Способы восстановления платежеспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Сегодня перед руководством организаций встают задачи по предотвращению кризисных явлений и обеспечению устойчивого положения организаций, так как банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния многих других.
Платежеспособность является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………. …...….4
1. Платежеспособность предприятия ……………...……………………7
1.1 Основы и сущность платежеспособности предприятия …………..7
1.2 Неплатежеспособность предприятия ……………………..……...16
1.2.1 Обязательства предприятия, их виды………………………... ..16
1.2.2 Общие причины неплатежеспособности предприятия ………..21
2. Методика оценки платежеспособности предприятия…………..…27
3. Способы восстановления платежеспособности предприятия ..…..31
3.1. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия………………………………………………………………..…...31
3.2. Судебные способы восстановления платежеспособности предприятия…………………………………………………………………….34
Заключение ………………………………………………………………44
Список литературы ……………………………………….……………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Drobininoy_Yu_MO-092.docx

— 80.12 Кб (Скачать файл)

Устойчивая и хроническая неплатежеспособность организации с финансовой точки зрения означает, что такая организация:

- поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов: их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т. д.;

- формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что блокирует из-за дефицита средств в полной мере исполнение бюджета, выплату пенсий и т. д.;

- ухудшает свое финансовое положение за счет выплат штрафов, пени, неустоек.

Часто несущие ущерб кредиторы пытаются теми или иными методами, в том числе судебными, истребовать исполнение отдельных обязательств, действуя разрозненно, и независимо друг от друга. Обычно успехи одних кредиторов становятся известны другим, которые также выставляют свои требования. В результате рано или поздно кредиторы вынуждены прийти к согласованным совместным действиям.

В конечном счете, неплатежеспособная организация ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором: или дать организации некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках некоторого ограниченного во времени (временного) соглашения; или выставить требование о ликвидации данной организации и продажи ее имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов.

Однако здесь выбор стоит не только перед кредиторами. Сам должник, оценивая собственное кризисное состояние и свою неспособность к расчету по обязательствам, может поставить вопрос о диалоге с кредиторами или о собственной ликвидации как организации. Для этого необходимо предусмотреть комплекс мер по восстановлению платежеспособности на основе анализа финансовой устойчивости организации и причин, приведших к потере ее платежеспособности (чтобы эти причины смягчить или полностью снять).

Здесь очень важно обозначить причины потери неплатежеспособности предприятия, чтобы исключить или существенно уменьшить их влияние на финансовое состояние предприятия. А причины можно выявить только на основе проведения профессионального анализа.

1.2.2 Общие причины неплатежеспособности организации

Платежеспособность организации прямо пропорциональна выручке, неплатежеспособность обратно пропорциональна выручке и прямо пропорциональна объему обязательств.

В связи с тем, что обязательства при приобретении материалов, товаров наступают сразу перед поставщиками, а готовая продукция изготавливается и реализуется через определенное время, для абсолютной платежеспособности необходимо иметь резерв денежных средств и уровень этого резерва следует постоянно поддерживать на предприятии.

Если за определенный календарный период темп роста обязательств организации был выше темпа роста выручки, то она продвигается в направлении возможного начала периода неплатежеспособности. Другими словами, чем меньше выручка, тем скорее ухудшается платежеспособность предприятия.

Общими причинами неплатежеспособности организации являются факторы, влияющие на снижение или недостаточный рост выручки и снижающий рост обязательств. Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается при:

- затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения на нее потребности;

- влиянии конкуренции;

- растущем не возврате платежей за отгруженную продукцию, когда организация работает с ненадлежащим покупателем или не свободна в выборе;

- сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т. д.

Иными словами, причины здесь простые: или не берут продукцию (услуги), или берут, но не платят, или не пускают на рынок.

Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда организация:

- осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки;

- загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки;

-наращивает средства в расчетах, которые практически не имеют отношения к выручке;

- несет убытки;

- тратит выручку на второстепенные цели, на развлечения (больше, чем можно).

Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех организаций, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка. Ситуация усугубляется, когда отсутствует планирование и управление денежными потоками. В целом причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным:

  • отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, качеству, цене и т. д.). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса;
  • неудовлетворительному финансовому руководству организацией, когда она избыточно отягощается обязательствами. В данном случае можно говорить о болезни финансового управления или менеджмента.

Первый комплекс причин отражается на снижении выручки, второй отражается на приросте массы обязательств.

Наиболее повторяющимися причинами, вызывающими неплатежеспособностъ (несостоятельность) организации и потом их банкротство, по мнению большинства арбитражных управляющих, являются следующие:

- Получение кредитов (долгосрочных и краткосрочных) от банка.

- долгосрочный кредит под повышенные проценты использован на развитие производства - закупку производственного оборудования, его модернизацию. Прибыль от продажи новой продукции, увеличенного объема продукции не в состоянии погасить своевременно проценты и сам кредит из-за ошибок в технологических и производственных расчетах, в бизнес-плане, в экономических расчетах;

- долгосрочный кредит вложен в строительство административных зданий и производственных цехов. Прибыль предприятия из-за изменения внешних условий не в состоянии покрывать расходы по обслуживанию и погашению кредита. Это результат финансовых просчетов администрации организации;

- вложения долгосрочного и краткосрочного кредитов в рисковые инвестиционные проекты - например, в ценные бумаги. Из-за инвестиционных просчетов в прогнозе курса ценных бумаг происходит потеря капитала и, как следствие, наступление несостоятельности организации;

- краткосрочный кредит вложен в расширение оборотных активов - в запасы. Из-за ошибок в маркетинговых расчетах объем продаж снижается, прибыль уменьшается, и, как следствие, организация не в состоянии возвратить своевременно кредит и проценты по нему, что влечет за собой ухудшение платежеспособности организации.

2) Неэффективная маркетинговая политика:

- неоправданное увеличение запасов материальных ресурсов, без увеличения объема выпуска и реализации продукции. Отсутствие контроля за нормированием и расходом материальных ресурсов в производстве. В конечном счете, приводит к возрастанию размера кредиторской задолженности, ее просроченности, влекущей увеличение пеней и штрафов, обращение в арбитражный суд;

- недостаточное изучение и нахождение новых рынков сбыта и рынков поставщиков, что приводит к приобретению материальных ресурсов по повышенной цене, увеличению стоимости продукции, к затовариванию продукцией и появлению убытков. Вовремя не реализуется продукция, «застрявшая» на складе по различным причинам.

3) Неэффективная политика предоставления товарного (коммерческого) кредита:

- увеличение сроков и задержка оплаты потребителями за поставляемую продукцию. Результат-образование большого объема дебиторской задолженности, увеличение длительности оборота дебиторской задолженности, что приводит к недостатку оборотных средств, невозможности исполнять обязательства перед налоговыми органами, поставщиками и, в конечном счете, к невыгодным краткосрочным заимствованиям, что приводит к возникновению финансового кризиса организации;

- нарушение равновесия между выпуском продукции, ее реализацией и предоставлением товарного кредита потребителям.

4) Увеличение издержек производства из-за применения устаревшей технологии, отсутствие ресурсосберегающей технологии, что влияет на конкурентоспособность продукции по ценам и приводит к снижению реализации и выпуска продукции, росту издержек в себестоимости продукции и в конечном итоге невозможности расплачиваться по долгам.

5) Неумелое руководство деятельностью организации:

- неэффективная, негибкая, громоздкая организационная структура управления, плохое управление финансами предприятия. Отсутствие текущих и перспективных планов работы (производственных, финансовых) организации, низкая управленческая дисциплина и низкий уровень ответственности за результаты своих функций. Все это приводит к вытеснению продукции организации с рынков сбыта, снижению объемов продаж и увеличению непроизводительных затрат и, как следствие, к кризисному состоянию организации;

- низкая квалификация руководящих кадров, способствующая нерациональным, необоснованно рискованным, авантюрным решениям, приводящим к потерям капитала организации 5.

