Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2014 в 17:44, курсовая работа
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи дипломной работы:
- изучить генезис представительства в гражданском судопроизводстве, рассмотреть основные исторические этапы его возникновения и развития;
- определить понятие судебного представительства, раскрыть его сущность и значение;
- рассмотреть отдельные виды процессуального представительства, выделить их специфические особенности;
- проанализировать основные полномочия судебных представителей, определить порядок их оформления:
- выявить проблемы правового регулирования института представительства, предложить возможные пути их разрешения.
Введение
Глава 1. Понятие и сущность судебного представительства
1.1 Понятие гражданского и арбитражного процессуального представительства
1.2 Цели судебного представительства в гражданском и арбитражном процессе
1.3 Процессуальное положение судебного представителя
1.4 Полномочия судебного представителя и порядок их оформления
Глава 2. Виды судебного представительства
2.1Законное представительство
2.2Договорное представительство
2.3 Уставное представительство
2.4 Общественное представительство
2.5 Представительство по назначению
Глава 3. Основание возникновения и Прекращения представительства в гражданском и арбитражном процессе
3.1 Основания возникновения представительства в гражданском и арбитражном процессе
3.2 Основания прекращения судебного представительства
Заключение
Список использованных источников
Поскольку кассационная жалоба подписана лицом, не имеющим полномочий на кассационное обжалование решения суда, жалоба не подлежит рассмотрению в Верховном Суде РФ в данном судебном заседании, а решение суда не может быть проверено кассационной инстанцией.
3) на отдельное процессуальное действие (например, на подписание искового заявления).
Судьей правомерно возвращено заявление ООО "Гражданский протест" на основании п. 4 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, поскольку заявление от имени представляемого подписано и подано начальником юридической службы Ю.М. Бадасен, не имевшей полномочий на его подписание и предъявление иска в суд на момент обращения в суд.
В соответствии со ст. 54 ГПК РФ право представителя на подписание искового заявления и предъявление его в суд должно быть специально оговорено в доверенности. Однако согласно представленной в суд первой инстанции доверенности N 004/2003 от 10 января 2003 г. Ю.М. Бадасен была уполномочена лишь на подачу искового заявления, при этом полномочие на его подписание в указанной доверенности не было оговорено.
В кассационную инстанцию заявителем представлена доверенность от этой же даты (10 января 2003 г.), но за другим номером - 005/2003, поэтому доводы в частной жалобе о том, что Ю.М. Бадасен имела право на подачу и подписание искового заявления, несостоятельны.
Кроме того, доверенности бывают как со специальными полномочиями, так и без таковых. К специальным относятся полномочия на подписание искового заявления, предъявление искового заявления в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег. По общему правилу эти полномочия относятся к числу диспозитивных полномочий доверителя, реализовать которые он может самостоятельно.
Так, в надзорной жалобе по иску П. к ОАО "Ступинская металлургическая компания" указывается, что мировое соглашение заключено представителем ОАО "Ступинская металлургическая компания" С.К. Воробьевым по доверенности, в которой специально не предусмотрены полномочия на его заключение.
В силу ст. 54 ГПК РФ право представителя на заключение мирового соглашения должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом. В судебном заседании полномочия ОАО "Ступинская металлургическая компания" представлял С.К. Воробьев по доверенности N 13-137 от 27 октября 2004 г.Из указанной доверенности следует, что право представителя С.К. Воробьева на заключение мирового соглашения в доверенности не оговорено, поэтому он не вправе был заключать с истицей мировое соглашение.
Допущенные мировым судьей существенные нарушения норм процессуального права являются основаниями для отмены судебного постановления.
Право на совершение каждого из указанных действий должно быть специально оговорено в доверенности, выдаваемой доверителем своему поверенному (ст. 54 ГПК РФ).
Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы .
Доверенность от имени юридического лица выдается его руководителем. Если договорной представитель участвует в судопроизводстве вместе с представляемым им лицом, участвующим в деле (в договорном представительстве такое лицо называется доверитель), то для допуска представителя достаточно письменного заявления доверителя, либо устного заявления, сделанного во время судебного заседания и занесенного в протокол.
Вознаграждение поверенного выплачивается, если доверитель выполнил поручение. Вознаграждение поверенного может быть обусловлено достижением юридически значимого для доверителя результата, возникновения у него определенных прав либо их преобразования, освобождения от обязанности и т.п. (заключение сделки, мирового соглашения, утвержденного судом, признание иска доверителя и т.д.).
Его размер соответственно может зависеть не столько от усилий доверителя, сколько от ценности блага, которое приобрел доверитель в результате усилий поверенного.
Успешное для доверителя завершение судебного дела относится к таким благам, соответственно выплата вознаграждения поверенному (адвокату) в зависимости от исхода судебного процесса не противоречит гл. 49 ГК и соответствующей принятой практике.
Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, подлежит обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.
В силу п. 3 ст. 10 ГК разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Выводы суда о чрезмерности (неразумности) вознаграждения представителя должны быть мотивированы.
В качестве договорного представителя предприятия, учреждения или организации может выступать любой ее штатный работник, уполномоченный на ведение дела в суде. В тех случаях, когда организация поручает защиту своих прав одному из сотрудников, учитывается его осведомленность, компетентность в деле, являющемся предметом судебного разбирательства. От имени юридических лиц в суде в качестве представителей выступают и юрисконсульты, которые, как и адвокаты, обладают специальными знаниями в области права и оказывают квалифицированную помощь своим организациям.
2.3 Уставное представительство
Уставное представительство основано на уставе, иных учредительных документах и документах о создании и деятельности различных организаций и применяется в отношении юридических лиц, органов, организаций и иных коллективных образований.
В силу ст. 48 ГПК РФ полномочия органов, ведущих дела организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости - учредительными документами. Такая необходимость может возникнуть, в частности, в случаях обозначения должности руководителя организации не "директор", "генеральный директор" и т.п. , а, например, "главный редактор" (в средствах массовой информации).
В подобных случаях суд вправе затребовать, помимо документа, удостоверяющего должность и личность представителя, устав организации, выступающей представляемым лицом, участвующим в деле, либо выписку из раздела устава, регулирующего управление юридического лица.
От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
Как и у законного, у уставного представителя объем процессуальных прав весьма широк: он обладает всеми правами, какими обладал бы представляемый, если бы мог личными действиями участвовать в гражданском судопроизводстве.
Консульское представительство предусмотрено нормами международного права и появляется при участии в российском гражданском судопроизводстве иностранного элемента. В силу Консульского устава консулы представляют в судах интересы иностранных граждан и лиц без гражданства.
Т. Н. Нешатаева в качестве специфических черт консульского представительства называет следующие: в качестве представителя иностранного гражданина выступает дипломатический представитель; представительство возникает в силу норм международного права; консул уполномочен на совершение всех процессуальных действий без доверенности.
Следует добавить, что иностранные консулы могут совершать процессуальные действия в гражданском судопроизводстве в России в отношении граждан своего государства без доверенности, за исключением тех действий, которые в силу ст. 54 ГПК РФ должны быть особо оговорены в доверенности.
Согласно п. 7 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992г. "Об образовании" филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.
Особый случай представительства в суде предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации". Для представления позиции Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации Правительство из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, назначает полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, действующего от имени Правительства без доверенности. Полномочный представитель координирует деятельность иных представителей Правительства, представляющих интересы Правительства в указанных судах.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" представителями Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации могут быть Председатель Правительства, полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, а также представители по отдельным делам, назначаемые поручениями Председателя Правительства из числа адвокатов или лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности. Представители Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации координируют свои действия с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, а представители по отдельным делам - с полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
В случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд (кроме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) исковых или иных требований к Правительству представление интересов Правительства в суде осуществляют без дополнительного поручения федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, на основании направленных им Аппаратом Правительства документов, поступивших в Правительство, а также сотрудники Аппарата Правительства по доверенности.
В случае предъявления в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд исковых или иных требований к Аппарату Правительства представление интересов Аппарата Правительства в суде (кроме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) осуществляют сотрудники Аппарата Правительства.
Полномочный представитель Правительства и руководители федеральных органов исполнительной власти, выступают представителями Правительства в соответствующем суде и вправе совершать от имени Правительства все процессуальные действия, в том числе имеют право на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, на полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение оснований или предмета иска, заключение мирового соглашения по фактическим обстоятельствам, а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта, получение присужденных денежных средств и иного имущества. Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, представляют Правительство в суде без доверенности. Полномочия иного представителя Правительства в суде, действующего по их поручению, должны быть указаны в доверенности, подписанной руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и оформленной в соответствии с законодательством РФ.
2.4 Общественное представительство
Общественным представительством называется представительство, осуществляемое в гражданском процессе уполномоченными общественных объединений по делам членов своих объединений, а также других граждан, права и интересы которых защищают эти объединения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.
На основании ст. 27 названного Федерального закона общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения.