Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 23:17, доклад
Необходимость в принятии Закона «О примирительной процедуре с участием посредника (процедуре медиации)» давно назрела. Правовой основой для использования в России процедуры медиации является положение ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которым «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Непосредственное указание на право обращения к посреднику-медиатору с целью урегулирования спора содержится в п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ. Достигнутые в процессе медиации договоренности могут лечь в основу мирового соглашения между сторонами, что не противоречит действующему законодательству (ст. 138, 225.5 АПК РФ, 173 ГПК РФ). Закон устанавливает, что на любой стадии отношений стороны могут заключить соглашение об обязательном порядке рассмотрения разногласий в порядке медиации до того, как обратиться в суд.
Правовая регламентация способов урегулирования споров
LEGAL REGULATION OF ALTERNATIVE WAYS OF SETTLEMENT OF DISPUTES
Ярмизина Н.В.
Старший преподаватель кафедры
Гражданско-правовых дисциплин
НОУ ВПО Кисловодский институт экономики и права
Iarmizina N.V.
Senior teacher of chair
Civil-law disciplines
NOU VPO Kislovodsk institute of economy and law
В статье рассматривается понятие, сущность, значение, законодательное закрепление и порядок проведения процедуры медиации.
In article the concept, essence, value, legislative fixing and an order of carrying out procedure of a mediatsiya is considered.
Ключевые слова: судебная защита, арбитражный суд, третейский суд, альтернативные способы разрешения споров, примирительная процедура, посредник, медиатор, медиация
Keywords: judicial protection, arbitration court, arbitration court, alternative ways of settlement of disputes, reconciliatory procedure, intermediary, mediator, mediatsiya
Не секрет, что мирное разрешение конфликтов - показатель уровня развития гражданского общества. Конфликты, которые являются частью повседневной жизни и работы людей, стали все более сложными и многоаспектными, слишком явно отражаясь на качестве жизни, работе, в том числе производительности. Наиболее распространенным и надежным способом защиты нарушенных гражданских прав является именно судебная защита, которая осуществляется государственными судами. Судебные процедуры формировались на протяжении тысячелетий под влиянием извечного стремления людей к облагораживанию отношений человеческого общежития, к построению их на началах равенства и справедливости. Достоинства суда в его универсальном характере, отработанных многолетней практикой технологиях производства, обеспечиваемых всей мощью государства, давно сложившейся инфраструктуре (судьи, клерки, здания, помещения, средства связи, прокуратура, «бесплатная» адвокатура). Однако традиционная система судопроизводства, опираясь на правоприменительную практику, перестает справляться с огромным потоком споров с вытекающими отсюда судебной волокитой и ошибкам,[1] при этом следует отметить, что загруженность судов имеет место на всех уровнях – начиная от судов первой инстанции, заканчивая надзорной инстанцией, (введение института мировых судей в общих судах не решило проблемы, поскольку произошло лишь перераспределение массива дел при сохранении неизменным его объема – судья первой инстанции завершает в месяц примерно по 70 дел, и это при том, что рассчитанная по установленным правилам нагрузка судьи – 8 - 10 дел в месяц),[2] одновременно утрачивая возможность качественно вершить правосудие, нередкое отсутствие у судей специальных познаний, необходимых для разрешения дела с учетом его специфики (например, страховой и фондовый рынки); наличие правил подсудности, привязывающих рассмотрение дела к определенному суду и др. Мировая практика свидетельствует, что универсальность – не только достоинство, но и бич суда, так как при разрешении споров наиболее эффективен индивидуальный подход к разрешению проблемы, а работа судебного аппарата «заточена» преимущественно на рассмотрение некоего среднестатистического конфликта.
Необходимость в принятии Закона «О примирительной процедуре с участием посредника (процедуре медиации)» давно назрела. Правовой основой для использования в России процедуры медиации является положение ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которым «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Непосредственное указание на право обращения к посреднику-медиатору с целью урегулирования спора содержится в п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ. Достигнутые в процессе медиации договоренности могут лечь в основу мирового соглашения между сторонами, что не противоречит действующему законодательству (ст. 138, 225.5 АПК РФ, 173 ГПК РФ). Закон устанавливает, что на любой стадии отношений стороны могут заключить соглашение об обязательном порядке рассмотрения разногласий в порядке медиации до того, как обратиться в суд. Могут они принять такое решение и уже в ходе рассмотрения дела в суде общей юрисдикции, арбитражном или третейском суде. Результаты судебной медиации могут быть утверждены соответствующим судом в качестве мирового соглашения, тогда как заключенное по итогам до (вне) судебной медиации является гражданско-правовой сделкой.
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений.
Суть медиации - процесс поиска и достижения взаимоприемлемого решения возникшего спора, при котором не происходит победы одного участника за счет другого. Это последний способ найти решение конфликта, если стороны уже не могут сделать этого своими силами из-за возникших барьеров. Закон устанавливает, что на любой стадии отношений стороны могут заключить соглашение об обязательном порядке рассмотрения разногласий в порядке медиации до того, как обратиться в суд. Могут они принять такое решение и уже в ходе рассмотрения дела в суде общей юрисдикции, арбитражном или третейском суде.
В России уже несколько лет действует Научно-методический центр медиации и права, глава этого центра Цисана Шамликашвили в своем интернет-интервью ИА «Гарант» пояснила, что для понимания новизны и всей сути явления необходимо различать медиацию и посредничество в широком смысле слова. Гражданский и Арбитражно-процессуальный кодексы РФ предусматривают различные формы посредничества, наиболее популярной из которых является третейский суд. Однако Шамликашвили сделала акцент на следующем: «Посредник зачастую приглашает стороны, чтобы помочь им договориться по спору. При этом он уже точно знает, что им предложит. Часто стороны идут по пути наименьшего сопротивления, но это немногим отличается, допустим, от той же судебной процедуры, с точки зрения контроля над процессом разрешения. В то же время это небезопасно, т.к. решение такого посредника не всегда опирается на право. Там, где стороны не играют активную роль в поиске и выработке договоренностей по спору, они вверяют право на окончательное решение кому-то третьему, утрачивая возможность влиять на его содержание, если не в полной мере, то отчасти. Медиатор же, напротив, активно вовлекает стороны в процесс урегулирования, со своей стороны прилагая усилия, чтобы помочь им прийти к консенсусу, но «не предлагает и тем более не выносит решение по спору».[3]
Благодаря принятому 27 июля 2010 года Федеральному закону № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиация стала легитимным способом урегулирования правовых споров, что является основанием для её дальнейшего развития и применения в различных сферах юрисдикционной деятельности. То обстоятельство, что в названном Федеральном законе нотариусы, адвокаты в числе лиц, осуществляющих процедуру медиации, не упомянуты - ничуть не умаляет их роли в этом процессе - ибо они занимаются этой деятельностью повседневно, и она является составной частью их профессии.
В силу последнего обстоятельства, введение медиационной процедуры должно стать одной из мер по преодолению коррупции, поскольку медиатора просто ни к чему склонять на сторону одного из участников конфликта. По замечаниям специалистов Центра, медиация помогает сэкономить время и эмоциональные силы сторон, а также сохранить конфиденциальность, тогда как судебные процессы, как правило, публичны. В отличие от суда, она основана на сотрудничестве, а не состязательности.
Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда:
- в будущем стороны могут
иметь тесные деловые или
- судебное решение по данному делу, скорее всего, будет обжаловано; спор очень сложен в фактическом или юридическом плане;
- спор затрагивает
- стороны по каким-либо
Процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.
Медиатор, выбранный или назначенный, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию.
Подготовка любого специалиста - это обучение, а, следовательно, получение определенных знаний и навыков. При подготовке медиаторов существует определенная специфика, потому что здесь очень серьезные требования предъявляются к личности медиатора. Вот почему человек, планирующий стать посредником, обязан понимать, что, даже пройдя курс обучения и получив сертификат на право работы медиатором, он должен будет постоянно совершенствоваться, накапливая практический опыт, поддерживая и улучшая приобретенные навыки, проходить дополнительное обучение с целью углубления знаний и повышения профессиональной компетентности.
За рубежом спектр систем обучения медиации и программ очень обширен: от пятидневных интенсивных курсов до 500-600-часовых программ обучения.[4] Но любой курс, независимо от его продолжительности, требует закрепления практическим опытом. Именно поэтому, сертифицируя медиаторов, предъявляются дополнительные требования к их аккредитации, важным критерием которой является опыт проведения не менее пяти процедур медиации за год после обучения.
Чтобы чувствовать себя уверенно во время проведения процедуры, медиатор должен постоянно вести практическую деятельность. Кроме того, практика дает медиатору возможность найти свой собственный стиль. И что самое главное, каждый медиатор, вне зависимости от того, где он проходил обучение, должен быть последовательным в приверженности профессиональной этике медиатора. В России еще нет своего кодекса для медиаторов, хотя сейчас идет активная работа над ним. Медиатору (посреднику) необходимо, прежде всего, соответствовать требованиям профессиональной этики. Затем, это должен быть обученный, сертифицированный специалист, владеющий навыками поведения процедуры медиации. Одним из требующих обязательного законодательного закрепления является статус медиатора (посредника). На законодательном уровне, у него должен быть свидетельский иммунитет.
Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Неоправданно низкие требования к непрофессиональному медиатору. Никаких требований к образованию не предъявляется. Между тем медиатор – это профессионал, умеющий конструктивно вести диалог. То есть в принципе непрофессиональным посредником может быть и неграмотный человек. Между тем Закон не исключает возможности оплаты его деятельности.
А как же быть с обучением, проведением их аттестации и контролем за качеством оказания услуг в сфере медиации? Эффективность процедуры медиации во многом определяется особыми качествами медиатора. Он не только должен быть первоклассным юристом, но и обладать, прежде всего, способностью к примирению конфликтующих сторон на взаимоприемлемых условиях. Такие специалисты вдруг не появляются.
Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 настоящего Федерального закона (Статья 16. Осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе гласит: «1. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 2. Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации. Указанные организации могут быть членами саморегулируемых организаций медиаторов. 3. Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе»).
Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Медиатор не вправе:
1) быть представителем какой-
2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
3) осуществлять деятельность
4) делать без согласия сторон
публичные заявления по
Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
Информация о работе Правовая регламентация способов урегулирования споров