Хищение и воровство в организациях в различных формах и явлениях на различных уровнях управления организацией. Это прямые убытки, приводящие в конечном итоге к банкротству организации и др. 

  1. Методика оценки платежеспособности предприятия.

Предприятия, функционирующие в условиях рыночной экономики тесно взаимосвязаны между собой. При выборе партнеров одним из важнейших критериев построения взаимоотношений хозяйствующих субъектов является платежеспособность. Неплатежеспособное предприятие непривлекательно ни для поставщиков, ни для инвесторов, оно создает угрозу потери как собственных, так и привлеченных ресурсов.

Исходя из различных подходов к оценке платежеспособности, платежеспособность следует трактовать как возможность предприятия своевременно расплачиваться по текущим обязательствам за счет ликвидных оборотных активов, при этом осуществляя бесперебойную текущую деятельность. Оценка платежеспособности на определенную дату - это сопоставление оборотных активов и краткосрочной задолженности. При этом, предприятие считается платежеспособным, если наблюдается положительная разница между суммой ликвидных оборотных активов и величиной краткосрочных обязательств, которая должна быть не менее стоимости запасов, необходимых для продолжения бесперебойной работы предприятия.

Платежеспособность любого российского предприятия подвержена множеству негативных влияний, которые в какой-то момент достигают своей «критической массы». Затем эти влияния трансформируются в неплатежеспособность, что неизбежно приводит хозяйствующий субъект к банкротству. Анализ платежеспособности, как в прочем и анализ любого объекта, представляет собой анализ комплекса взаимосвязанных факторов, снижающих платежеспособность.

К внешним факторам воздействия относят достижения техники, всеобщую глобализацию промышленных и финансовых рынков, колебания цен, налоговые асимметрии, операционные издержки, изменения в законодательстве, усиление конкуренции и другие факторы. Среди внутренних факторов, от которых зависит качественный уровень принимаемых финансовых решений, необходимость обеспечения ликвидности предприятия, не расположенность субъектов финансового управления (в том числе акционеров) к риску, невысокий уровень специального образования финансовых менеджеров, возникающие противоречия их интересов и интересов собственников.

Оценивая основные внутренние факторы, влияющие на платежеспособность предприятия необходимо обратить внимание на их всесторонний характер, охватывающий объекты анализа, виды деятельности, квалификацию кадров, форму собственности и т.д./10/

Основные внешние факторы - это в факторы, связанные с неуклонным развитием российской и мировой экономики в целом. Глобализация рынков, достижения науки и практики, конкуренция с одной стороны дают хозяйствующим субъектам массу возможностей, а с другой требуют более пристального внимания менеджмента всех уровней к управлению финансами.

Искусство финансового управления заключается в сочетании действий и решений по обеспечению устойчивого текущего положения предприятия, его платежеспособности и ликвидности, а также перспектив развития, подкрепленных долгосрочными источниками финансирования, формирующими структуру активов. Оперативное реагирование на изменение внешних и внутренних факторов - обязательное требование для эффективного финансового управления. 6

Целью современного финансового анализа является прогнозирование неблагоприятных ситуаций, в том числе и неплатежеспособности предприятия. Для достижения данной цели мы предлагаем выделить четыре зоны платежеспособности.

1. Зона абсолютной платежеспособности. Если предприятие обладает достаточным  количеством средств для покрытия текущих обязательств за счет текущей деятельности или за счет части активов без нарушения бесперебойной работы предприятия, то данный хозяйствующий субъект абсолютно платежеспособен. При этом показатель абсолютной платежеспособности определяется как отношение суммы среднемесячного дохода (ДСМ) и денежных средств на расчетных счетах (ДС) к величине текущих обязательств (ТО) и величина результативного показателя должна быть не менее единицы:

Информация о работе Способы восстановления платежеспособности предприятия