Конкурсное производство как ликвидационная процедура банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Основным нормативным актом в сфере законодательства о банкротстве является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», хотя отдельные нормы рассматриваемого института содержатся и в ГК РФ.
Несостоятельными по российскому законодательству могут быть признаны:
индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
коммерческие организации, за исключением казенных
предприятий;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общие положения о конкурсном производстве…………………………..5
1.2. Последствия открытия и сроки конкурсного производства……………..6
2. Конкурсный управляющий………………………………………………….7
2.1. Полномочия конкурсного управляющего………………………………...8
3. Понятие конкурсной массы………………………………………………..11
3.1. Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу…………..11
4. Удовлетворение требований кредиторов………………………………...12
4.1. Очередность удовлетворения требований кредиторов…………………12
4.2. Реализация имущества должника………………………………………..12
5. Последствия полного исполнения всех обязательств…………………..16
5.2. Возможность перехода к внешнему управлению………………………16
6. Завершение конкурсного производства…………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………...18
7. Список использованной литературы……………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

СДР и ЛЮЛ.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

Конкурсная масса —  это:

- основные и оборотные средства

- нематериальные активы

- дебиторская задолженность 
      - прочие и активы, находящиеся на балансе должника 
3.1. Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое  из оборота, имущественные права, связанные  с личностью должника, в том  числе права, основанные на имеющейся  лицензии на осуществление отдельных  видов деятельности, а также иное предусмотренное Федеральным законом имущество.

Не включается в конкурсную массу арендованное должником имущество, находящееся на ответственном хранении должника, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством  или учредительным документом организации  может быть наложено взыскание по обязательствам должника. Включению  в конкурсную массу подлежат также  объекты социально-коммунальной сферы, находящиеся на балансе должника, за исключением жилищного фонда, детских дошкольных учреждений и  отдельных жизненно важных для данного  региона объектов производственной и коммунальной инфраструктуры, которые  должны быть приняты на баланс соответствующих  органов местного самоуправления.

4.Удовлетворение требований кредиторов

Решение о начале продажи, форме продажи и начальной  цене имущества принимается собранием  кредиторов по представлению конкурсного  управляющего. Продажа организуется конкурсным управляющим путем проведения торгов. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет средств, вырученных от продажи имущества должника.

Закон устанавливает очередность  удовлетворения требований кредиторов, а тажке содержит правила о порядке удовлетворения требований кредиторов каждой из очередей.

4.1. Очередность удовлетворения требований кредиторов

1. Производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.

2. Производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

3. Производятся расчеты с другими кредиторами.

Вне очереди покрываются  судебные расходы, расходы, связанные  с выплатой вознаграждения арбитражным  управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также требования, возникшие  в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

4.2. Реализация имущества должника

Управляющий проводит продажу  имущества после его инвентаризации и оценки. Закон 1998 г. в п. 1 ст. 112 устанавливал, что "имущество подлежит продаже на открытых торгах, если собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества". Из этой нормы было не вполне понятно, может ли собрание или комитет установить иной режим торгов (закрытые) или иной режим продажи (без торгов); в результате буквального толкования положения п. 1 ст. 112 Закона 1998 г. можно было сделать вывод о том, что любое из указанных решений собрания или комитета будет законным. Этот недостаток юридической техники Закона исправлен Законом 2002 г., в соответствии с п. 4 ст. 139 которого иной порядок продажи имущества может быть установлен только Законом о банкротстве.

В любом случае управляющий  должен получить согласие собрания или  комитета на предложенные им порядок  и сроки реализации имущества. В  соответствии с Законом 1998 г. это могло быть как согласие на каждую сделку, так и согласие на все действия управляющего, данное, например, на первом собрании, проведенном после открытия конкурсного производства. В настоящее время данный вопрос регламентируется несколько иначе. Согласие кредиторов выражается в одобрении собранием (комитетом) документа, разработанного конкурсным управляющим (план продажи имущества), в котором содержатся все параметры продажи имущества (порядок, сроки, условия и т.п.). При этом в силу п. 1 ст. 139 Закона условия продажи должны предусматривать получение денежных средств за реализованное имущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или 7 дней с момента возникновения права собственности у покупателя (практическая проблема в недостатках подобной конструкции, которые проявляются в сложностях, связанных с ответом на вопрос об отсутствии в договоре указанных условий; подробнее об этом говорилось выше).

План продажи должен быть разработан управляющим в течение  месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества. Собранию (комитету) предоставляется 2 месяца на рассмотрение документа; если по истечении этого срока документ не одобрен, то как собранию (комитету), так и конкурсному управляющему предоставляется право обратиться в суд для разрешения разногласий (представляется, что эти разногласия рассматриваются в конкурсном порядке в соответствии с нормами ст. 60 Закона).

Каковы полномочия суда в  данной ситуации? Нормы ч. 2 п. 2 ст. 139 Закона интересны своей непоследовательностью: суд имеет 2 возможности: 1) утвердить представленный управляющим документ; 2) освободить управляющего от исполнения обязанностей.

Возникает вопрос: может  ли управляющий, чтобы избежать освобождения, внести в документ изменения? Вполне логичный положительный ответ на этот вопрос из буквального толкования норм Закона не следует. Таким образом, в результате может возникнуть ситуация, когда кредиторы в течение 2 месяцев не выскажут никакого мнения по документу, создав таким образом условия для освобождения управляющего.

