Введение:
Арбитражный
процесс - это
установленная нормами арбитражного процессуального
права форма деятельности арбитражных
судов, направленная на защиту оспариваемого
или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей. Арбитражный
процесс можно рассматривать как определенную
последовательность действий. Тогда арбитражный
процесс можно представить как движение
дела по возникшему в процессе предпринимательской
деятельности спору, вытекающему из гражданских
правоотношений или из правоотношений
в сфере управления. Деятельность арбитражных
судов по рассмотрению отнесенных к их
компетенции споров облекается в специфическую
процессуальную форму, основанную на АПК
РФ и других федеральных законах. Процессуальная
форма призвана обеспечивать неукоснительное
соблюдение требований законности при
рассмотрении и разрешении дел арбитражными
судами. В последнее время снова оживились
дискуссии относительно судов и правосудия.
В основном вопросы, как и раньше, касаются
судьбы судебной реформы, состояния, в
котором она находится: продолжается ли
она, или уже закончилась, или вообще не
сдвинулась с места. Спорят о том, надо
ли готовить новую концепцию судебной
реорганизации и все начинать заново,
перестроив при этом уже получившиеся
судебную систему, или надо работать на
той основе, которая создана в последние
годы. Очевидно, что судебная броня приобретает
для граждан нашей страны первостепенную
роль. Об этом свидетельствует ежегодный
значительный рост числа обращений граждан
и юридических лиц в суды, причем эта тенденция
из года в год сохраняется, количество
заявлений увеличивается непрерывно.
Суды рассматривают большое количество
дел, они перегружены более всякой меры.
Цифры, которые касаются судов общей юрисдикции,
потрясают. За год ими разбирается приблизительно
5 млн. гражданских дел, 2 млн. административных
и более 1 млн. уголовных дел. Арбитражные
суды также работают с колоссальной нагрузкой.
1. История развития арбитражных судов
Прототипом арбитражных судов
в дореволюционной России были коммерческие
суды, рассматривавшие торговые и вексельные
дела, дела о торговой несостоятельности.
В первые годы после Октябрьской
революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных
отношений судебные споры между казенными
учреждениями не допускались. Разногласия
между предприятиями и организациями
решались в административном порядке
вышестоящими органами управления.
Однако с развитием хозяйственных
отношений появилась необходимость в
создании специального органа по разрешению
споров между государственными предприятиями
и организациями. С этой целью в 1922 г. в
России были созданы арбитражные комиссии.
Имущественные споры между государственными
учреждениями и предприятиями разных
ведомств решались Высшей арбитражной
комиссией при Совете Труда и Обороны
(СТО) и арбитражными комиссиями при областных
экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем
арбитражными комиссиями при совнаркомах
автономных социалистических республик,
арбитражными комиссиями при исполкомах
областей и губерний. В системе органов
управления отдельными отраслями экономики
создавались также ведомственные арбитражные
комиссии.
Дальнейшее развитие арбитража
связано с внедрением хозрасчетных отношений
и оформления хозяйственных связей на
договорной основе. Постановлениями ВЦИК
и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все
государственные, хозяйственные и кооперативные
органы и предприятия были обязаны оформлять
свои взаимоотношения по поставке товара,
производству работ и оказанию услуг путем
заключения договоров и нести за их невыполнение
установленную законом ответственность.
В мае 1931 г. в системе органов
государственного управления был образован
государственный арбитраж, призванный
разрешать имущественные споры между
учреждениями, предприятиями и организациями
социалистического хозяйства в направлении,
обеспечивающем укрепление договорной
и плановой дисциплины и хозяйственного
расчета.
Образовалось два вида арбитража
— государственный и ведомственный. В
государственном арбитраже разрешались
споры предприятий и организаций различного
подчинения, в ведомственном - подчинения
одному ведомству (министерству, комитету
и т. д.).
В течение шестидесятилетней
истории государственного арбитража (с
мая 1931 г. по октябрь 1991 г.) неоднократно
предпринимались попытки модернизировать
его устройство и деятельность, приспособить
к изменяющимся экономическим условиям,
повысить его роль в народном хозяйстве.
На арбитраж возлагались все новые задачи.
В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение
о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил
новое Положение о Государственном арбитраже
при Совете Министров СССР.
Система арбитражных судов
РФ пришла на смену государственному и
ведомственному арбитражу. Точкой отсчета
процесса постепенной замены арбитражей
судами является принятие Закона РСФСР
«Об арбитражном суде», введенного в действие
с 1 октября 1991 г.
После принятия Конституции
РФ, первой части нового Гражданского
кодекса РФ, другого законодательства,
появилась необходимость в новом Законе
«Об арбитражных судах в Российской Федерации»
и новом Арбитражном процессуальном кодексе
Российской Федерации (АПК РФ), которые
в настоящее время и определяют систему,
состав и структуру арбитражных судов
и процессуальную форму их деятельности.
2.Система арбитражных
судов Российской Федерации
Принцип осуществления правосудия
только судом закреплен в ст.
118 Конституции РФ. Судебная система Российской
Федерации включает (ст. 125-127 Конституции
РФ):
Конституционный Суд Российской
Федерации;
Только эти суды в соответствии
с Конституцией РФ вправе осуществлять
правосудие в Российской Федерации.
Система арбитражных судов
Российской Федерации строится в соответствии
с положениями Федерального конституционного
закона «Об арбитражных судах в Российской
Федерации». Ее составляют:
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации;
федеральные арбитражные суды
округов (их десять - столько федеральных
округов создано на территории России);
арбитражные суды республик
в составе Российской Федерации, арбитражные
суды краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов.
