Лицензирование как процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Вместе с тем, осуществление предпринимательской деятельности может требовать от предпринимателя соответствия определенным параметрам. Это особенно актуально, когда осуществляемая деятельность связана с риском для жизни и здоровья людей (например, производство лекарственных препаратов).
Поэтому предприятия, осуществляющие отдельные виды деятельности, подлежат дополнительной проверке со стороны органов государственной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Объект лицензирования
1.1Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности………………………………………………………………………5
1.2Понятие и субъектный состав лицензирования…………………………….9
2. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности
2.1 Правовое регулирование видов деятельности, не регулируемых Законом «О лицензировании»……………………………………………………………13
2.2Система лицензирования…………………………………………………..20
2.3 Аннулирование лицензии………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Лицензирование..doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.2 Система лицензирования.

Система лицензирования направлена на реализацию интересов  предпринимателя, потребителя, государства  и обеспечила:

1. Субъекту предпринимательства:

- простоту выхода  на рынок максимального числа  новых предпринимательских структур;

- снижение до  минимума лицензионных сборов  и других расходов, связанных  с получением лицензии;

- все виды  поддержки и защиты законопослушного, цивилизованного предпринимателя  со стороны государства, в том  числе, защиту от монополизма  и недобросовестной конкуренции.

2. Потребителю:

- гарантии защиты  от проникновения на рынок  опасных для жизни и здоровья, некачественных товаров и услуг;

- возможность  досудебного рассмотрения и решения  спорных вопросов, максимально сжатого  по срокам возмещения причиненного ущерба.

3. Государству:

- развитие и  цивилизованное функционирование  рынка;

- создание благоприятных  условий для соблюдения баланса  интересов предпринимателя, потребителя,  государства;

- прямое и  косвенное увеличение налоговых  поступлений в бюджет.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

- обеспечение  единства экономического пространства  на территории Российской Федерации;

- установление  единого перечня лицензируемых  видов деятельности;

- установление  единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

- установление  лицензионных требований и условий  положениями о лицензировании  конкретных видов деятельности;

- гласность  и открытость лицензирования;

- соблюдение  законности при осуществлении  лицензирования.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст.4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года).

Если говорить о понятиях, необходимо выделить:

Лицензия - специальное  разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом;

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением  лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Соискатель  лицензии - юридическое лицо или  индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление  конкретного вида деятельности;

Лицензиат - юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

Лицензионные  требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии Федеральным законом;

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении  и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

 

2.3 Аннулирование  лицензии.

Оно определено в законе как лишение лицензиата органом лицензирования права на осуществление предпринимательской деятельности.

Аннулирование лицензии является одной из распространенных санкций, применяемых Лицензионной палатой Украины. Применение этой санкции последнее время было распространено в отношении доверительных обществ, инвестиционных фондов и компаний.

Аннулирование лицензии по решению органа лицензирования предусмотренное в ст.21 Закона «О лицензировании определенных видов  хозяйственной деятельности», является одной из наиболее серьезных оперативных средств охранной направленности. В отличие от ст.4 Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», которая определяет три основания аннулирования лицензии, ст. 21 Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» называет 10 оснований ее аннулирования. Это:

    • Заявление лицензиата об аннулировании лицензии;
    • Акт о повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий(повторное нарушение – совершение лицензиатом в течении срока действия лицензии повторного нарушения определенных лицензионных условий после применения санкций за аналогичное нарушение);
    • Решение об отмене государственной регистрации субъекта хозяйствования;
    • Нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица – субъекта предпринимательской деятельности;
    • Акт о выявлении недостоверных сведений  в документах, представленных субъектом хозяйствования для получения лицензии;
    • Акт о передачи лицензии или ее копии другому физическому или юридическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;
    • Акт об установлении факта непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных  в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии;
    • Акт об невыполнении распоряжения об устранении нарушении лицензионных условий – решения органа лицензирования или специального органа по вопросам лицензирования о необходимости устранения лицензиатом в установленные сроки нарушений лицензионных условий;
    • Неспособность лицензиата обеспечить выполнение лицензированных условий, установленных для определенного вида хозяйственной деятельности;
    • Акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования или специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.

  Орган лицензирования  принимает решения об аннулировании лицензии в течении десяти рабочих дней с даты установления основания для аннулирования лицензии, которое вручается(направляется) лицензиату с указанием оснований аннулирования не позднее трех с даты его принятия.

Рассмотрение вопросов об рассмотрении аннулирования лицензии на основании факта об установлении факта непредставления в установленный срок уведомления об изменении данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдачи лицензии; акта о выявлении недостоверных сведений  в документах, прилагаемых к заявлению о выдачи лицензии; акта об установлении факта передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу  для проведения хозяйственной деятельности; акта о невыполнении распоряжений об устранении нарушений лицензированных условий осуществляется органом лицензирования с обязательным приглашением лицензиата или его представителей.

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, анализ истории лицензирования в  России показывает непродуктивность регулирования  отношений, складывающихся в сфере лицензирования, большим количеством разноуровневых нормативных актов.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что в первые годы лицензирование использовалось скорее для управления, нежели для регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. В последние годы использование лицензирования как инструмента для вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий стало встречаться намного реже: растет осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе.

Несмотря на стратегический характер многих видов  деятельности, подлежащих лицензированию, для эффективного развития современной  экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного расширения или необоснованного сокращения лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает так называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства с рыночной экономикой.

Вместе с  тем, отказ от института лицензирования не оправдан, так как субъекты предпринимательской  деятельности зачастую не на столько  квалифицированы, как это предполагается. К сожалению, в сфере бизнеса зачастую безопасность отходит на второй план, что может повлечь жертвы.

В настоящее  время наблюдается тенденция  к сужению круга лицензируемых  видов деятельности. На наш взгляд, это не всегда оправдано, и требует  тщательного подхода к разработке нормативно-правовой базы.

Кроме того, важен  не только процесс лицензирования юридических  лиц, но и контроль за исполнением  условий лицензии, без которого механизм лицензирования не был бы нужен.

В настоящее  время отзыв лицензии остается одной из эффективных мер пресечения неправомерных действий организаций, осуществляющих потенциально опасные виды деятельности.

Таким образом, подход к решению вопроса о  необходимости отказа от лицензирования какого-либо вида деятельности должен решаться не только с учетом удобства для предпринимателей, но и с учетом всех факторов, в том числе рисков, связанных с осуществлением данного вида деятельности, возможностей контроля за осуществляемой деятельностью в рамках иных (неадминистративных) процедур, что, на наш взгляд, вряд ли возможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

    1. Закон РФ № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» // Ведомости СНД и ВС РФ, 15.04.06, № 18, ст. 961.
    2. Закон Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 // Российская газета, № 52, 30.12.08.
    3. Закон РФ № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, № 6, 29.11.07.
    4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате № 4462-1 // Российская газета, № 49, 30.12.08.
    5. Закон РФ № 5485-1 «О государственной тайне» // Российская газета, № 182, 01.12.07.
    6. Федеральный закон № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета, № 86, 30.12.08.
    7. Федеральным законом № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // Российская газета, № 230, 28.11.2008.
    8. Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Российская газета, № 9, 30.12.08.
    9. Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Российская газета, № 79, 30.12.08.
    10. Федеральный закон № 150-ФЗ «Об оружии» // Российская газета, № 241, 30.12.08.
    11. Федеральный закон № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Российская газета, № 146, 01.12.08.
    12. Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, № 153-154, 30.12.08.
    13. Таможенный кодекс Российской Федерации № 61-ФЗ // Российская газета, № 106, 24.11.08.
    14. Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи» // Российская газета, № 135, 29.04.08.
    15. Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета, № 254, 02.02.06.
    16. Лесной кодекс Российской Федерации № 200-ФЗ // Российская газета, № 277, 08.12.2006.
    17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) № 230-ФЗ // Российская газета, № 289, 01.04.2009.
    18. Постановлением Правительства РФ № 152 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 26.11.07, № 10, ст. 787.
    19. Постановление Правительства РФ № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // Российская газета, № 34, 17.02.07.
    20. Агапов А.Б. Административное право: Учебник (изд.5-е, переработанное). М., Изд-во «Эксмо», 2008.
    21. Административное право: Учебник Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов ЗАО Юстицинформ, 2007.
    22. Бахрах Д.Н. Административное право. М., Норма, 2008.
    23. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. М., 2008.

Информация о работе Лицензирование как процесс