Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 07:07, курсовая работа
Сущность и правовое регулирование заключения договора на торгах. Формы торгов, их характеристика. Понятие открытых и закрытых аукционов и конкурсов. Условия участия в торгах. Оформление результатов торгов. Последствия нарушения правил проведения торгов.
7 Федеральных арбитражных судов округов, апелляционных арбитражных судов, а также арбитражных судов субъектов РФ.
Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация является первой попыткой комплексного научного исследования конкурса как способа заключения договора в предпринимательской деятельности.
В работе определено юридическое значение основных стадий проведения конкурса, выявлена сущность конкурса, а также специфика проведения конкурса как формы торгов.
Основные теоретические положения, выносимые на защиту.
8 путем проведения конкурса, и выявлено, что при заключении таких договоров отсутствует элемент состязательности.
- дополнить ГК РФ определением
понятия «конкурс». Конкурс представляет
собой форму торгов, проводящихся
специально назначенной
9 предлагаемые участниками
и (или) способность участника
дополнить п. 2 ст. 448 ГК РФ, предусмотрев обязательное указание в извещении о проведении конкурса информации о переторжке;
уточнить в ГК РФ понятие времени проведения конкурса. Временем проведения конкурса считать время выбора победителя на заседании конкурсной комиссии;
внести изменения в п. 5 ст. 448 ГК РФ, предоставив организатору конкурса право указать в извещении о проведении конкурса иной срок для подписания протокола о результатах конкурса в связи с тем, что срок для подписания протокола о результатах конкурса, предусмотренный п. 5 ст. 448 ГК РФ является недостаточным и практически не соблюдается.
Практическое значение диссертации. Положения диссертации могут быть использованы при организации и проведении конкурсов различными субъектами предпринимательской деятельности, при разработке нового и совершенствовании действующего российского законодательства. Материалы диссертации могут быть также использованы при преподавании дисциплин «Предпринимательское право», «Гражданское право», «Коммерческое право» в юридических вузах.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии. Основные выводы и предложения изложены в публикациях автора, а также на Пятой международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика». Материалы использовались автором при разработке локальных нормативных актов, регулирующих проведение конкурсов в организациях холдинга РАО «ЕЭС России». Положения диссертации были опробованы при организации и проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд города Москвы.
10 Структура диссертации. Структура работы обусловлена целями и характером исследования и состоит из трех глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, и библиографического списка.
Развитие законодательства о проведении конкурсов в России
В дореволюционной России торги являлись основным способом приобретения товаров для государственных нужд. Сделки, оформляющие закупку товаров для государственных нужд, в русском праве носили наименование казенных поставок (подряда). Сохранился Указ Алексея Михайловича от июля 1654 г., о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей: «Государь указал послать свои Государевы грамоты к Москве к Боярам и в городы к Воеводам, и к приказным людем: велено на Москве и в городах Государев указ всяким людем сказать, которые люди похотят уговориться везти под Смоленск муку ржаную и сухари, и они б с теми людми уговаривались; а давали им за муку за четверть по сороку и по сороку по пяти алтын и по полугоры рубли, а то им ведено сказывать, что у них с того подрядного хлеба пошлин нигде не возьмут». Говоря современным языком, за перевоз определенного объема груза назначалась различная цена. На таких условиях подрядчик должен был отвезти хлеб в Смоленск, при этом освобождаясь от пошлины. Конкурса как такового еще нет, но уже появились первые его составляющие: публичный заказ, условия, поиск исполнителей. Тем не менее, сведения о государственных закупках в XVII в. отрывочны и скупы.
Активизация экономических отношений в России во времена Петра Первого вызвала рост числа торгов. В 1721 г. был принят Регламент Камер-коллегии, закрепивший основные положения распределения государственных заказов на конкурсной основе, а в 1722 г. - «Регламент о управлении адмиралтейства и верфи». Вопросы снабжения Адмиралтейства и верфи считались в числе важнейших и инструкции по их решению находились в первой главе «Регламента о управлении адмиралтейства и верфи», в пункте 15 «Каким образом подрядчиков сыскивать и с ними договариваться».
Предписываемый в указанных документах порядок работы с подрядчиками является фактически прообразом современного законодательства по проведению конкурсов.
В целях уведомления о проведении торгов подготавливались специальные билеты, которые отправлялись полицмейстеру, который должен был вывесить их в наиболее видных местах: «Каждый подрядъ чинить такимъ образомъ: когда оный понадобиться, тогда написать билеты, въ которыхъ изобразить подрядъ и терминъ, съ котораго числа, и по которому месту, куда приходить, и записываться у Оберъ-Комиссара отъ подряда и покупки; и послать къ Полицімейстеру дабы оне прибить в удобнихъ местахъ. А для публикованія въ городахъ, послать въ Магистратъ, чтобы оттель послали указы въ городы и публиковали» .
Регламент об управлении адмиралтейства и верфи 1722 г. определял наиболее подходящее время для опубликования сведений о проведении торгов. Обер-комиссар в присутствии контролера провозглашал цену, которую прибывшие подрядчики хотели получить за выполненную работу. Претендент должен был собственноручно написать свои условия. По окончании установленного для приема заявок срока участников торгов три раза в неделю приводили в коллегию и спрашивали, кто меньше возьмет за подряд. Подряд отдавался предложившему нижайшую цену при условии, что подрядчик был надежен, для чего обер-комиссар освидетельствовал поручительства, а сведения передавал в коллегию.