Арбитражный суд - единственный
в Российской Федерации государственный
орган, имеющий право рассматривать и
разрешать в соответствии с АПК РФ экономические
споры между предприятиями (организациями),
являющимися юридическими лицами, и гражданами,
осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица и имеющими статус предпринимателя.
3.Кто и как может
стать судьей арбитражного суда.
Судьей арбитражного суда субъекта
РФ может быть гражданин РФ, достигший
25 лет, имеющий высшее юридическое образование,
стаж работы по юридической профессии
не менее пяти лет, не совершивший порочащих
его поступков, сдавший квалификационный
экзамен и получивший рекомендацию соответствующей
квалификационной коллегии судей.
При этом судьей федерального
арбитражного суда округа может быть гражданин
РФ, достигший 30 лет, а судьей Высшего Арбитражного
Суда РФ – достигший 35 лет и имеющий стаж
работы по юридической профессии не менее
десяти лет.
Председатель Высшего Арбитражного
Суда РФ назначается на должность Советом
Федерации Федерального Собрания РФ по
представлению Президента РФ.
Заместители Председателя Высшего
Арбитражного Суда РФ и другие судьи Высшего
Арбитражного Суда РФ назначаются на должность
Советом Федерации Федерального Собрания
по представлению Президента РФ, основанному
на представлении Председателя Высшего
Арбитражного Суда РФ.
Председатели, заместители
председателей, судьи федеральных арбитражных
судов округов и арбитражных судов субъектов
РФ назначаются на должность Президентом
РФ в месячный срок со дня получения необходимых
материалов в порядке, установленном федеральным
законом.
4.Состав арбитражных
судов Российской Федерации
Под составом любого арбитражного
суда понимается его внутреннее устройство.
Так, Высший
Арбитражный Суд РФ действует в составе:
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
Президиума Высшего Арбитражного Суда
РФ; Судебной коллегии по рассмотрению
споров, возникающих из гражданских и
иных правоотношений; Судебной коллегии
по рассмотрению споров, возникающих из
административных правоотношений (ст.
11 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).
Федеральный арбитражный суд
округа действует в составе: президиума
федерального арбитражного суда округа;
судебной коллегии по рассмотрению споров,
возникающих из гражданских и иных правоотношений;
судебной коллегии по рассмотрению споров,
возникающих из административных правоотношений
(ст. 25 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).
В арбитражном суде
субъекта РФ действует президиум, могут
быть образованы судебные коллегии по
рассмотрению споров, возникающих из гражданских
и иных правоотношений, и по рассмотрению
споров, возникающих из административных
правоотношений (ст. 35 Закона «Об арбитражных
судах в РФ»).
Для подготовки и прохождения
материалов судебных дел, изучения практики
применения законодательства, разработки
предложений по совершенствованию законодательства,
выполнению иных функций арбитражных
судов создается аппарат
арбитражного суда, включающий отделы
и другие подразделения.
Аппарат арбитражного суда
организует предварительный досудебный
прием лиц, участвующих в деле, принимает
и выдает документы, удостоверяет копии
документов арбитражного суда, производит
рассылку и вручение документов, проверяет
уплату государственной пошлины, судебных
расходов, подлежащих внесению на депозитный
счет суда, а также арбитражных штрафов;
содействует судьям в подготовке дел к
рассмотрению в судебных заседаниях и
проводит другую работу.
5.Задачи и функции
арбитражных судов
Все задачи, стоящие перед системой
арбитражных судов РФ, можно разделить
на две группы: свойственные всем арбитражным
суда и стоящие только перед Высшим Арбитражным
Судом РФ.
Общими для всех арбитражных
судов задачами являются: защита охраняемых
законом прав и интересов граждан и организаций,
единообразное и правильное применение
законодательства, содействие правовыми
средствами укреплению законности в экономических
отношениях.
На Высший
Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические
задачи: изучение и обобщение практики
применения законодательства арбитражными
судами, подготовка и осуществление предложений
по ее совершенствованию и унификации,
разработка и внесение предложений по
совершенствованию законодательства
в порядке законодательной инициативы.
Для плодотворного и качественного
выполнения перечисленных задач арбитражные
суды РФ наделены и выполняют следующие
связанные между собой функции:
разрешение споров, возникающих
в процессе предпринимательской и иной
экономической деятельности;
предупреждение нарушения законодательства
в экономической сфере жизни общества;
ведение статистического учета
и осуществление анализа статистических
данных о своей деятельности;
установление и реализация
международных связей и контактов в установленном
законом порядке.
Заключение:
Арбитражное процессуальное
право как самостоятельная отрасль права
РФ стала развиваться в результате преобразования
арбитража в систему арбитражных судов.
В настоящее время система арбитражных
судов в своей деятельности опирается
на нормы права, которые имеют свой субъект
и объект регулирования, свое содержание.
Арбитражные процессуальные нормы объединяются
в правовые институты, а в целом составляют
определенную систему. При этом можно
говорить, что арбитражное процессуальное
право, как и многие другие отрасли права,
имеет общую и особенную части. Процессуальные
нормы и институты, имеющие общее значение
(состав арбитражного суда; подведомственность
и подсудность споров; состав лиц, участвующих
в деле, и т. д.) составляют общую часть,
а нормы, относящиеся к отдельным стадиям
процесса, - особенную часть. Арбитражное
процессуальное право имеет обособленные
правовые источники, кодифицировано. Нормы
этой отрасли права как общее правило
закреплены в федеральных законах.