Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:06, шпаргалка
Краткое описание
Понятие и правовое регулирование несостоятельности (банкротства). В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;
если балансовая стоимость
активов составляет от 100 до 300 млн. руб.,
то страховая сумма по договору дополнительного
страхования составит 3% балансовой стоимости
активов должника, превышающей 100 млн.
руб.;
если балансовая стоимость
активов составляет от 300 млн. до 1 млрд.
руб., то страховая сумма по договору дополнительного
страхования составит 6 млн. руб. и 2% балансовой
стоимости активов должника, превышающей
300 млн. руб.;
если балансовая стоимость
активов составляет более чем 1 млрд. руб.,
то страховая сумма по договору дополнительного
страхования составит 20 млн. руб. и 1% балансовой
стоимости активов должника, превышающей
300 млн. руб.
К негативным требованиям относятся:
Наличие судимости за преступления
в сфере экономики, а также за преступления
средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие
(п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).
Преступлениями в сфере экономики
являются виновно совершенные общественно
опасные деяния в сфере общественно-экономических
отношений, запрещенные Уголовным кодексом
РФ под угрозой наказания. Ответственность
за совершение таких преступлений предусмотрена
нормами главы 22 УК РФ.
В зависимости от характера
и степени общественной опасности деяния,
предусмотренные УК РФ, подразделяются
на преступления небольшой тяжести, средней
тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
Таким образом, препятствием
к осуществлению деятельности в качестве
арбитражного управляющего будет наличие
судимости за любое преступление в сфере
экономики, независимо от категории преступления
(то есть независимо от его тяжести), а
также наличие судимости за преступление
в любой иной сфере, но только в случае,
если это преступление относится к категориям
средней тяжести, тяжких или особо тяжких
преступлений.
Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо,
осужденное за совершение преступления,
считается судимым со дня вступления обвинительного
приговора суда в законную силу до момента
погашения или снятия судимости.
Если лицо имело судимость,
но данная судимость была в установленном
законом порядке снята или погашена, то
лицо будет считаться не имеющим судимости
и, следовательно, может быть назначено
в качестве арбитражного управляющего.
дисквалификация или лишение
в порядке установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 3.2. Кодекса
РФ об административных правонарушениях
дисквалификация является одним из видов
административного наказания, устанавливаемого
и применяемого за совершение административных
правонарушений.
Административным правонарушением
признается противоправное, виновное
действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое КоАП РФ
или законами об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
Административная ответственность
в виде дисквалификации установлена КоАП
РФ за совершение административных правонарушений,
предусмотренных статьями: 14.12. («Фиктивное
или преднамеренное банкротство»), 14.13.
(«Неправомерные действия при банкротстве»),
14.21. («Ненадлежащее управление юридическим
лицом»), 14.22. («Совершение сделок и иных
действий, выходящих за пределы установленных
полномочий»), 14.25. («Нарушение законодательства
о государственной регистрации юридических
лиц органами, осуществляющими государственную
регистрацию юридических лиц»).
Согласно ч. 1 ст. 3.11. КоАП РФ дисквалификация
заключается в лишении физического лица
права занимать руководящие должности
в исполнительном органе управления юридического
лица, входить в совет директоров (наблюдательный
совет), осуществлять предпринимательскую
деятельность по управлению юридическим
лицом, а также осуществлять управление
юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных
законодательством РФ.
Дисквалификация является административным
наказанием, которое может быть назначено
на срок от шести месяцев до трех лет только
судьей. Дисквалификация может быть применена
к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные функции
в органе юридического лица, к членам совета
директоров, а также к лицам, осуществляющим
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, в том
числе к арбитражным управляющим.
Таким образом, препятствием
для назначения лица в качестве арбитражного
управляющего может быть применение к
нему такого вида административного наказания,
как дисквалификация не только за совершение
административных правонарушений при
исполнении обязанностей арбитражного
управляющего, но и за совершение административного
правонарушения при осуществлении административно-хозяйственных
функций в органе юридического лица, функций
члена совета директоров, а также при осуществлении
любого вида предпринимательской деятельности
без образования юридического лица.
Дополнительные требования
к кандидатуре арбитражного управляющего.
Законодательством о банкротстве
помимо основных установлены и так называемые
«дополнительные» требования к кандидатуре
арбитражного управляющего, которые предъявляются
в некоторых случаях наряду с «основными»
требованиями.
«Дополнительные» требования
к кандидатуре арбитражного управляющего
можно разделить на «обязательные дополнительные»
требования и «необязательные дополнительные»
требования.
«Обязательные дополнительные»
требования – это требования, которые
предъявляются к кандидатурам арбитражных
управляющих, подлежащим утверждению
для проведения процедур банкротства
в отношении отдельных категорий должников,
законодательством.
Согласно п. 2 ст. 187 Закона о банкротстве
арбитражный управляющий, участвующий
в деле о банкротстве профессионального
участника рынка ценных бумаг, должен
иметь соответствующий аттестат, выданный
федеральным органом исполнительной власти
по регулированию рынка ценных бумаг (таким
органом является Федеральная комиссия
РФ по рынку ценных бумаг).
Согласно ст. 193 Закона о банкротстве
Правительство РФ, кроме требований к
кандидатуре арбитражного управляющего,
установленных статьями 20 и 23 Закона о
банкротстве, вправе установить перечень
дополнительных требований, являющихся
обязательными при утверждении арбитражным
судом кандидатуры арбитражного управляющего
в деле о банкротстве стратегического
предприятия или организации. Постановлением
Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586
«О требованиях к кандидатуре арбитражного
управляющего в деле о банкротстве стратегического
предприятия или организации» утвержден
Перечень требований к кандидатуре арбитражного
управляющего в деле о банкротстве стратегического
предприятия или организации.
Согласно ст. 6 Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» арбитражный управляющий
при банкротстве кредитных организаций
должен соответствовать квалификационным
требованиям Банка России и иметь аттестат,
выданный Банком России.
Что касается необязательных
дополнительных требований, то под ними
следует понимать дополнительные требования,
которые предъявляются к кандидатуре
арбитражного управляющего по инициативе
конкурсного кредитора или уполномоченного
органа (собрания кредиторов). Перечень
возможных «необязательных дополнительных»
требований к арбитражному управляющему
является исчерпывающим и предусмотрен
в п. 1 ст. 23 Закона о банкротстве:
наличие у кандидата высшего
юридического, экономического образования
или образования по специальности, соответствующей
сфере деятельности должника;
наличие у кандидата определенного
стажа работы на должностях руководителей
организаций в соответствующей отрасли
экономики;
установление количества процедур
банкротства, проведенных кандидатом
в качестве арбитражного управляющего.
Конкурсный кредитор или уполномоченный
орган (собрание кредиторов) не вправе
выдвигать не предусмотренные выше дополнительные
требования к кандидатуре арбитражного
управляющего.
Собрание и комитет кредиторов.
Участниками собрания
кредиторов с правом голоса являются конкурсные
кредиторы, а в случаях, предусмотренных
Законом в части требований по обязательным
платежам, - налоговые и иные уполномоченные
органы. В собрании кредиторов участвует
представитель работников должника. Конкурсные
кредиторы, налоговые и иные уполномоченные
органы обладают на собрании числом голосов,
пропорциональным сумме их требований.
К компетенции собрания кредиторов относится
принятие решений: 1) о введении и продлении
внешнего управления и об обращении с
соответствующим ходатайством в суд;
2) о заключении
мирового соглашения;
3) об обращении в
арбитражный суд с ходатайством о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства;
4) об избрании
членов комитета кредиторов, определении
его количественного состава
и о досрочном прекращении его
полномочий;
5) по иным вопросам.
Решение собрания кредиторов
принимается большинством голосов от
числа голосов конкурсных кредиторов,
присутствующих на собрании. По некоторым
вопросам, например о введении и продлении
внешнего управления, решение принимается
большинством от общего числа голосов
конкурсных кредиторов. Комитет кредиторов
представляет интересы конкурсных кредиторов
и осуществляет контроль за действиями
внешнего и конкурсного управляющего.
Если количество конкурсных кредиторов
менее пятидесяти, решением собрания кредиторов
может быть предусмотрено возложение
функций комитета на собрание кредиторов.
Реестр требований кредиторов.
Действующее законодательство
не дает достаточно полного определения
того что следует понимать под реестром
требований кредиторов. В то же время,
отсутствие детально регламентированного
легального определения соответствующего
документа не дает оснований утверждать,
что процедура и порядок его ведения не
имеют достаточного законодательного
освещения.
В целом реестр требований кредиторов
можно определить как единую систему записей
о кредиторах содержащих основные сведения
о них, включая размер долга и основания
его возникновения. Ведение реестра требований
кредиторов осуществляется на стадии
наблюдения арбитражный управляющий или
специальной уполномоченный им субъект,
выступающий в качестве реестродержателя.
В роли последнего может быть привлечен
исключительно профессиональный участник
рынка ценных бумаг. Привлечение реестродержателя
является обязательным, в случае если
общее количество кредиторов превышает
пятьсот лиц.
Основанием для включения требований
в реестр требований кредиторов является
принятое в установленном порядке и вступившее
в законную силу определение суда, устанавливающее
состав требований и их размер. Вынесение
судебного решения осуществляется по
общим правилам арбитражного судопроизводства,
устанавливаемого применительно к делам
о несостоятельности банкротстве. Основание
для рассмотрения заявляемых кредиторами
требований о включении их в реестр, является
заявленное в ходе судебного разбирательства
ходатайства. Кредиторы вправе предъявить
свои требования к должнику в любой момент
в ходе внешнего управления. Указанные
требования направляются в арбитражный
суд и внешнему управляющему с приложением
судебного акта или иных подтверждающих
обоснованность этих требований документов.
В обязательном порядке к заявляемому
ходатайству должны быть приложены доказательства,
свидетельствующие о возмещении конкурсному
управляющему расходов на уведомление
кредиторов о предъявлении заявленных
требований. В этом качестве выступает
квитанция о переводе необходимой денежной
суммы на расчетный счет, выставленный
конкурсным (арбитражным) управляющим.
Включению в реестр требований кредиторов
подлежат только денежные обязательства,
не относящиеся к разряду текущих платежей.
Вынесенное судом определение о включении
в реестр требований кредиторов подлежит
немедленному исполнению, что не препятствует
возможности его обжалования в порядке,
установленном процессуальным законом.
Применительно к отдельным
требованиям текущим законодательством
предусматривается несколько иной порядок
включения их в реестр требований кредиторов.
Так, в частности, требования о выплате
выходных пособий и об оплате труда лиц,
работающих по трудовому договору, включаются
в реестр требований кредиторов арбитражным
управляющим или реестродержателем по
представлению арбитражного управляющего.
В реестре требований кредиторов указываются
сведения о каждом кредиторе, о размере
его требований к должнику, об очередности
удовлетворения каждого требования кредитора,
а также основания возникновения требований
кредиторов. При заявлении требований
кредитор обязан указать сведения о себе,
в том числе фамилию, имя, отчество, паспортные
данные (для физического лица), наименование,
место нахождения (для юридического лица),
а также банковские реквизиты (при их наличии).
Арбитражный управляющий ведет реестр
на русском языке, используя бумажный
и электронный носители. При несоответствии
между записями на бумажном и электронном
носителях приоритет имеют записи на бумажном
носителе. В реестре размер требований
кредиторов указывается в валюте Российской
Федерации. Запись в реестр вносится в
день поступления определения арбитражного
суда о включении соответствующих требований
в реестр или в день вынесения решения
(представления) арбитражного управляющего.
Решение арбитражного управляющего об
отказе кредитору во внесении его требований
в реестр может быть обжаловано кредитором
в судебном порядке.