Арбитражные заседатели в арбитражном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая все вышесказанное, следует сделать вывод, что тема арбитражные заседатели в арбитражном судопроизводстве выбрана своевременно и заслуживает столь внимательного изучения, так как существует определённая практика и тенденции к развитию данного института, исходя из чего можно выявить конкретные проблемные моменты в этой сфере.

Содержание

Введение
3
Понятие арбитражных заседателей и правовое регулирование участия арбитражных заседателей в судебном заседании.
6
Права и обязанности арбитражных заседателей.
14
Процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей к участию в рассмотрении дел.
20
Заключение
26
Список использованных источников и литературы
28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая юля.docx

— 61.31 Кб (Скачать файл)

 

Арбитражные заседатели в арбитражном  процессе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

  1. Понятие арбитражных заседателей и правовое регулирование участия арбитражных заседателей в судебном заседании.

6

  1. Права и обязанности арбитражных заседателей.

14

  1. Процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей к участию в рассмотрении дел.

20

Заключение

26

Список использованных источников и литературы

28


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная социально-политическая и правовая система Российского  государства преображается под  влиянием европейских и общемировых  интеграционных процессов, с учетом требований преодоления мирового экономического кризиса. В таких условиях особое значение приобретают вопросы совершенствования  судебной системы страны и повышения  ее эффективности, включая качество и сроки рассмотрения дел. В большинстве  развитых стран судебное разрешение дел экономического характера выделено в отдельную ветвь судебной власти. Эту задачу выполняют специальные  судебные органы - хозяйственные, экономические  суды (например, в ряде стран Европы и СНГ), специализированные суды по отдельным категориям дел (США). В  российских условиях традиция экономической  судебной юстиции, сформировавшаяся в  годы СССР в процессе функционирования Госарбитража, имела результатом  создание арбитражных судов как  неотъемлемой части судебной системы  государства.

Развитие современного судебно-арбитражного производства берет начало в 1991 г., с  принятием Концепции судебной реформы и союзного, а позднее российского Закона от 26 июня 1992 г. «О статусе судей». Построение системы арбитражного судопроизводства шло параллельно с формированием судебного механизма Российского государства в целом. Основой для этого стали Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 марта 1992 г., на смену которому в результате судебной реформы 90-х годов пришел Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г.. Эти акты сами по себе не содержали норм об участии в правосудии иных лиц, кроме профессиональных судей. Однако с принятием Федерального закона «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» и во исполнение положений Концепции судебной реформы произошло значимое событие - введение в юридический оборот понятия арбитражного заседателя как особой фигуры правосудия. Согласно ст. 8 названного Закона Высший Арбитражный Суд России приступил к проведению эксперимента по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей1.

Данная тематика в юридической  литературе является относительно не разработанной, так же на практике остаются вопросы, не освоенные правоведами  и законодателями, что подтверждает актуальность выбранной темы. Исследование данной темы так же требует изучения накопившейся судебной практики и индивидуального  подхода к определённым казусам.  

На основе изложенного, сформирована  цель работы – исследовать участие арбитражных заседателей в арбитражном процессе.

Для достижения поставленных целей  необходимо решить  следующие  задачи:

- раскрыть сущность понятия «арбитражный заседатель»;

- проанализировать право правовое регулирование осуществления арбитражными заседателями правосудия;

- исследовать права и обязанности арбитражных заседателей;

- проанализировать процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей к участию в рассмотрении дел.

Учитывая все вышесказанное, следует сделать вывод, что тема арбитражные заседатели в арбитражном судопроизводстве выбрана своевременно и заслуживает столь внимательного изучения, так как существует определённая практика и тенденции к развитию данного института, исходя из чего можно выявить конкретные проблемные моменты в этой сфере.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический, историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода.

Предмет исследования составляют правоотношения, возникающие при привлечении арбитражных заседателей к участию в рассмотрении дел. Объектом же выступает связанные с данным институтом правовые вопросы.

Теме арбитражные заседатели в юридической литературе уделено довольно большое внимание, например, М.К. Треушникова, Н.А. Рогожин, Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев, А.К. Большова, В.В. Ярков, В.И. Добровольский и др. Именно научные работы вышеуказанных правоведов и будут применяться при исследовании данной темы.

 

  1. ПОНЯТИЕ АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом, а согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации принадлежит судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа в лице присяжных, народных и арбитражных заседателей. Соответственно, предусмотренное ч. 5 ст. 32 Конституции РФ право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия в судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, реализуется привлечением к рассмотрению дел арбитражных заседателей2.

Впервые после начала судебной реформы в России арбитражные  заседатели стали привлекаться к  рассмотрению дел в арбитражных  судах в порядке эксперимента в 1995 г. Это было предусмотрено ст. 8 ФЗ «О введении в действие АПК РФ» 1995 г., а в 2001 г. был принят ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», закрепивший участие арбитражных заседателей на постоянной основе.

В самом широком смысле понятие «арбитражный заседатель» представляет собой непрофессиональных судей, т.е. физических лиц, не являющихся судьями Российской Федерации, но обладающих практикой деятельности и специальными знаниями в отдельных областях экономической деятельности3. Общие правила формирования списка арбитражных заседателей распространяются на все категории судей, не только арбитражных, но также и военных, и судов общей юрисдикции. Квалификационный критерий, установленный федеральным законодательством, указывает на специализацию в определенной сфере экономической деятельности, поскольку именно данная сфера составляет предметную компетенцию арбитражных судов.

Основным требованием, предъявляемым к арбитражным заседателям, является наличие гражданства РФ, причем такая связь с государством является исключительной. Требование о наличии российского гражданства является общим для всех категорий субъектов, принимающих непосредственное участие в решении задач российских судов, начиная от профессиональных судей и вплоть до помощников и секретарей судебных заседаний. Такое требование обусловлено спецификой осуществляемой ими деятельности, которая выступает одной из форм осуществления государственной власти.

Действующее российское законодательство устанавливает однозначный запрет на привлечение в качестве арбитражных  заседателей иностранных граждан  и лиц без гражданства, кандидатуры  которых не подлежат рассмотрению ввиду  их несоответствия установленным требованиям. Однако гражданское законодательство предусматривает еще одну существенную категорию физических лиц - лица с двойным гражданством, одним из которых является российское. По общему правилу такие граждане могут претендовать на должность арбитражного заседателя, поскольку формально они соответствуют установленным критериям. Однако наряду с российским гражданством такие лица обладают и гражданством иного государства, т.е. являются иностранными гражданами.

В соответствии с положениями Конституции РФ, а также предписаниями международных договоров и соглашений, лица с двойным гражданством обладают правами и несут обязанности гражданина в полном объеме в каждом из государств, гражданами которых они являются. Практика формирования органов государственной власти России указывает на необходимость исключения лиц с двойным гражданством из числа кандидатов в арбитражные заседатели, т.к. они являются иностранными гражданами, что предполагает невозможность осуществления государственно-властных функций в составе органа государственной власти. В этой связи наличие российского гражданства следует рассматривать в качестве единственно допустимого для привлечения его обладателя к отправлению правосудия в качестве арбитражного заседателя.

Привлечение непрофессиональных судей - арбитражных заседателей  к осуществлению правосудия способствует повышению эффективности защиты предпринимателей, демократизации судебного процесса. Практическая реализация данного правового института направлена на повышение качества арбитражного судопроизводства, поскольку позволяет в ряде случаев учитывать специфику конкретных правоотношений, а также обычаи делового оборота, получившие широкое применение в сфере предпринимательской деятельности. Арбитражный заседатель, с одной стороны, выступает в качестве независимого арбитра, которому предстоит вынести решение по данному спору, а с другой - в качестве эксперта в сфере спорных правоотношений, поскольку выбор арбитражных заседателей предполагает наличие специальных познаний и практики деятельности в данной области, т.е. отсутствие правовых знаний в данном случае позволяет оценивать факты и обстоятельства рассматриваемого дела с позиции их обоснованности, целесообразности, а также традиций и обычаев предпринимательской деятельности, применение которых предусматривает Гражданский кодекс РФ. В отличие от профессионального судьи арбитражные заседатели принимают решение исключительно в соответствии с внутренним убеждением, поскольку правовой критерий в данном случае отсутствует. В этом и состоит ключевое отличие правового статуса арбитражного судьи и заседателей при рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей4.