Конкурс как форма торгов
В российской правовой науке отсутствует единое общепринятое определение понятий «торги» и «конкурс». Некоторые ученые, давая определение указанных понятий, стараются выявить главный, сущностный принцип, лежащий в основе торгов. Так, например, Гримм Д.Д. определял публичные торги как «особую форму вступления в договор, сущность которых заключается в том, что одна сторона предлагает вступить в сделку с тем, кто предложит наиболее выгодные условия, например, готов заплатить наибольшую цену или исполнить подряд дешевле других».
Победоносцев К.П видел сущность торга в удержании решительной воли: «Самая сущность публичного торга состоит в этом удержании. Здесь от лица правительства или от частного лица делается публичное предложение вступить в договор об известном предмете с тем, кто даст больше (продажа) или кто возьмет меньше (торги на работу, поставку и пр.). Таким образом, предлагающий обязывается не пред известным лицом, а пред тем, кто даст больше или возьмет меньше» .
Брагинский МИ. указывает, что
«в основе представлений о конкурсе как
особой правовой конструкции лежит идея
состязательности...
В учебнике Гражданского права под редакцией Сергеева А.П. и Толстого Ю.К. сформулировано понятие торгов, как одного из способов заключения договоров, сущность которого состоит в том, что договор заключается организатором торгов с лицом, выигравшим торги no . Тем не менее, организатор торгов не всегда является стороной договора, на право заключения которого проводились торги.
По мнению Винавера A.M. конкурс представляет собой «заключение юридической сделки с любым лицом, предложившим наиболее выгодные условия».1 1
Балакин В.В. указывает: «Торги являются одним из видов юридических фактов, имеющих цель - последующее заключение гражданско-правового договора и являющихся предпосылкой для этого». Аналогичное определение сформулировано Турсуновой Ю.С.: «Собственно, торги - особый правовой феномен, который лежит в плоскости оснований возникновения гражданского правоотношения, по своей структуре представляющий собой особый вид юридических фактов, включающий в себя объявление о проведении торгов и фиксацию результатов торгов».113
Толковый словарь русского языка определяет понятие «конкурс» через понятие «соревнование», а именно: «конкурс - это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы». Горный устав 1893 г. вообще отождествлял понятия «соревнования» и «конкурс». Так, в соответствии со ст. 781 Горного устава конкурсный механизм реализовывался в двух формах: в виде торгов, то есть аукционов, и в виде соревнований, то есть конкурсов. Различие между торгами и соревнованиями заключалось в предмете конкурсной процедуры. Предметом торга назначалась условная цена. Победителем соревнований признавался участник, предложивший условия, наиболее соответствующие целям соревнования .
Другими авторами подчеркивается содержательный аспект торгов. Так, Гольмстен А.Х. рассматривал проведение конкурсов как «четырехкратный обмен мыслей, завершающийся заключением договора»115. В качестве четырех актов автор указывал определение организатором цены вещей (формирование предложения), предложение участвующим дать лучшее предложение, признание победителя (выражение воли в смысле принятия предложения) и принятие ответа лицом, сделавшим предложение. Дернбург Г. отмечал, что «в самом факте публичного торга высказывается лишь всеобщее приглашение вступить в сделку» .
Классификация конкурсов. Особенности проведения отдельных видов конкурсов
Классификация представляет собой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место261.Критериями для классификации конкурсов могут служить следующие.
В зависимости от круга лиц, приглашаемых для участия в конкурсе, можно выделить открытые и закрытые конкурсы. По процедуре допуска к участию различают конкурсы с предварительным квалификационным отбором и без предварительного квалификационного отбора. По допустимости изменения требований к предмету конкурса выделяют одноэтапные и двухэтапные конкурсы. По предмету конкурса следует выделить конкурсы на заключение договора и конкурсы, предметом которых является только право на заключение договора.
Конкурсы могут проводиться как с целью удовлетворения потребности в каких-либо товарах, работах и услугах, так и с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Конкурсы, проводимые в первом случае, принято называть конкурсами «на закупку». Типичным примером конкурсов «на закупку» являются конкурсы на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом о размещении заказов. В качестве примера конкурсов «на продажу» можно привести проведение конкурса как способа приватизации государственного и муниципального имущества (конкурс по продаже предприятия как имущественного комплекса или акций созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества) в соответствии с Законом о приватизации. Однако выделение конкурсов «на закупку» и «на продажу» не является их классификацией в связи с отсутствием единого критерия. Выделение конкурсов «на закупку» и «на продажу» не охватывает, например, конкурсов на право заключения договора аренды и др.
В зависимости от сферы проведения конкурса в предпринимательской деятельности можно выделить конкурсы на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, конкурсы, проводимые при приватизации государственного и муниципального имущества, конкурсы по подбору инвесторов на право реализации инвестиционных проектов и т.п.
В зависимости от присутствия участников при выборе победителя и оглашении результатов выделяют гласные и негласные конкурсы. В соответствии с п. 5.2.9., п. 5.2.10. Методических рекомендаций по разработке условий (требований) инвестора (заказчика) при подготовке подрядных торгов, утвержденных Минстроем РФ (Протокол от 17.02.1995 г. № 5), гласными торгами являются торги с участием оферентов или их полномочных представителей в процедуре торгов и с оглашением их результатов, негласными признаются торги без участия в любой форме оферентов в процедуре торгов и с сообщением результатов только их победителю. В соответствии с п. 1.11. Временного положения «Об организации и проведении торгов (конкурсов) на строительство объектов таможенной инфраструктуры в Российской Федерации, утвержденного Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 08.05.1997 № 251, предусматривается также проведение торгов с участием иностранного оферента и без участия иностранного оферента.
Информация о работе Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное