Техника бенчмаркинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:48, доклад

Краткое описание

Техника бенчмаркинга давно завоевала к себе симпатию и успешно используется в практике японских, американских, западноевропейских и скандинавских бизнесменов и ученых. Принято считать, что родиной этого термина являются США. Однако история нас убеждает о более раннем начале использования понятия бенчмаркинга. В настоящее время бенчмаркинг, использование его главного принципа «от лучшего к лучшему», возвращает к жизни, к успеху многие фирмы США, Японии, Западной Европы.

Вложенные файлы: 1 файл

бенчмаркинг.doc

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Техника бенчмаркинга давно  завоевала к себе симпатию и успешно  используется в практике японских, американских, западноевропейских и  скандинавских бизнесменов и  ученых. Принято считать, что родиной  этого термина являются США. Однако история нас убеждает о более раннем начале использования понятия бенчмаркинга. В настоящее время бенчмаркинг, использование его главного принципа «от лучшего к лучшему», возвращает к жизни, к успеху многие фирмы США, Японии, Западной Европы. 
 
Практически как любой новый инструмент бизнеса бенчмаркинг возник как реакция на экономический кризис. В 1979 г. американская компания «Ксерокс», переживавшая тогда тяжелые экономические времена, приступила к проекту «Бенчмаркинг конкурентоспособности» для анализа затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японскими. Проект имел большой успех. 
 
В наиболее общем смысле benchmark — это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, независимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения. 
 
Впервые термин «бенчмаркинг» в том смысле, в котором применяется сегодня, появился в 1972 г. в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Это исследовательская и консалтинговая организация, которая в Европе известна как Pims (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль), показала, что для того чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо изучать, знать и использовать опыт лучших предприятий, добивавшихся уже успехов в различных видах деятельности. 
 
Опираясь именно на бенчмаркинг, смогли удержать свои позиции на рынке такие известные компании, как Apple и Rank Xerox.  
 
В 1989 году появляется первая книга, написанная одним из руководителей «Ксерокс» Р. Кэмпом «Бенчмаркинг: поиск наилучшего промышленного опыта, ведущего к превосходству в сфере производства». Кэмп дает два определения бенчмаркинга: 
 
Бенчмаркинг — это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства своих самых серьезных конкурентов, либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своей области. 
Бенчмаркинг — это поиск наилучшего промышленного опыта, ведущего к превосходству в сфере производства. 
 
Бенчмаркинг — это процесс (процесс ориентации — это способ изучения и применения методов, дающих длительный эффект) и продолжительность данного процесса (потому что окружающая нас среда постоянно меняется). 
 
Бенчмаркинг включает в себя процесс оценки как внутреннего положения вещей в компании, так и внешней оценки, основываясь на определенных объективных и постоянно собирающихся фактах. 
 
Объектом исследования бенчмаркинга являются признанные лидеры в своей области (не только непосредственные конкуренты). Бенчмаркинг — это поиск передового промышленного опыта, другими словами, цель бенчмаркинга — научиться перенимать опыт других, неважно работают они в одной с вами области или нет. 
 
Главная задача и результат бенчмаркинга — это генерирование информации для принятия решений в области построения наиболее эффективной модели бизнеса или модели преодоления кризиса на предприятии. 
 
Глобальный бенчмаркинг, который рассматривается как будущий инструмент организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства. 
 
Основные этапы проведения бенчмаркинга: 
1. Определение объекта бенчмаркинга.На этом этапе устанавливаются потребности предприятия в изменениях, улучшении; проводится оценка эффективности деятельности предприятия; выделяются и изучаются основные операции, влияющие на результат деятельности предприятия, а также способ количественного измерения характеристик; устанавливается, насколько глубоким должен быть бенчмаркинг. 
2. Выбор партнера по бенчмаркингу. Необходимо установить, каким будет бенчмаркинг — внешним или внутренним; провести поиск предприятий, которые являются эталонными; установить контакты с этими предприятиями;сформулировать критерии, по которым будет производиться оценка и анализ. Подходящие партнеры должны быть не только первоклассными сами по себе, но и должны иметь по возможности высокую степень сопоставимости с собственной компанией. 
Этот процесс включает следующие шаги: 
• Беглый обзор (от английского слова «to skim» — бегло прочитывать, пробежать глазами). На этой стадии осуществляют поверхностный обзор имеющихся источников информации, а также собирают уже доступные данные. 
• Приведение в порядок (от английского слова «to trim» — отделывать, шлифовать, приводить в порядок). В этой фазе, принимая во внимание дальнейшую информацию, подробно описывают имеющиеся к этому моменту сведения. 
• Выбор лучших (от английского слова «to cream» — снимать сливки). На этой стадии процесса выбирают партнеров, которых сочли подходящими. 
3. Поиск информации. Необходимо собрать информацию о своем предприятии и партнерах по бенчмаркингу. Для этого используются как первичные, так и вторичные данные. Полученная информация должна быть всесторонне проверена. 
4. Анализ информации. Этот шаг выдвигает высочайшие требования к творческим и аналитическим способностям участвующих в процессе анализа превосходства. Анализировать — значит не только осознавать сходства и различия, но и понимать взаимосвязи. 
5. Внедрение в жизнь полученных сведений. Пятая стадия включает в себя не только внедрение разработанных возможностей улучшения, но и дальнейшее развитие организации предприятия, чтобы противостоять ожидающимся в будущем вызовам. 
При этом необходимо рассмотреть, уживаются ли полученные данные с обычным планированием или необходима коренная переориентация? 
6. Контроль за процессом и повторение анализа.  
 
«Жесткие» (объективные) факторы успеха, которые определяют процесс бенчмаркинга: 
• определение четких границ проекта; 
• точное планирование времени; 
• соблюдение стандартов качества; 
• принятие во внимание бюджетных ограничений.

 

«Мягкие» (субъективные) факторы: 
• хороший климат для сотрудничества; 
• положительный настрой — ориентация на достижение результата; 
• осознание важности качества; 
• заинтересованность; 
• творческий подход; 
• этика предпринимательства (бенчмаркинг — это не промышленный шпионаж). 
 
Бенчмаркинг применяется к управленческим, производственным, технологическим процессам, товарам, персоналу и т. д.

 

Основные виды бенчмаркинга: 
Внутренний бенчмаркинг — бенчмаркинг, осуществляемый внутри организации путем сопоставления характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами. 
Бенчмаркинг конкурентоспособности — измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристикой конкурентов, исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов. 
Функциональный бенчмаркинг — бенчмаркинг, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций в том же секторе. 
Бенчмаркинг процесса — деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах. 
Глобальный бенчмаркинг — расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг. 
Общий бенчмаркинг — бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора. 
Бенчмаркинг затрат — сравнивает уровень постоянных и переменных издержек по выполнению схожих бизнес-процессов в разных организациях. 
 
Бенчмаркинг нашел широкое распространение в логистике, маркетинге, управлении персоналом, финансовом менеджменте, т.е. применительно к предприятию бенчмаркинг охватывает все сферы и направления его деятельности. Так, бенчмаркинг в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемные ситуации в логистических системах, в сферах, близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке. 
 
В центре внимания бенчмаркинга находятся такие вопросы, как: 
• Кто, какая фирма находится на вершине конкуренции? 
• Почему собственное предприятие не является лучшим? 
• Что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы стать лучшим? 
• Как внедрить соответствующую стратегию, чтобы стать лучшим из лучших? 
 
Основные принципы бенчмаркинга: 
1. Взаимность. 
2. Аналогия. 
3. Измерение. 
4. Достоверность. 
 
Таким образом, бенчмаркинг можно рассматривать как одну из важнейших техник антикризисного управления. Бенчмаркинговый подход приводит к существенному изменению процессов на предприятии. На основе результатов бенчмаркинга разрабатывается антикризисная стратегия фирмы. 
В антикризисном управлении техника бенчмаркинга может быть применена не только по отношению к кризисным предприятиям, но и по отношению к деятельности самого управляющего.

В качестве примера применения метода бенчмаркинга можно привести опыт процессно-ориентированной организации бенчмаркинга в корпорации XEROX. Предпосылкой успешного проведения бенчмаркинга в корпорации считают расчленение процесса на фазы и шаги. Бенчмаркинг состоит из 4 фаз и 10 шагов.

Первая фаза «Подготовка»:

1. Определение  объекта бенчмаркинга. Анализируется  значение и актуальность объекта  для выполнения задач и функций  предприятия, выясняется, где возникают наибольшие трудности, узкие места, какой из факторов представляет высокий интерес.

2. Установление  величин для оценки успеха. Выбранные  объекты оцениваются с точки  зрения различных факторов –  затраты, время, качество - с помощью денежных величин.

3. Привлекаются  различные источники информации: семинары, ярмарки, бизнес-отчеты, опросы  клиентов, поставщиков, обмен с  предприятием, выбранным для сравнения,  осмотр предприятия, справочная  информация, промышленные и торговые  палаты, газеты, специальная литература и др. Например, в Германии действует немецкий центр бенчмаркинга (DBZ), который на договорной основе может предоставлять данные по другим предприятиям.

4. Нахождение  предприятия для сравнения. Поиск  предприятия необходимо производить не только в рамках своей отрасли. Во-первых, в других отраслях можно найти инновационные решения, подходящие для собственных технологий. Во-вторых, при отсутствии конкурентной ситуации предприятие, с которым производится сравнение, гораздо охотнее предоставляет информацию.

Вторая фаза «Анализ»:

5. На основе  сопоставления целевых величин  (удовлетворенность клиентов, качество, затраты, время) предприятия, выбранного  для сравнения определяются неэффективные  продукты, услуги, процессы, технологии  своего предприятия и их причины.

6. Определяются  направления более эффективной  организации производства продуктов  продуктов, услуг, процессов, технологий, т.е. находится ответ на вопрос, почему другие предприятия лучше.

Третья фаза «Внедрение»:

7. Определяются  цели и стратегия изменений. Результаты обсуждаются на предприятии, осознается необходимость изменений, и устанавливаются цели предприятия с учетом новых стандартов и величин.

8. Составление  плана действий по конкретизации  задач, расчету необходимых ресурсов, установлению ответственных лиц, разработке календарного плана и прогнозных результатов.

9. Реализация  намеченных мероприятий.

10. Контроль за  выполнением преобразований, при  котором сравнивается достижение  заданных значений эффективности  продуктов, услуг, процессов, технологий, а также проверяется соблюдение плана по ресурсам и срокам.

Четвертая фаза «Повторение бенчмаркинга»

Методы и процессы постоянно изменяются. То, что считалось исключительным достижением, быстро превращается в стандарт. На этой стадии подключается непрерывный процесс улучшений (НПУ). Предпосылкой оптимального применения является детальное и систематическое документирование опыта проведения бенчмаркинга.



Информация о работе Техника бенчмаркинга