Поскольку арбитражные суды субъектов РФ выступают в качестве первой инстанции системы арбитражных  судов России, то и основной их функцией является первичное разбирательство  спора по существу. Исходя из данного  положения, система арбитражных  заседателей может функционировать  лишь в рамках данной категории судов. В то же время следует отметить, что в данном случае проявляется  и конституционный принцип единства судебной системы России, который  предполагает формирование института  народных заседателей в системе  судов общей юрисдикции и арбитражных заседателей - в системе арбитражных судов. Указанные правовые институты, несмотря на их специфику и особенности, имеют много общего и характеризуются единой правовой природой и целями формирования - повышение объективности суда при принятии решения по существу спора, в том числе с участием непрофессиональных судей, а граждан, характеризующихся высокими моральными качествами и поведением в реальной жизни. Для арбитражных заседателей в качестве дополнительного критерия выступает наличие опыта профессиональной деятельности в той или иной области экономики. Установление такого дополнительного критерия обусловлено спецификой предметной компетенции арбитражных судов.

Следует отметить, что участие  арбитражных заседателей в разрешении экономических споров позволяет  арбитражным судам без привлечения  дополнительного количества судей  использовать преимущества коллегиального рассмотрения дел. Так же это позволяет  компенсировать отсутствие у судей специальных познаний в отдельных сферах финансово-хозяйственной и иной деятельности, способствует повышению качества правосудия по экономическим спорам, росту доверия к арбитражному суду и повышению его авторитета.

В отличие от судов общей  юрисдикции, где граждане приглашаются к осуществлению правосудия в  качестве присяжных и народных заседателей  на основании случайной выборки, арбитражные заседатели, являясь  специалистами в сфере бизнеса, отбираются и назначаются именно по этому профессиональному критерию. Подобные критерии отбора и обуславливают специфику их статуса в рамках арбитражного процесса.

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2001 г. указывает, что арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны (истца или ответчика), которое может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу, не позднее, чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Пункт 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ возлагает на судью обязанность при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей. Так как АПК РФ не предъявляет каких-либо требований к ходатайству о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, а также не определяет самой формы ходатайства, оно может быть изложено либо в исковом заявлении, либо в отзыве на исковое заявление или оформлено отдельным заявлением.

В состав суда входят один профессиональный судья и два арбитражных заседателя. Наличие арбитражного судьи в составе суда является обязательным условием и гарантией соблюдения требований действующего законодательства, как в ходе разбирательства дела, так и при вынесении решения по существу спора. Судья в данном случае рассматривается в качестве гарантии легитимности судебного состава и законности принимаемых им судебных актов.

По общему правилу все  члены судебного состава наделяются равными правами и несут равные обязанности. Однако следует заметить, что в данном случае речь идет о  процессуальных правах и обязанностях, реализация которых направлена на установление истины и выявление всех фактов и обстоятельств, имеющих непосредственное значение для существа спора. Например, и судья, и арбитражные заседатели наделяются правом задавать участвующим в деле лицам вопросы, исследовать материалы дела и т.п. В то же время Закон прямо предусматривает руководящую роль судьи, который является председательствующим в процессе, т.е. именно к его компетенции относятся соблюдение порядка судопроизводства и совершения отдельных процессуальных действий, оглашение судебных актов, а также ведение процесса. Подобное положение профессионального судьи указывает на различия в правовом статусе отдельных членов судебного состава. Указанные особенности обусловлены необходимостью наличия профессиональных знаний и навыков, что требует юридического образования, а также специального опыта работы. В этой связи формулировка п. 4 комментируемой статьи представляется наиболее соответствующей реальному положению вещей: арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи. Тем самым арбитражные заседатели наделяются равным правовым статусом с профессиональным судьей, но в любом судебном составе есть председательствующий, процессуальное положение которого в значительной мере отличается от иных судей, в частности, тем, что обладает дополнительными правами и обязанностями. В большинстве случаев административно-распорядительными, направленными на организацию деятельности суда.

Информация о работе Арбитражные заседатели в арбитражном процессе