Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 04:10, курсовая работа
Цель данной работы – изучить институт банкротства кредитных организаций в России его правовое регулирование.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач, таких как:
Во-первых, определить понятие кредитной организации, дать характеристику кредитной организации как субъекта несостоятельности.
Во-вторых, выделить специфику правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
Введение 3
Глава I. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 5
1.1 Кредитные организации как субъекты несостоятельности (банкротства), их правоспособность 5
1.2 Специальный характер правового регулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 7
1.3. Концептуальные особенности процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 7
Глава II. Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций 12
2.1. Виды мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, основания и порядок их применения 12
2.2 Финансовое оздоровление кредитной организации 14
2.3 Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией как мера по предупреждению ее несостоятельности (банкротства) 20
2.4 Реорганизация кредитной организации как мера по предупреждению ее несостоятельности (банкротства) 23
Глава III. Особенности производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 24
3.1 Лица, участвующие в деле и в процессе по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации 24
3.2 Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации 25
3.3 Основные особенности судебного разбирательства по делам о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации 27
Глава IV. Особенности проведения конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 30
4.1 Общие положения о конкурсном производстве при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 30
4.2 Меры по ускорению процедуры конкурсного производства при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций 32
Заключение 35
Список использованных источников: 39
При назначении временной администрации в кредитную организацию после отзыва лицензии на осуществление банковских операций полномочия исполнительных органов управления кредитной организации (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными.
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации:
- исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации;
- решения иных органов управления кредитной организации (собрания учредителей (участников) и совета директоров) вступают в силу после их согласования с временной администрацией (п. 1 ст. 23 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»)[8].
Исключение представляет следующая ситуация. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации единоличный исполнительный орган кредитной организации, имевший право до назначения временной администрации действовать от имени кредитной организации без доверенности, сохраняет право представлять ее интересы в арбитражном суде при обжаловании решения Банка России о назначении временной администрации, обжаловании приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций (п. 4 ст. 23 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).
Функции временной администрации в случае ее назначения после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций определены в ст. 22.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», которая осуществляет все функции временных администраций, за исключением функции разработки мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации. Но при этом она обязана провести обследование кредитной организации на предмет наличия у нее признаков несостоятельности (банкротства) и признаков преднамеренного банкротства.
Кроме того, она вправе вести учет требований кредиторов в реестре требований кредиторов[9].
4. Особый конкурсный управляющий. Функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, а также в некоторых других случаях в силу закона выполняет государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» как юридическое лицо (ст. 50.20 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). В отношении данного субъекта часто используется понятие «корпоративный конкурсный управляющий»[10].
Основная особенность банковского законодательства заключается в том, что меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций реализуются вне рамок собственно процедуры несостоятельности (банкротства) и соответственно до отзыва лицензии у кредитной организации.
Это обусловлено тем, что банковская деятельность связана с привлечением средств на счета и во вклады, а осуществление этих функций в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) нецелесообразно, поскольку складывается такая ситуация: чтобы возвратить средства одним кредиторам, банк должен привлекать их у других.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 3) предусматривает ряд мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. К их числу относятся:
- финансовое оздоровление кредитной организации;
- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
- реорганизация кредитной организации.
Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций осуществляются при возникновении установленных ст. 4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» оснований, которые являются более «мягкими», чем признаки несостоятельности (банкротства) и основания для отзыва банковской лицензии.
Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации. Кроме того, кредитная организация несет ряд дополнительных обязанностей по уведомлению Банка России о проведении общих собраний учредителей (участников) кредитной организации и заседаний совета директоров (наблюдательного совета), а также о совершении некоторых сделок (пп. 1 - 3 ст. 4.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), а Банк России получает право направлять наблюдателей для участия в общем собрании учредителей (участников) кредитной организации и в заседании ее совета директоров (наблюдательного совета) (п. 4 ст. 4.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»)[11].
