизм
урегулирования трудовых споров. На переговорах
о заключении коллективных договоров
от профсоюзов участвуют функционеры
местного и общенационального уровня,
юристы и ученые-экономисты. Со стороны
администрации - высшие должностные лица,
управляющие предприятиями, специалисты
по управлению персоналом, а также экономисты,
юристы. Профсоюзные функционеры выставляют
свои требования, которые представляют
собой форму тех или иных поправок к уже
существующему договору. После этого стороны
обсуждают эти поправки, и по достижении
согласия они вносятся в текст и утверждаются.
Литература
Информация о работе Социальное партнерство в антикризисном управлении