Будучи утвержденным, документ о порядке продажи имущества  может потребовать внесения в  него определенных изменений. В этом случае в течение месяца с момента  возникновения необходимости внесения изменений управляющий сообщает об этом собранию (комитету). Далее, очевидно, все должно происходить так же, как и при утверждении документа.

Имущество, являющееся ограниченно  оборотоспособным, может быть продано только на закрытых торгах, в которых участвуют субъекты, обладающие правом иметь такое имущество в собственности или ином вещном праве. Исключенное из оборота имущество продаже не подлежит (следует отметить, что имущество, исключенное из оборота, на законных основаниях может оказаться только у должников - унитарных предприятий).

Торги по продаже имущества  проводятся в соответствии со ст. 447-449 ГК РФ с особенностями, установленными Законом о банкротстве. Организатором торгов выступает конкурсный управляющий либо специализированная организация, с которой управляющий заключает соответствующий договор. Эта организация не должна быть заинтересованным лицом в отношении должника либо управляющего (заинтересованность определяется в соответствии со ст. 19 Закона).

Продажа имущественного комплекса (бизнеса) должника осуществляется управляющим  в соответствии с правилами, установленными для внешнего управления, так как  в силу п. 6 ст. 139 Закона продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном ст. 110 Закона (проблемы, связанные со статусом учредителей (участников) юридического лица при продаже бизнеса в конкурсном производстве были проанализированы выше; основной вопрос состоит в том, необходимо ли на данном этапе защищать интересы учредителей либо, не обращая внимания на их несогласие с продажей бизнеса, защищать интересы кредиторов, стремясь продать бизнес как можно дороже).

При продаже движимого  имущества применяется порядок, установленный ст. 111 Закона для внешнего управления.

При осуществлении продажи (уступки) имущественных прав требования должника управляющий должен руководствоваться нормами ст. 140 Закона (эти же нормы применяются, если банк либо иная кредитная организация не исполняет условия договора банковского счета в связи с отзывом у нее лицензии на осуществление банковской деятельности - управляющий совершает уступку прав требования денежных средств с банковского счета). Права требования должника управляющим реализуются с согласия собрания (комитета) в порядке и на условиях, предусмотренных п. 3 и 5 ст. 111 Закона о банкротстве. При этом п. 2 ст. 140 использует неудачную конструкцию (о недостатках которой неоднократно говорилось выше): условия договора должны предусматривать: 1) получение денежных средств не более чем через 15 дней с даты заключения договора и 2) переход прав требования только после их оплаты (что делать, если в договоре об этом не сказано?).

С реализацией имущества  должника связано еще одно полномочие управляющего, которое отмечается учеными, - осуществление государственной  регистрации объектов недвижимости.

5. Последствия полного исполнения всех обязательств

Полное удовлетворение требований всех 5 очередей кредиторов - явление  в конкурсных отношениях весьма редкое. Тем не менее теоретически (да и практически) это возможно. Причины такого явления могут быть различными:

- резкое повышение рыночной  стоимости имущества должника, произошедшее  после открытия конкурсного производства;

- недостатки в деятельности  внешнего управляющего, не выявившего  все имущество, находящееся у  третьих лиц;

- проявление эффекта от  внедренных внешним управляющим  новых технологий либо проведенных  иных мероприятий;

- исключение судом определенных  кредиторов из числа конкурсных;

- неожиданная реализация  безнадежной дебиторской задолженности  и т.п.

Таким образом, не исключены  ситуации, когда на стадии конкурсного  производства выяснится, что у должника достаточно средств как для расчета  со всеми кредиторами, так и для  продолжения функционирования (либо вдруг появились основания для  введения финансового оздоровления или внешнего управления).

5.2. Возможность перехода к внешнему управлению

В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

 

6. Завершение конкурсного производства

Таким образом, конкурсное производство является конечной стадией в процедуре  банкротства кредитной организации, в результате которого кредитная  организация как юридическое  лицо прекращает свое существование. Данная процедура применяется к кредитной  организации, признанной банкротом, в  целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет реализации имущества должника и распределения  полученных средств (конкурсной массы) между кредиторами в определенной законодательством о банкротстве  очередности.

По окончании распределения  конкурсной массы управляющий обязан представить в арбитражный суд  отчет о результатах проведения конкурсного производства. К отчету необходимо приложить следующие документы:

- подтверждающие реализацию имущества должника;

- реестр требований кредиторов  с указанием размера удовлетворенных требований;

- подтверждающие удовлетворение требований;

- оставшиеся неудовлетворенными  вследствие недостаточности имущества  должника.

После рассмотрения арбитражным  судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного  производства арбитражный суд выносит  определение о завершении конкурсного  производства, а в случае погашения  требований кредиторов - определение  о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических  лиц. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

С момента внесения указанной  записи конкурсное производство считается  завершенным, а должник ликвидированным.

Заключение

Воздействие на должника на различных этапах процесса о несостоятельности  осуществляется с помощью различных  мер, прямо предусмотренных законом. Первоначально, на этапе возбуждения  производства по делу, это обеспечительные  меры (наложение арестов на имущество  должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового  положения должника и др.); при наличии возможности восстановления платежеспособности должника - это восстановительные меры (меры по перепрофилированию производства, продаже предприятия должника, меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов, меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.) и, наконец, ликвидационные меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), направленные на выявление дебиторской задолженности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством.

Таким образом, процедуры  несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством  совокупность мер в отношении  должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Информация о работе Конкурсное производство как ликвидационная процедура банкротства