Неисполнение кредитной организацией указанных обязанностей служит основанием для применения Банком России мер в порядке надзора.
Банк России в соответствии с порядком, установленным его нормативными актами, в случае возникновения оснований, предусмотренных ст. 4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию.
При этом требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
Процедура применения указанных мер на законодательном уровне установлена ст. 11 - 13 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Порядок составления плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, который предусмотрен ст. 13 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», установлен Инструкцией ЦБ РФ от 11 ноября 2005 года N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с применением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».
Следует заметить, что указанный перечень не является исчерпывающим. Строго говоря, вся система публичных требований, предъявляемых к кредитным организациям в рамках системы банковского надзора, в той или иной степени направлена на предупреждение их несостоятельности (банкротства) и на охрану интересов кредиторов данных кредитных организаций.
Основные меры по финансовому оздоровлению кредитной организации согласно ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» следующие:
- оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
- изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
- изменение организационной структуры кредитной организации;
- приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала). Причем данный перечень не исчерпывающий.
Применение мер по финансовому оздоровлению (кроме приведения в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала)) на подзаконном уровне регулируется Инструкцией ЦБ РФ от 11 ноября 2005 года N 126-И.
1. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами.
Именно в отношении этой меры в нормативных актах употребляется термин «досудебная санация».
Такая финансовая помощь кредитной организации может быть оказана в виде:
- размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
- предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
- предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
- перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
- отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
- дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
- прощения долга кредитной организации;
- новации.
Возможность оказания финансовой помощи учредителями (участниками) кредитных организаций неразрывно связана с их финансовым положением, а также с порядком выхода из состава учредителей (участников).
В связи с этим следует учитывать, что согласно действующему российскому законодательству учредителями (участниками) кредитной организации могут быть любые физические лица и юридические лица, а также публично-правовые образования.
Однако существуют особые требования в отношении финансового положения физических и юридических лиц, выступающих учредителями (участниками) кредитных организаций, а для публично-правовых образований - в отношении порядка внесения средств в уставный капитал кредитной организации.
Оценка финансового положения учредителя (участника) - физического или юридического лица осуществляется в рамках процедур регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, регистрации выпуска акций кредитными организациями, регистрации увеличения уставных капиталов кредитных организаций и предварительного согласования приобретения долей (акций) кредитной организации, а также в некоторых других случаях.
Это основано на следующих законодательных положениях.
Согласно ч. 5 ст. 11 ФЗ «О банках и банковской деятельности» не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства[12]. Именно в целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, осуществляется оценка финансового положения ее учредителей (участников). Порядок и критерии проведения этой оценки устанавливаются Банком России.
При этом неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение учредителями - юридическими лицами своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года является основанием для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций (подп. 2 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О банках и банковской деятельности»)[13].
Кроме того, в соответствии с чч. 8 и 9 ст. 11 ФЗ «О банках и банковской деятельности», а также ст. 61 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических или физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1 процента акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 20 процентов - предварительного согласия Банка России.
Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации в том числе при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей).
Обязанность получения предварительного согласия Банка России на приобретение более 20 процентов долей (акций) кредитной организации лежит на приобретателе (приобретателях, связанных между собой соглашением, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу) либо на уполномоченном им (ими) лице.
Оплата уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, производится на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления (чч. 5 - 7 ст. 11 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
В отношении кредитных организаций, действующих в форме общества с ограниченной ответственностью, действуют положения ст. 94 ГК РФ и ст. 26 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которым участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества.
При этом отличительная особенность банковского законодательства заключается в том, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации. Данное положение носит специальный характер по отношению к положениям Гражданского кодекса РФ и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и соответственно подлежит применению.
По истечении указанного срока кредитная организация обязана выплатить ее участнику, подавшему заявление о выходе из состава участников, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано данное заявление, либо с согласия участника выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал кредитной организации - действительную стоимость части его доли, пропорциональной оплаченной части вклада.