Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:41, курс лекций
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Информация индивидуально - правового
характера, имеющая
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
- договоры (сделки);
- жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
- носят индивидуально - правовой характер,
- направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается
между двумя конкретными
Неофициальная правовая
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
- материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
- материалы учета и
- материалы статистики по
- образцы деловых бумаг;
- комментарии законодательства;
- научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Неофициальная правовая информация,
не являясь нормативной и
2) Понятие и значение,
средства и приемы юридической
техники. Судебная практика: правоприменительные
акты и акты официального
Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии
с принятыми правилами при выработке и
систематизации нормативно-
Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.
Методы юридической
техники — наиболее общие требования, предъявляемые
юридической наукой и практикой к процессу
создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы,
определяющие содержание правотворческой
деятельности как таковой (объективность,
гуманизм, научная обоснованность и т. д.),
во-вторых, общенаучные методы познания
(анализ и синтез, индукция и д
Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:
Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.
Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.
Значение юридической техники: соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов — залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, а в некоторых субъектах РФ приняты специальные законы о порядке подготовки нормативных правовых актов (т. н. «законы о законах»), в которых, в том числе, затрагиваются вопросы юридической техники (например, ст. 24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах»).
Акты официального толкования:
Толкование права – это
Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.
Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:
1) он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;
3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;
4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
5) акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.
Акты толкования делят:
1) по отраслям права;
2) в зависимости от субъекта издания;
3) в зависимости от внешней формы;
4) по юридической значимости;
5) в зависимости от органов, дающих толкование;
6) в зависимости от характера толкуемых правовых норм;
7) по своей юридической природе;
8) по структурным элементам.
Так, по отраслям права можно выделить акты толкования: 1) конституционно-правовые; 2) уголовно-правовые; 3) административно-правовые.
В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть: 1) аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект); 2) легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).
В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть: 1) письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие; 2) устными.
По юридической значимости можно выделить акты:
1) нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение; 2) казуальные, которые относятся к конкретному случаю.
В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:
1) органов государственной власти;
2) органов управления;
3) судебных, прокурорских органов и т. д.
В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:
1) материальные;
2) процессуальные.
По своей юридической природе различаются интерпретационные акты: 1) акты правотворчества; 2) акты правоприменения.
По структурным элементам
Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.
Правоприменительный акт – это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.
Признаки правоприменительного акта:
Классификация правоприменительных актов:
По субъектам, осуществляющим применение прав различают:
По предмету правового регулирования различают:
По форме правоприменительной деятельности различают:
По функциональному признаку различают:
По форме внешнего выражения различают:
По своему юридическому значению различают: