Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 23:56, курсовая работа
Так, по мнению В.И. Радченко, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, достигло критической черты. За период протяженностью 16 лет (с 1992-2007 г.) в стране осуждено свыше 15 млн. человек. Больше чем каждый десятый из 140-миллионного населения. Почти по миллиону человек в год. Из них лишены свободы более 5 млн. человек. Среднегодовая судимость в советский период была почти в два раза меньше. Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 млн. человек – это четверть взрослого мужского населения.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………………………………..5
Предмет надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………5
Основные направления прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………10
Глава 2. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………………13
2.1. Полномочия прокурора направленные на выявление нарушения законов в местах лишения свободы…………………………………………………….13
2.2. Полномочия, направленные на устранение нарушений законов в местах лишения свободы………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………31
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сущность полномочий прокурора в указанной сфере заключается в следующем:
- во-первых, прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;
- во-вторых, прокурор может, исходя из конкретной ситуации, установить время для исполнения своих требований;
- в-третьих, эти требования подлежат
обязательному исполнению
- в-четвертых, обжалование администрацией
требований прокурора не
- в-пятых, хотя законом и не установлена форма требований прокурора (они могут быть выражены как в устной, так и письменной форме), целесообразно в целях возможности контролирования облекать их в письменную форму.
Заключение
В предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу входят:
- надзор за законностью
- надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
- надзор за законностью
Первая подотрасль прокурорского надзора основывается на том, что лица, заключенные под стражей, осужденные могут находиться в соответствующих органах и учреждениях только на законных основаниях. Согласно действующему законодательству уголовное наказание назначается судом. Уголовным кодексом РФ предусмотрены конкретные виды наказаний, условия их назначения, а также установлен перечень учреждений, в которые могут быть направлены осужденные. Порядок задержания и заключения под стражу также регулируется нормами уголовно-процессуального законодательства. Основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном УПК РФ. Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке УПК РФ.
Таким образом, предметом рассматриваемой подотрасли прокурорского надзора является определение законности (незаконности) оснований нахождения лиц, в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера.
В данной отрасли прокурорского надзора можно выделить два направления:
- надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
- надзор за порядком и
Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности, но и с учетом специфики предмета надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
К специальному полномочию относится право прокурора посещать в любое время учреждения и органы, указанные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ предусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения.
Сущность полномочий прокурора в указанной сфере заключается в следующем:
- во-первых, прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;
- во-вторых, прокурор может, исходя из конкретной ситуации, установить время для исполнения своих требований;
- в-третьих, эти требования подлежат
обязательному исполнению
- в-четвертых, обжалование администрацией
требований прокурора не
- в-пятых, хотя законом и не установлена форма требований прокурора (они могут быть выражены как в устной, так и письменной форме), целесообразно в целях возможности контролирования облекать их и письменную форму.
Список используемой литературы:
Нормативно-правовые акты:
Учебники и учебная литература:
1 См.: Краткая характеристика уголовно-исполнительной
системы Российской Федерации // URL: http:
// www.fsin.su/structure/
2 См.: Радченко В.И. Хорошо сидим. // Российская газета. 2008. 2 сентября.
3 См.: Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 139.
4 См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации. Брагин А.П., Пронякин А.Д. М.: ЕАОИ, 2007. С. 122.
5 Федеральный закон от 17.01. 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 07.02.2011 г.).
6 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ (с изм. от 27 июня 2011года).
7 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изм. и доп) // СЗ РФ. от 5 марта 2012 г. N 10 ст. 1166
8 Федеральный закон от 17.01. 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 07.02.2011 г.).
9 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 07 февраля 2011 г.)
10 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2003 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. (часть 1) ст. 1
11 Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 07.02.2011) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, № 33, Ст. 1316.
12 Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (принят ГД ФС РФ 21.06.1995) // СЗ РФ 17.07.1995, № 29, Ст. 2759.
13 См.: Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. – «Юстицинформ», 2006 г. С. 223.
14 См.: Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: Монография. М.: Буквовед, 2006. С. 54.
15 См.: Кутуев Э.К. Своевременное уголовно-процессуальное задержание как гарант конституционных прав и свобод подозреваемого // «Российский судья», 2004, № 11. С. 14.
16 См.: Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. С. 45.
17 См.: Вырастайкин В. Как прокурору защитить человека, закон и интересы государства? // «Законность», 2007, № 12. С. 24.
18 См.: Ергашев Е.Р. Принципы правового института надзора за исполнением законодательства при исполнении мер принудительного характера, назначаемых судом // «Российский судья», 2007. № 12, С. 24.
19 Анисимов Г. Понятие организации прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении лица в качестве обвиняемого // «Право и жизнь», № 11, ноябрь 2009 г. С. 43.
20 Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. С. 121.
21 Крюков В.Ф. Актуальные вопросы организации прокурорского надзора за исполнением закона при производстве следственных действий // «Адвокат», № 3, март 2007 г. С. 33.